Зачем китайцы пробуют уксус?
Если вам доведётся побывать в Китае или Японии, вы обязательно наткнётесь на картины или скульптуры, изображающие трёх пожилых мужчин, стоящих вокруг большого кувшина или бочки с какой-то жидкостью.
По-китайски этот сюжет называется «Пробующие уксус» (尝 醋 图). Кто же эти трое? И почему у одного из них лицо искривившееся, у второго – скорбное, а третий улыбается?
Оказывается, это аллегорическое (то есть образное) изображение трёх главных религиозно-философских учений Китая (и частично Японии): конфуцианства, буддизма и даосизма. Вокруг кувшина с уксусом собрались не просто пожилые люди, а основатели этих религий: Кун Цзы (Конфуций), Будда (Сиддхартха Гаутама) и Лао Цзы. Кун Цзы, пробуя уксус, скривился от отвращения; лицо Будды полно печали и скорби; Лао Цзы выглядит довольным. Что это означает?
Уксус в кувшине символизирует жизнь человека, его жизненный путь. Согласно учению Конфуция, когда-то жизнь была полна гармонии, но сейчас ушла с истинного пути. Идеал учения Конфуция – строгий порядок, следование правилам, гармония, «всё в своё время и на своём месте». Уксус, по Конфуцию, – это «неправильное вино» (то есть скисшее). Всё, что «нарушает порядок», должно быть или исправлено, или выброшено за ненадобностью и вредностью. Именно поэтому лицо Конфуция перекошено – вкус уксуса (то есть жизни, как она есть) для него отвратительно-кислый.
В середине композиции – Будда со скорбным, спокойно-грустным лицом. По учению Будды жизнь – это нескончаемая череда страданий. К страданиям приводят страсти, неисполнимые желания. Земной мир полон иллюзий, обмана, ловушек, которые заставляют человека постоянно испытывать боль. Единственный способ избавиться от этого – суметь отрешиться от всех желаний и тем самым достичь состояния высшего совершенства (нирваны). Именно поэтому на картине для Будды вкус уксуса – горький, каждый «глоток жизни» для этого мудреца есть страдание.
А что же Лао Цзы, основатель даосизма, учения о Дао? Согласно этому учению, миром правят не законы, придуманные человеком, а законы природы. Чем больше человек пытается вмешиваться в законы мира, тем больше он нарушает Дао, всемирное равновесие. Вкус уксуса кислый потому, что это уксус, а значит, это отвечает естественному ходу вещей. Кислота или сладость, радость или печаль – у всего этого есть место во всемирном равновесии. Для человека, постигшего Дао, жизнь всегда естественна и полна радости – именно поэтому на лице мудреца улыбка.
Оказывается, это аллегорическое (то есть образное) изображение трёх главных религиозно-философских учений Китая (и частично Японии): конфуцианства, буддизма и даосизма. Вокруг кувшина с уксусом собрались не просто пожилые люди, а основатели этих религий: Кун Цзы (Конфуций), Будда (Сиддхартха Гаутама) и Лао Цзы. Кун Цзы, пробуя уксус, скривился от отвращения; лицо Будды полно печали и скорби; Лао Цзы выглядит довольным. Что это означает?
Уксус в кувшине символизирует жизнь человека, его жизненный путь. Согласно учению Конфуция, когда-то жизнь была полна гармонии, но сейчас ушла с истинного пути. Идеал учения Конфуция – строгий порядок, следование правилам, гармония, «всё в своё время и на своём месте». Уксус, по Конфуцию, – это «неправильное вино» (то есть скисшее). Всё, что «нарушает порядок», должно быть или исправлено, или выброшено за ненадобностью и вредностью. Именно поэтому лицо Конфуция перекошено – вкус уксуса (то есть жизни, как она есть) для него отвратительно-кислый.
В середине композиции – Будда со скорбным, спокойно-грустным лицом. По учению Будды жизнь – это нескончаемая череда страданий. К страданиям приводят страсти, неисполнимые желания. Земной мир полон иллюзий, обмана, ловушек, которые заставляют человека постоянно испытывать боль. Единственный способ избавиться от этого – суметь отрешиться от всех желаний и тем самым достичь состояния высшего совершенства (нирваны). Именно поэтому на картине для Будды вкус уксуса – горький, каждый «глоток жизни» для этого мудреца есть страдание.
Слева направо: Лао Цзы, Будда, Конфуций
А что же Лао Цзы, основатель даосизма, учения о Дао? Согласно этому учению, миром правят не законы, придуманные человеком, а законы природы. Чем больше человек пытается вмешиваться в законы мира, тем больше он нарушает Дао, всемирное равновесие. Вкус уксуса кислый потому, что это уксус, а значит, это отвечает естественному ходу вещей. Кислота или сладость, радость или печаль – у всего этого есть место во всемирном равновесии. Для человека, постигшего Дао, жизнь всегда естественна и полна радости – именно поэтому на лице мудреца улыбка.
Комментарии1