«На войне все средства хороши», почему на самом деле отдали Москву французам?
Русский человек во все времена был настроен решительно на борьбу с врагом. Лучше уничтожить всё, броситься на танк с гранатой, даже спалить собственные города, но не покориться. Сожжённая Москва 1812 года - победа или поражение?
Со школьных лет я помню строки из произведения Лермонтова о том, что, «а не зря ли Москва отдана французам».
«Скажи-ка, дядя, ведь недаромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?
Вероятно, этот вопрос волновал современников. А ведь и по прошествии лет тоже возникает эта тема. Мне всегда казалось, что если столица любой страны занята врагом, то это значит, что наступило время подписывать капитуляцию. Но в 1812 году было не так. Может быть Кутузов решил сжечь всё дотла, лишь бы не оставлять Москву противнику. Ход, безусловно, категорический.
Предлагаю погрузиться в историю и узнать об этом побольше.
Время диктует законы
Шел 1812 год, русская армия понесла большие потери в битве под Бородином, Кутузов понимал, что такое положение дел не способствует бодрому духу солдат. Требовалось время для восстановления. Ввязываться в ещё один бой значило ещё одно поражение. Кутузов принял решение отступать.
14 сентября был получен приказ поворачивать на рязанскую дорогу и покинуть Первопрестольную.
Это значило тоже самое, что отдать противнику свой дом. Дом, в котором он будет чувствовать себя полным хозяином и торжествовать. Этого допустить было нельзя!
Белокаменная горела. Её умышленно подожгли отступающие части. Ветер усиливался и уже 17 сентября пожар приобрёл такую мощь, что остановить его был не в силах никто. Дело усугублялось ещё и тем, что в то время большинство домов были деревянными и словно созданы для того, чтобы быть поглощенными пламенем.
Русские солдаты, отступая через город, не понимали до конца, почему им приказано поступать именно так. Они думали, что идут в обход. Кто-то из местного населения их утешал, кто-то обвинял. Всё-таки не в крови у русского человека отступать.
Коварство или расчёт
План Кутузова начал действовать уже через месяц. Способствовали тому и российские заморозки. В полусожжённой Москве было холодно и голодно, возникли проблемы с продовольствием.
Французы привыкли к более лояльному климату и в суровых условиях чувствовали себя не комфортно. Безусловно, Наполеон очень строго расправился с теми, кто был обвинён в диверсии. 400 человек были казнены, но процесс уже был запущен.
Итак, уже 18 октября Бонапарт принимает решение покинуть Москву, но перед этим он приказывает солдатам заложить порох под все здания, за исключением Воспитательного дома.
В ожесточении Наполеон решает уничтожить Белокаменную под самое основание. Но либо его войска отступали довольно быстро, либо запасов пороха было не достаточно, но Кремль был разрушен не полностью, хотя столица понесла колоссальные потери.
Тем не менее, Наполеон покинул Москву. Мне кажется, что у русского человека всегда было три товарища, на которых он мог положиться во все времена. И это не руководство, не финансирование. Это русские дороги, русские морозы и русское «авось».
Сложно сказать, что думали сами жители столицы, как оценивали решение Кутузова. Но знаю, как тяжело оставаться в городе или селе, не важно, когда в него входит армия противника. Если бы ключи от Москвы были отданы по согласию, то французы обязаны были бы придерживаться хоть каких-то цивилизованных правил по отношению к местному населению. А так они получили полное право заниматься мародёрством, грабить и убивать. Никто в тот момент не мог быть покоен на свою жизнь.
К тому же враг не щадил чужую культуру, и были уничтожены многие исторические ценности, без возможности восстановления.
По некоторым источникам в огне погибло около 30 тыс. человек, в том числе и раненые солдаты. Были ли шансы на спасение? По тем же источникам, предусмотрительно были вывезены все средства, которыми можно было бы затушить пожар.
Обратный счёт
Тактика выжженной земли часто использовалась в России и не только в те далёкие годы. Когда на СССР напала фашистская Германия, применили тот же подход, стратегические объекты минировались, припасы еды вывозились, о местном населении мало кто беспокоился, была высшая цель и каждый сознательный гражданин должен был это понимать.
Но правду поёт Игорь Расторгуев, о том, что если мы отступаем – значит мы вперёд идём. Как и вышло, и Москва стала точкой отсчёта крушения Бонапарта и его блестящей армии.
Говорят, что на войне все средства хороши и победителей не судят. Возможно, что это и так, хотя погибшим мирным жителям это сложно объяснить. Но как бы там ни было, история показывает, что решение Кутузова оказалось верным. Москва оказалась за русским народом и то, что могло быть поражением обернулось победой.
Наполеон не смог до конца просчитать ни страну, ни нрав её народа. Да, победа легко не даётся никогда, но она того стоит. А город восстановили, и сейчас он сияет ярче, чем самая яркая звезда.