Зачем верующие молятся мощам, если душа покидает тело после смерти?
Мощи – останки людей, которые после смерти были объявлены святыми. Фрагменты тела, обрывки одежды и даже пепел праведников активно используются при богослужении и веками хранятся в церквях для назидания верующим.
Как мощи стали главными христианскими святынями? Почему, с точки зрения религии, человеческий прах, лишенный души, сохраняет божественную силу, и какие останки могут претендовать на статус благодатных?
Чудеса веры
Согласно Церкви, мощи сохраняют в себе часть божественного дара, данного святому человеку при жизни.
Артефакт способен творить чудеса, выступать посредником между Богом и людьми, доносить молитвы верующих.
Однако мощами признаются не все останки. Верным признаком сохранения в костях благодати является их нетленность. Если спустя века после гибели праведника его останки не превратились в прах, не разложились и сохранили презентабельный вид, то они еще излучают силу от божьего присутствия.
При этом от таких мощей, вопреки разумному объяснению, исходит приятный запах, излучается красота, а прикосновение к ним успокаивает и наполняет душу любовью.
Таким образом, несмотря на покидание тела души, останки могут сохранять божественное присутствие – его след.
Любопытно, что разделение мощей никак не влияет на их святость. Даже малая часть останков сохраняет всю силу благодати.
Как бы то ни было с 787 года, после Второго Никейского Собора, без мощей не проходит ни одна литургия, с их помощью лечатся болезни, освещается вода, вселяется вера в души сомневающихся и т.д.
Критика
С научной точки зрения, поклонение мощам является абсурдом.
Как правило, останки праведников после смерти грамотно мумифицируются. Этим и объясняется хорошая сохранность.
Кроме того, мощи часто фальсифицируются – одни и те же кости одного и того же святого могут храниться в разных церквях. При этом каждая церковь претендует на истинность именно своих святынь.
В целом, текст Ветхого Завета резко осуждает поклонение частям усопшего человека. Прикосновение к мертвому телу делает человека нечистым на протяжении семи дней. Ни о какой благодати речи даже не идет.
Чудеса веры
Согласно Церкви, мощи сохраняют в себе часть божественного дара, данного святому человеку при жизни.
Артефакт способен творить чудеса, выступать посредником между Богом и людьми, доносить молитвы верующих.
Однако мощами признаются не все останки. Верным признаком сохранения в костях благодати является их нетленность. Если спустя века после гибели праведника его останки не превратились в прах, не разложились и сохранили презентабельный вид, то они еще излучают силу от божьего присутствия.
Реликварий с мощами Георгия Победоносца
При этом от таких мощей, вопреки разумному объяснению, исходит приятный запах, излучается красота, а прикосновение к ним успокаивает и наполняет душу любовью.
Таким образом, несмотря на покидание тела души, останки могут сохранять божественное присутствие – его след.
Любопытно, что разделение мощей никак не влияет на их святость. Даже малая часть останков сохраняет всю силу благодати.
Как бы то ни было с 787 года, после Второго Никейского Собора, без мощей не проходит ни одна литургия, с их помощью лечатся болезни, освещается вода, вселяется вера в души сомневающихся и т.д.
Критика
С научной точки зрения, поклонение мощам является абсурдом.
Как правило, останки праведников после смерти грамотно мумифицируются. Этим и объясняется хорошая сохранность.
Французская открытка конца 19 – начала 20 века, наглядная критика почитания мощей. На одном изображении помещены все части мощей Власия, которые находятся в разных городах.
Кроме того, мощи часто фальсифицируются – одни и те же кости одного и того же святого могут храниться в разных церквях. При этом каждая церковь претендует на истинность именно своих святынь.
В целом, текст Ветхого Завета резко осуждает поклонение частям усопшего человека. Прикосновение к мертвому телу делает человека нечистым на протяжении семи дней. Ни о какой благодати речи даже не идет.
Комментариев пока нет