Что будет, если «сточить» Гималаи и Кавказ напильником?
Про великую Китайскую стену все слышали, но мы хотим рассказать про другую стену. Вот уж стена так стена – высотой до 8 километров, а длиной... Измерить её всю просто нереально, но чисто по прямой она тянется на десять тысяч километров. Проходит она через Китай, Монголию, Индию, Непал, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Иран, Турцию, Азербайджан, Армению, Грузию, Абхазию, Россию, Украину, Польшу, Словакию, Австрию, Германию, Швейцарию, Италию, Францию и заканчивается в Испании – на берегу Атлантического океана!
Догадались? Великая азиатская стена сложена горными хребтами и горными странами. Основными являются Гималаи, Тибетское нагорье, Памир, Иранское нагорье, Кавказ, Карпаты, Альпы, Пиренеи, но это далеко не полный список!
Но разве можно записывать в один список Альпы, Кавказ и Гималаи? Оказывается, можно. Потому что все эти горные системы, отстоящие друг от друга на десятки тысяч километров, имеют общее происхождение и колоссальным образом влияют на всю нашу планету, прежде всего на её климат!
Стена? Холодильник? Сушилка? Кладовка?
Как вообще горы оказывают влияние на планету? Прежде всего горы – это самая настоящая «стена» высотой в несколько километров. Чему не даёт перемещаться эта стена? Конечно же, массам воздуха!
Если вы хотя бы раз в жизни пересекали Кавказские горы (скажем, путешествуя из России через Грузию дальше в Армению), то наверняка обратили внимание, как резко меняется климат. Воздух становится более тёплым и влажным, климат из сухого и холодного превращается почти в субтропический, «средиземноморский». Ещё острее разницу ощущаешь, если пересекаешь Гималайский хребет – с северной стороны у нас будет суровое холодное Тибетское нагорье и песчаная пустыня Такла-Макан...
Почему так? Далеко на юге, на экваторе, воздух нагревается тропическим солнцем, насыщается влагой и начинает своё путешествие по планете. Он движется на север, всё дальше и дальше – и... упирается в нашу «великую азиатскую стену». В результате мы получаем «там за стеной» погоду излишне жаркую, а «тут у нас» – весьма холодную!
Но горы, покрытые ледниками – это ещё и огромных размеров «холодильник». Тёплый тропический воздух несёт с собой влагу, столь необходимую и растениям, и людям, и животным. Но встречается с холодными воздушными массами «стекающими» с горных вершин, вода конденсируется и проливается обильными тропическими ливнями – где? – снова «там за стенкой». В Индии дождь может литься, почти не прекращаясь, несколько месяцев...
...зато к северу от Гималайских гор – сплошные пустыни: Гоби, Такла-Макан, Каракумы, Кызылкум...
Горный «холодильник», получается, не только остужает воздух – он «вытягивает» из него влагу, превращает воду в снег, а снег ложится на вершинах гор и таять не собирается. Так что у нас ещё и «сушилка» и «кладовка для воды» планетного масштаба выходит! Весной и летом ледники чуть-чуть оттаивают, питая родники и горные реки – но именно что «чуть-чуть». Горы «забирают» из воздуха больше воды, чем отдают обратно!
Операция «Напильник»
Представим себе, что у нас вдруг появился гигантский напильник, которым можно взять и «спилить» горы «великой азиатской стены». Что бы тогда произошло? А произошло бы удивительное дело: тропический тёплый и влажный воздух с Индийского океана двинулся бы к нам, на север, неся с собой тепло и воду! В Индии климат стал бы прохладнее и суше – зато на севере он стал бы намного мягче, «сибирские морозы» исчезли бы навсегда. Вместо пустынь Монголии, Китая, Казахстана и Узбекистана мы бы увидели полные жизни зелёные луга и леса, а в Москве и Петербурге установилась бы «средиземноморская» погода – как в Сочи или Стамбуле или даже теплее. Берега Северного Ледовитого Океана поросли бы густым лесом (вместо нынешних арктических пустынь), а в Баренцевом Море и Море Лаптевых стало бы можно запросто купаться!
Здорово, правда? Но... дело в том, что тёплый влажный воздух «на достигнутом» не остановится, он пойдёт дальше на север. Начнёт стремительно таять ледник на острове Гренландия, вода в мировом океане начнёт подниматься. Так что вместо банановых плантаций в Заволжской степи мы увидели бы непроходимые гигантские болота, в которые не замедлит заселиться всякая тропическая живность типа москитов, малярийных комаров и других южных кровососов. Санкт-Петербург затопило бы, точно так же, как и десятки крупнейших городов мира – не осталось бы ни Нью-Йорка, ни Лондона, ни Амстердама, ни Стокгольма, ни Гамбурга. В общем, за «эксперимент с напильником» мы бы поплатились всепланетной катастрофой.
* * *
Как же возникла «великая азиатская стена» (или, как её правильно называют учёные – Альпийско-Гималайский, или Средиземноморский, складчатый пояс»)?
Давным-давно (65 миллионов лет назад, в палеоцене) Индия не была частью Азии, а была... островом! А ещё раньше она составляла единое целое с Африкой, Антарктидой и Южной Америкой. Между Индией, Азией, Европой и Африкой располагался огромный тёплый океан Тетис, а климат был «райский» – тёплый, субтропический, без ледников и снега. Однако под действием глубинных сил в недрах Земли полуостров Индостан и Африка «поплыли» на север...
Около 33 миллионов лет назад Индия «врезалась» в Азию и начала, как гигантский бульдозер, медленно «сдавливать». Чуть позже Африка точно так же «въехала» в Европу. Стали подниматься горы. Океан Тетис сперва рассыпался в цепочку отдельных морей, а затем и вовсе пересох, образовав гигантские песчаные пустыни (Такла-Макан, например).
Образовавшаяся «стена» начала свою медленную работу по отделению юга от севера – климат стал более суровым, на вершинах гор начали скапливаться ледники... Этот процесс длился не годы, не тысячи – миллионы лет, десятки миллионов!
«Но он хотя бы закончился?» – спросите вы. Нет, не закончился, он всё ещё продолжается. Силы, сдавливающие Африку с Европой, а Индию с Азией, до сих пор не затихли!
Самое простое тому подтверждение – бутылка минеральной воды, купленная в магазине. Знаменитые «Ессентуки», «Нарзан» и другие северокавказские минеральные воды, холодные и горячие, образуются потому, что Эльбрус – это активный вулкан, а активные вулканы – явный признак того, что горообразовательные процессы всё ещё идут, и через сколько миллионов или даже десятков миллионов лет они затихнут – не в состоянии предсказать ни один учёный.
Так что «великая стена» пока только растёт, и апельсиновых рощ с банановыми плантациями в Мурманске или Калуге мы с вами, скорее всего, не увидим. Хотя... Кто знает...