Основная цель испанской инквизиции: не ведьмы. Но кто?
Пресвятая испанская инквизиция.
Служба, по поводу которой слухов, домыслов и мифов нагорожено столько, что иному государству хватит на тысячу лет писаной истории. Хотя летопись испанской (не считая всех прочих) инквизиции немногим моложе: в стране Сервантеса и Дон Кихота она работала с 1478 по 1834 год...
В современной культуре образ инквизитора изрядно клиширован. Во многом благодаря Голливуду инквизитор воспринимается в первую очередь как охотник за ведьмами и колдунами. На самом деле все гораздо сложнее. Для инквизиционных трибуналов ведьмы стояли где-то на третьей-четвертой степени значимости после гораздо более опасных существ...
Основные задачи инквизиции
Инквизиция, как служба, была создана в Испании (точнее, тогда еще - только в объединенном королевстве Кастилии и Арагона) в 1478 году, во время знаменитого правления Фердинанда и Изабеллы. На ведьм тогда всем было глубоко начихать. Шла война, тяжелая, изматывающая, но потихоньку приближающаяся к концу война с маврами - бывшими хозяевами Пиренейского полуострова. В их руках оставался последний форпост - Гранада.
Королям требовались деньги. Война - крайне затратное мероприятие, понимаете ли. Чтобы она окупилась грабежами и контрибуциями, необходимо побеждать. Чтобы побеждать, нужны солдаты. Солдатам нужно платить, их нужно содержать. Требуются горы оружия, пороха, доспехов, еды, амуниции и всякого прочего.
Америка еще не была открыта. До потока ацтекского и инкского золота оставались долгие годы.
А война иссушала казну вот сейчас, сию минуту.
И тогда... Тогда кому-то на ум пришла гениальная идея. В Испании (будем называть страну привычным термином), понимаете ли, жило очень много евреев. Особенно в Севилье - этот город считался прямо-таки их оплотом. Евреев испанские власти вынуждали принимать крещение; новообращенные иудо-христиане назывались "мараны".
И так вышло - исторический факт, сторонники еврейских заговоров могут радоваться - что многие мараны обладали значительными денежными средствами и занимали в государстве позиции лидеров.
Так, например, маранами были:
Франсиско Гурреа, один из губернаторов Арагона;
Луи Санчес - генеральный судья;
его брат Габриэль Санчес - генеральный казначей того же королевства;
Луи Гонсалес - хранитель печати.
В Севилье секретарем министерства юстиции был некто Мигель - маран.
Его заместителем - Мисер Хаиме де Луна, тоже маран.
Алькальд Памплоны Мосен Луи Сантангел, даже викарий епископата Сарагосы (!)
Мисер Педро Монфор, Гонсало Франко - начальник кастильской счетной палаты, епископ (!)
Кории Хуан Малуэнда - все они были маранами или потомками маранов.
При этом обычный испанский народ, в то время - весьма-таки фанатичный приверженец католицизма, маранов люто ненавидел за демонстративное, во многих случаях, пренебрежение нормами и традициями христианской веры. Многие мараны соблюдали каноны католичества сугубо "для проформы", и всем это было очевидно.
Один из многочисленных примеров: в 1473 году в Кордове какая-то девочка выплеснула грязную воду из окна дома богатого марана. Помои угодили на христианскую процессию, которая двигалась по улице. И в Кордове вспыхнул бунт, длившийся целых три дня. Кончилось тем, что маранов просто выселили из города.
Понимаете сложившуюся ситуацию? В стране есть прослойка богатых людей, которые находятся - однако - в конфронтации с церковью и с народом. Первая за них не вступится, а второй спит и видит, чтоб они куда-нибудь делись. Они, по сути, почти беззащитны.
И маранов решили раскулачить...
Первый инквизиционный трибунал был сформирован именно в Севилье - "рассаднике" маранской "ереси". Именно еретиками они официально и считались. Каждый маран, по сути, подозревался в том, что хоть раз, но исполнял какие-то религиозные и национальные обычаи евреев - а этого инквизиции было достаточно.
Уже в состав первого инквизиционного трибунала в 1481 году в Севилье включили двух... приемщиков имущества еретиков - Диего де Мерло и Феранда Янеса де Лобона. Первый же официальный акт трибунала, заверенный первыми инквизиторами Испании - Мигелем де Морильо и Хуаном де Сан-Мартином - предписывал всем кастильским дворянам задерживать бежавших из Севильи новохристиан и передавать их в руки властей.
Под раздачу попали и мориски - крещеные мавры, которых также было очень много. Они тоже считались"новохристианами"...
В течение 9 месяцев трибунал приговорил к аутодафе - сожжению - 298 человек. Еще 79 - к пожизненному заключению. Имущество их конфисковали.
В дальнейшем инквизиционные трибуналы по всей Испании в течение последующих ста - ста пятидесяти (примерно) лет действовали по одной несложной схеме. Трибунал объявлял в конкретном городе "срок милости и прощения" - примерно 30-40 дней. За это время все "еретики" города имели возможность покаяться в грехах, если таковые имелись. В этом случае их подвергали значительным денежным штрафам, конфисковывали часть имущества, но "прощали" - то есть не казнили.
Фишка была в том, что "кающийся еретик" обязан был назвать всех известных ему "еретиков" - соседей, друзей, родственников и т.п. И если они не приходили с покаянием во время "льготных дней" - то им доставалось по полной, вплоть до пожизненного рабства на галерах, тюрьмы или костра. Имущество, понятное дело, конфисковывалось уже не частью, а полностью, до последнего грошика.
Дело приняло такой размах, что в 1482 году даже Папа Римский Сикст IV обратился к королевской чете с буллой, где осуждал деятельность севильского трибунала. А венценосная пара, если переводить с дипломатического языка на простонародный, послала папу известным маршрутом по знакомому адресу. Удивительно? А вы вспомните, что германские, например, императоры вообще долгое время с Ватиканом воевали. И чихать хотели на "авторитет Церкви"...
"Эксперимент" с трибуналом в Севилье был признан удачным.
В сентябре 1483 года был назначен главнейший великий инквизитор Кастилии и Арагона, знаменитый Томас Торквемада - и золото потекло в казну рекой. Оседая, очевидно в виде осадков, в карманах отцов-инквизиторов. Но это уже, как говорится, совсем другая история...))
Во многом именно на эти деньги Испания смогла завершить войну с маврами. 2 января 1492 года сдался Боабдиль - последний владетель Гранады. Но от инквизиции никто отказываться не собирался - слишком большие там крутились средства, знаете ли...
А что ведьмы с магами?
Они попадали под раздачу от случая к случаю. Причем ведьм (маги считались именно что еретиками) многие инквизиторы считали просто-напросто душевнобольными женщинами. Первый случай сожжения ведьмы - 1498 год, Сарагоса - не повезло некоей Грасии Лавалье. А в 1526 году в Гранаде вообще собрали конгрегацию, на которой решали вопросы - существуют ведьмы или нет, сумасшедшие они или настоящие колдуньи, если существуют, то какому суду подлежат - светскому или церковному, и т.п.
В конце концов, если не вдаваться в подробности, решили, что просто-напросто "бабы-дуры". Но об этом будет следующая статья...
Охота на ведьм, в отличие от охоты на богатых маранов и морисков (крещеных мавров), не приносила особенного дохода. Поэтому за "магические преступления" инквизиция в первые века своего существования карала сравнительно редко, и зачастую гораздо мягче, чем за ересь.
Все, как всегда, решала экономика. А религия шла просто-напросто идеологическим довеском...
©дневник ролевика
Инквизиция, как служба, была создана в Испании (точнее, тогда еще - только в объединенном королевстве Кастилии и Арагона) в 1478 году, во время знаменитого правления Фердинанда и Изабеллы. На ведьм тогда всем было глубоко начихать. Шла война, тяжелая, изматывающая, но потихоньку приближающаяся к концу война с маврами - бывшими хозяевами Пиренейского полуострова. В их руках оставался последний форпост - Гранада.
Королям требовались деньги. Война - крайне затратное мероприятие, понимаете ли. Чтобы она окупилась грабежами и контрибуциями, необходимо побеждать. Чтобы побеждать, нужны солдаты. Солдатам нужно платить, их нужно содержать. Требуются горы оружия, пороха, доспехов, еды, амуниции и всякого прочего.
Америка еще не была открыта. До потока ацтекского и инкского золота оставались долгие годы.
А война иссушала казну вот сейчас, сию минуту.
И тогда... Тогда кому-то на ум пришла гениальная идея. В Испании (будем называть страну привычным термином), понимаете ли, жило очень много евреев. Особенно в Севилье - этот город считался прямо-таки их оплотом. Евреев испанские власти вынуждали принимать крещение; новообращенные иудо-христиане назывались "мараны".
И так вышло - исторический факт, сторонники еврейских заговоров могут радоваться - что многие мараны обладали значительными денежными средствами и занимали в государстве позиции лидеров.
Так, например, маранами были:
Франсиско Гурреа, один из губернаторов Арагона;
Луи Санчес - генеральный судья;
его брат Габриэль Санчес - генеральный казначей того же королевства;
Луи Гонсалес - хранитель печати.
В Севилье секретарем министерства юстиции был некто Мигель - маран.
Его заместителем - Мисер Хаиме де Луна, тоже маран.
Алькальд Памплоны Мосен Луи Сантангел, даже викарий епископата Сарагосы (!)
Мисер Педро Монфор, Гонсало Франко - начальник кастильской счетной палаты, епископ (!)
Кории Хуан Малуэнда - все они были маранами или потомками маранов.
При этом обычный испанский народ, в то время - весьма-таки фанатичный приверженец католицизма, маранов люто ненавидел за демонстративное, во многих случаях, пренебрежение нормами и традициями христианской веры. Многие мараны соблюдали каноны католичества сугубо "для проформы", и всем это было очевидно.
Один из многочисленных примеров: в 1473 году в Кордове какая-то девочка выплеснула грязную воду из окна дома богатого марана. Помои угодили на христианскую процессию, которая двигалась по улице. И в Кордове вспыхнул бунт, длившийся целых три дня. Кончилось тем, что маранов просто выселили из города.
Понимаете сложившуюся ситуацию? В стране есть прослойка богатых людей, которые находятся - однако - в конфронтации с церковью и с народом. Первая за них не вступится, а второй спит и видит, чтоб они куда-нибудь делись. Они, по сути, почти беззащитны.
И маранов решили раскулачить...
Первый инквизиционный трибунал был сформирован именно в Севилье - "рассаднике" маранской "ереси". Именно еретиками они официально и считались. Каждый маран, по сути, подозревался в том, что хоть раз, но исполнял какие-то религиозные и национальные обычаи евреев - а этого инквизиции было достаточно.
Уже в состав первого инквизиционного трибунала в 1481 году в Севилье включили двух... приемщиков имущества еретиков - Диего де Мерло и Феранда Янеса де Лобона. Первый же официальный акт трибунала, заверенный первыми инквизиторами Испании - Мигелем де Морильо и Хуаном де Сан-Мартином - предписывал всем кастильским дворянам задерживать бежавших из Севильи новохристиан и передавать их в руки властей.
Под раздачу попали и мориски - крещеные мавры, которых также было очень много. Они тоже считались"новохристианами"...
В течение 9 месяцев трибунал приговорил к аутодафе - сожжению - 298 человек. Еще 79 - к пожизненному заключению. Имущество их конфисковали.
В дальнейшем инквизиционные трибуналы по всей Испании в течение последующих ста - ста пятидесяти (примерно) лет действовали по одной несложной схеме. Трибунал объявлял в конкретном городе "срок милости и прощения" - примерно 30-40 дней. За это время все "еретики" города имели возможность покаяться в грехах, если таковые имелись. В этом случае их подвергали значительным денежным штрафам, конфисковывали часть имущества, но "прощали" - то есть не казнили.
Фишка была в том, что "кающийся еретик" обязан был назвать всех известных ему "еретиков" - соседей, друзей, родственников и т.п. И если они не приходили с покаянием во время "льготных дней" - то им доставалось по полной, вплоть до пожизненного рабства на галерах, тюрьмы или костра. Имущество, понятное дело, конфисковывалось уже не частью, а полностью, до последнего грошика.
Дело приняло такой размах, что в 1482 году даже Папа Римский Сикст IV обратился к королевской чете с буллой, где осуждал деятельность севильского трибунала. А венценосная пара, если переводить с дипломатического языка на простонародный, послала папу известным маршрутом по знакомому адресу. Удивительно? А вы вспомните, что германские, например, императоры вообще долгое время с Ватиканом воевали. И чихать хотели на "авторитет Церкви"...
"Эксперимент" с трибуналом в Севилье был признан удачным.
В сентябре 1483 года был назначен главнейший великий инквизитор Кастилии и Арагона, знаменитый Томас Торквемада - и золото потекло в казну рекой. Оседая, очевидно в виде осадков, в карманах отцов-инквизиторов. Но это уже, как говорится, совсем другая история...))
Во многом именно на эти деньги Испания смогла завершить войну с маврами. 2 января 1492 года сдался Боабдиль - последний владетель Гранады. Но от инквизиции никто отказываться не собирался - слишком большие там крутились средства, знаете ли...
А что ведьмы с магами?
Они попадали под раздачу от случая к случаю. Причем ведьм (маги считались именно что еретиками) многие инквизиторы считали просто-напросто душевнобольными женщинами. Первый случай сожжения ведьмы - 1498 год, Сарагоса - не повезло некоей Грасии Лавалье. А в 1526 году в Гранаде вообще собрали конгрегацию, на которой решали вопросы - существуют ведьмы или нет, сумасшедшие они или настоящие колдуньи, если существуют, то какому суду подлежат - светскому или церковному, и т.п.
В конце концов, если не вдаваться в подробности, решили, что просто-напросто "бабы-дуры". Но об этом будет следующая статья...
Охота на ведьм, в отличие от охоты на богатых маранов и морисков (крещеных мавров), не приносила особенного дохода. Поэтому за "магические преступления" инквизиция в первые века своего существования карала сравнительно редко, и зачастую гораздо мягче, чем за ересь.
Все, как всегда, решала экономика. А религия шла просто-напросто идеологическим довеском...
©дневник ролевика
Комментариев пока нет