Почему оркестр не может без дирижёра?
Не все понимают, зачем оркестру нужен дирижёр. Ведь у каждого музыканта есть свои ноты. Неудивительно, что многие задаются вопросом, каким образом человек, который даже сам ничего не исполняет, оказался самым главным в оркестре.
Однако отказ от исполнения музыки произошёл постепенно. Так сложилось исторически, когда задач у дирижёра оказалось столько, что он просто не успевал бы выполнить все.
А вот функций у дирижёра на самом деле очень много. По сути, без него оркестр в современном понимании практически невозможен.
Дирижёр управляет оркестром
Исторически развитие оркестров шло по мере их увеличения. В результате оказалось, что окрест может вмещать в себя несколько десятков, а иногда и несколько сотен музыкантов.
И, естественно, просто настраиваться друг на друга они не могут. В очень больших оркестрах музыканты нередко далеко расположены друг от друга. Поэтому они не всегда слышат партии своих коллег. И музыкантам на самом деле это не нужно: главное, чтобы вся музыка в полной мере доходила до слушателя. Тем не менее без дирижёра, как руководителя, не обойтись. Именно он координирует музыкантов между собой. Оркестранты смотрят на руки дирижёра и понимают, когда им нужно заканчивать, когда – начинать.
Музыкальная функция дирижёра
Руки дирижёра указывают музыкантам, где нужна громкость, а где ускорение темпа. Но зачем, если всё написано в нотах? Дело в том, что в нотах написано то, как именно партия должна исполняться в идеале. А теперь представьте себе, что музыку исполняет 100 человек. Или 200. Разумеется, кто-то может отклониться по разным причинам от своей партии. У кого-то инструмент будет звучать как-то не так. Когда кто-то допустил ошибку – дирижёр своё это слышит и корректирует по ходу.
Фактически, дирижёр исполняет функцию многоканального огромного пульта звукорежиссёра. Он улавливает любые отклонения и быстро вносит коррективы, чтобы всё звучало так, как надо. Благодаря ему получается отлаженная, красивая музыка. Дирижёров в этом плане программы до сих пор заменить не могут.
Эстетическая роль дирижёра
Её также называют функцией интерпретации. Дело в том, что многие партитуры можно исполнять по-разному. В хорошем оркестре обычно огромное количество музыкантов со своим опытом, навыками, авторитетом и мнениями. А теперь представьте себе, что было бы, если бы каждый решал, как именно все играют! Смогло бы такое количество людей когда-нибудь о чём-то договориться? С большой вероятностью – нет.
Чтобы оркестр вообще мог жить и функционировать как единый организм, ему нужен дирижёр, который будет отвечать за интерпретацию произведения. Именно поэтому даже классические произведения в исполнении тех или иных оркестров звучат по-разному.
В нотных записях многое упускалось. В прошлых веках не было принято записывать вещи, которые всем современникам оказывались понятными. В результате разбор отдельных партитур становится похожим на настоящий детектив. И иногда трактовать подходы можно по-разному, а кто-то должен взять на себя ответственность и принять конкретное решение. И для дирижёра это большой труд.
Организационное руководство
Дирижёры – это ещё и лидеры, готовые брать на себя ответственность не только в плане музыки. Они нередко принимают решения о том, кто на каких позициях будет играть, снимают или назначают музыкантов. Именно дирижёры берут в оркестр. А вот если музыкант не смог найти с дирижёром общий язык, то ему придётся искать другое место.
И именно к ним нередко обращаются по решению разных вопросов, в том числе далеко не всегда касающихся непосредственно музыки. Дирижёры следят за тем, чтобы в оркестре не было сильных конфликтов между музыкантами или чтобы они не мешали играть друг другу. Это тоже далеко не самая простая задача, особенно когда речь идёт о постоянном взаимодействии очень большого количества людей.
Таким образом, дирижёр нужен, чтобы существовал оркестр в том виде, в котором мы его все знаем. Безусловно, группа и 3-4 музыкантов может вполне обойтись и без дирижёра. А вот из нескольких десятков уже нет.
А вот функций у дирижёра на самом деле очень много. По сути, без него оркестр в современном понимании практически невозможен.
Дирижёр управляет оркестром
Исторически развитие оркестров шло по мере их увеличения. В результате оказалось, что окрест может вмещать в себя несколько десятков, а иногда и несколько сотен музыкантов.
И, естественно, просто настраиваться друг на друга они не могут. В очень больших оркестрах музыканты нередко далеко расположены друг от друга. Поэтому они не всегда слышат партии своих коллег. И музыкантам на самом деле это не нужно: главное, чтобы вся музыка в полной мере доходила до слушателя. Тем не менее без дирижёра, как руководителя, не обойтись. Именно он координирует музыкантов между собой. Оркестранты смотрят на руки дирижёра и понимают, когда им нужно заканчивать, когда – начинать.
Музыкальная функция дирижёра
Руки дирижёра указывают музыкантам, где нужна громкость, а где ускорение темпа. Но зачем, если всё написано в нотах? Дело в том, что в нотах написано то, как именно партия должна исполняться в идеале. А теперь представьте себе, что музыку исполняет 100 человек. Или 200. Разумеется, кто-то может отклониться по разным причинам от своей партии. У кого-то инструмент будет звучать как-то не так. Когда кто-то допустил ошибку – дирижёр своё это слышит и корректирует по ходу.
Фактически, дирижёр исполняет функцию многоканального огромного пульта звукорежиссёра. Он улавливает любые отклонения и быстро вносит коррективы, чтобы всё звучало так, как надо. Благодаря ему получается отлаженная, красивая музыка. Дирижёров в этом плане программы до сих пор заменить не могут.
Эстетическая роль дирижёра
Её также называют функцией интерпретации. Дело в том, что многие партитуры можно исполнять по-разному. В хорошем оркестре обычно огромное количество музыкантов со своим опытом, навыками, авторитетом и мнениями. А теперь представьте себе, что было бы, если бы каждый решал, как именно все играют! Смогло бы такое количество людей когда-нибудь о чём-то договориться? С большой вероятностью – нет.
Чтобы оркестр вообще мог жить и функционировать как единый организм, ему нужен дирижёр, который будет отвечать за интерпретацию произведения. Именно поэтому даже классические произведения в исполнении тех или иных оркестров звучат по-разному.
В нотных записях многое упускалось. В прошлых веках не было принято записывать вещи, которые всем современникам оказывались понятными. В результате разбор отдельных партитур становится похожим на настоящий детектив. И иногда трактовать подходы можно по-разному, а кто-то должен взять на себя ответственность и принять конкретное решение. И для дирижёра это большой труд.
Организационное руководство
Дирижёры – это ещё и лидеры, готовые брать на себя ответственность не только в плане музыки. Они нередко принимают решения о том, кто на каких позициях будет играть, снимают или назначают музыкантов. Именно дирижёры берут в оркестр. А вот если музыкант не смог найти с дирижёром общий язык, то ему придётся искать другое место.
И именно к ним нередко обращаются по решению разных вопросов, в том числе далеко не всегда касающихся непосредственно музыки. Дирижёры следят за тем, чтобы в оркестре не было сильных конфликтов между музыкантами или чтобы они не мешали играть друг другу. Это тоже далеко не самая простая задача, особенно когда речь идёт о постоянном взаимодействии очень большого количества людей.
Таким образом, дирижёр нужен, чтобы существовал оркестр в том виде, в котором мы его все знаем. Безусловно, группа и 3-4 музыкантов может вполне обойтись и без дирижёра. А вот из нескольких десятков уже нет.
Комментариев пока нет