Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
7
NikoniX
На uCrazy 18 лет 1 месяц
Интересное

Александра Коллонтай. Крылатый эрос и валькирия революции

Эта женщина была любима судьбой. Дочь царского генерала, в истории она осталась не только революционеркой, ближайшей соратницей Ленина, первой русской феминисткой, первой женщиной-министром и первой женщиной-дипломатом, но и одной из немногих представительниц «старых большевиков», кто умер естественной смертью.

Александра Коллонтай. Крылатый эрос и валькирия революции

Александра Михайловна Коллонтай (1872–1952)

Она прожила поистине полную, насыщенную жизнь, в которой было всё: благополучные детство и юность, прекрасное образование, любовь, брак и материнство, политическая и революционная борьба, снова любовь, успешная дипломатическая карьера, достойные старость и память. В жизни Александры Михайловны Коллонтай вообще было много любви, к которой она всегда была особенно отзывчива. Это – и последовательная борьба за освобождение от буржуазной морали в вопросах межполовых отношений, стало причиной несколько ироничного отношения к ней в исторической публицистике.

В 1923 году появилась статья «Дорогу крылатому Эросу», адресованная молодёжи, в которой Коллонтай призывала отдавать должное не только «Эросу бескрылому» (телесному влечению), но и чувствам. Идеал любви рабочего класса виделся ей как любовь-товарищество, где допустима полигамия, при условии, что учтены все аспекты человеческих отношений: «Идеология рабочего класса не ставит никаких формальных границ любви. Но зато идеология трудового класса уже сейчас вдумчиво относится к содержанию любви, к оттенкам чувств и переживаний, связывающих два пола».

Помимо теоретических работ, Александра Михайловна пыталась отразить свои взгляды и в прозе, написанной в зрелые годы. Пережив последний свой громкий любовный роман – гражданский брак с революционным матросом Дыбенко, который годился ей в сыновья, она пыталась творчески переосмыслить и отстоять свободную любовь.

Александра Коллонтай. Крылатый эрос и валькирия революции

Александра Коллонтай и "революционный матрос" Дыбенко


Несмотря на благополучную жизнь, в которой Александра Михайловна имела возможность следовать своим желаниям (выйти замуж по любви, затем, устав от брака, оставить мужа и сына), её путь в революцию был последовательным и осмысленным. В своих воспоминаниях Коллонтай пишет, как толчком для такого решения стал эпизод с обнаружением мертвого ребёнка в рабочих казармах Кренмгольской мануфактуры в Нарве, куда она попала случайно во время командировки мужа. Будущую революционерку потрясла обыденность маленькой смерти для окружающих: малыши играли на полу под присмотром шестилетней няни тут же, возле тела, а сама няня пояснила просто: «С ними это бывает, что они помирают среди дня. Вечером придёт тётя и уберёт». Для Коллонтай же, сын которой был ровесником несчастному ребёнку, началась новая жизнь.

Коллонтай вступила в РСДРП одной из первых. До этого она оказывала практическую помощь «Союзу борьбы за освобождения рабочего класса» и на всех этапах борьбы «женский вопрос» был её главной заботой. Во время революции 1905 года она поддерживала женщин, затем, скрываясь от преследования за границей, участвовала в движении суфражисток. Вместе с Кларой Цеткин и Розой Люксембург в 1910 году добилась празднования дня солидарности женщин в борьбе за права. В позднее по заданию партии посещала США для налаживания контактов с американскими социалистами, где читала лекции на тему социальных женских проблем. Но самым важным её вкладом стал подготовленный накануне революции труд «Общество и материнство» - объёмное социологическое исследование, написанное по заданию фракции социал-демократов в Госдуме. Правовые нормы, предложенные в нём, вскоре легли в основу первого советского закона о социальной защите.


Демонстрация суфражисток. Клара Цеткин и Роза Люксембург


В октябрьской революции Александра Коллонтай принимала активнейшее участие и находилась в самом её сердце: заседала в ЦК РСДРП(б), принявшем решение о вооружённом восстании в Петрограде, участвовала в самом восстании, избиралась во ВЦИК(высший орган советской власти вплоть до 1937 года), выступала на митингах. За неукротимый темперамент современники называли её «Валькирией революции».

В первом советском правительстве Ленин предложил ей должность народного комиссара общественного призрения. Это было огромное хозяйство: в послевоенной стране имелись миллионы увечных солдат, больные и раненые и еще полмиллиона детей. При наркомате Коллонтай создала специальный Отдел по охране материнства и младенчества. Благодаря её усилиям работнице гарантировалась возможность родить ребенка в здоровой обстановке, кормить и ухаживать за ним в первые недели жизни. Началась организация детских яслей, молочных кухонь, врачебных консультаций для матерей и младенцев.

Настоящие и будущие матери получали законодательное право на короткий рабочий день, запрет вредного и тяжелого труда. И, наконец, матерям в период ухода за ребенком, выплачивалось пособие. Сейчас это выглядит привычным, но сто лет назад такая политика была настоящей «революцией быта», не имеющим аналогов в мире.

Кроме того, революционным делом стало освобождение женщин от бремени устаревших социокультурных норм. В 1917 году Советская республика приняла декрет о гражданском браке и детях. Он отменял религиозные обряды и упразднял понятие незаконнорожденности, что гарантировало равные права всем детям. Одновременно с этим советские женщины первыми в мире получили и право на аборт.


А. Коллонтай и дети


Настоящее признание и всемирная слава, однако, ждали Александру Михайловну на дипломатическом поприще. СССР приходилось жить и действовать во враждебной международной обстановке. Благодаря большому опыту контактов с социал-демократами в Европе и США, а также участием в работе Коминтерна, хорошему образованию, знанию нескольких европейских языков, воспитанию и происхождению, она успешно справлялась со своей трудной задачей. С 1923 года Коллонтай служила послом в Норвегии, позднее в Мексике, которую из-за климата была вынуждена покинуть, а закончила карьеру в Швеции в 1945 году. На личном примере она продемонстрировала миру способность женщины выполнять самые сложные и ответственные государственные, политические и общественные обязанности. В «Дипломатических дневниках», охватывающих период с 1922 по 40-е годы, она подробно описала свой опыт и завещала опубликовать их к своему столетию в 1972 году, что, однако, сделано не было.

Поколение Коллонтай прожило трудную жизнь, полную испытаний, трагедий и лишений, но судьба хранила Александру Михайловну всю её жизнь. Дипломатическая работа уберегла от трагической судьбы многих «старых большевиков», позволила пережить наиболее тяжёлые годы жизни первого в мире социалистического государства в достатке, а войну в благополучной нейтральной Швеции. Умерла Валькирия революции, первая русская феминистка и первая в мире женщина посол в 1952 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище.


А. Коллонтай в пожилом возрасте

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}