«Крик»: Жуткая история создания одной из самых пугающих и тревожных картин
Может ли сумасшедший считаться гением? Или лучше спросить, может ли гений считаться сумасшедшим? Вполне. «Такое мог написать только невменяемый» — это послание начеркал сам автор Эдвард Мунк на полотне картины «Крик». С этим громким заявлением трудно поспорить, зная тот факт, что художник действительно был вынужден пройти курс лечения длительностью почти в год в клинике для душевнобольных.
Фрагмент картины Эдварда Мунка «Крик»
Никому до и никому после Мунка не удалось передать в таких незамысловатых образах столько чувств, вложить столько силы и смысла. «Крик» — настоящий шедевр, который говорит о страхе, боли и отчаянии. Чтобы это смыслить и понять, как автор пришел к написанию этой картины, необходимо проникнуться историей его жизни, жизни его семьи.
Маленький Эдвард с самого детства был окружен лишь страхом, отчаянием и болью. В раннем возрасте он потерял свою мать, а поникший из-за смерти своей супруги отец нашел выход в религии, граничившей с фанатизмом, и начал вбивать в умы своих чад одну доходчивую истину: «Если вы не будете праведными, будете обречены на вечные страдания, адский огонь и муки без всякой надежды на спасение».
В таких условиях молодой человек с болезненным воображением мог усвоить лишь одно: в мире нет счастья, нет радости, нет ничего светлого.
Единственной отдушиной, единственным лучиком света для художника являлась его старшая сестра Софи, которая после кончины матери заняла ее место в сердце мальчика и дарила материнскую любовь и тепло. Но, кажется, жизнь специально забирала у Мунка все, что ему дорого. Спустя десять лет после кончины первого родителя, от туберкулеза уходит из жизни и его сестра Софи. Именно это потрясение положило начало его творчеству и послужило вдохновением для создания своего первого шедевра («Больная девочка»).
Позднее Эдвард перенес еще два потрясения: вторая его сестра Лаура была помещена в лечебницу для душевнобольных, а отец скончался от инсульта. Живописец впал в беспросветное отчаяние, отдалился от внешнего мира и полностью замкнулся в себе. Но как раз благодаря этому он стал мастером своего дела, гением. Именно несчастье и душевные страдания вдохновляли его на протяжении всей жизни.
Далеко не всем известно, что пейзаж «Крика» вполне реален. На картине изображена смотровая площадка с видом на фьорд города Осло. Однажды вечером, прогуливаясь в этих окрестностях, Мунк заметил, что облака «налились кровью», стали алыми и ему показалось, будто с неба доносится крик. Художнику стало плохо, он оперся о забор и стоял, ощущая изнеможение и сильнейшую боль, пронзающую всё вокруг.
Именно этот крик в долгие годы работы художник старался выразить на полотне. Эта картина не была написана единожды в порыве вдохновения. Живописец годами работал над ней, неустанно меняя что-то, то добавляя новые детали, то убирая старые. Мунк раз за разом переписывал «Крик».
Так почему же тем вечером художник услышал этот самый Крик, который в последствие не отпускал его до самой смерти? Всё дело в том, что неподалеку от этой самой смотровой площадки были размещены учреждения: скотобойня, из которой ежедневно доносились крики животных и дом сумасшедших, откуда можно было услышать вопли больных.
Эдвард Мунк изобразил ни мужчину, ни женщину, ни взрослого, ни ребенка. Он изобразил душу, втянутую в этот мир без ее согласия. И, очутившись в нем, прочувствовав всю жестокость и боль, всё то, что автор испытывал на протяжении жизни своей, душа могла лишь кричать.
А что теперь? Теперь «Крик» стал мемом, предметом шуток. Массовая культура сделала всё, чтобы вымыть из произведения всю силу и весь посыл, который вкладывал автор. А всё это лишь потому, что людям свойственно смеяться над тем, что действительно страшно. Настоящее искусство – это искусство, рождаемое чувствами. «Крик» Мунка – это чувства в чистом виде.
Маленький Эдвард с самого детства был окружен лишь страхом, отчаянием и болью. В раннем возрасте он потерял свою мать, а поникший из-за смерти своей супруги отец нашел выход в религии, граничившей с фанатизмом, и начал вбивать в умы своих чад одну доходчивую истину: «Если вы не будете праведными, будете обречены на вечные страдания, адский огонь и муки без всякой надежды на спасение».
В таких условиях молодой человек с болезненным воображением мог усвоить лишь одно: в мире нет счастья, нет радости, нет ничего светлого.
Как следствие, позднее, сам автор говорил: «Болезнь, безумие и смерть — три ангела, преследовавшие меня с самого детства».
Единственной отдушиной, единственным лучиком света для художника являлась его старшая сестра Софи, которая после кончины матери заняла ее место в сердце мальчика и дарила материнскую любовь и тепло. Но, кажется, жизнь специально забирала у Мунка все, что ему дорого. Спустя десять лет после кончины первого родителя, от туберкулеза уходит из жизни и его сестра Софи. Именно это потрясение положило начало его творчеству и послужило вдохновением для создания своего первого шедевра («Больная девочка»).
«Больная девочка», 1886 г. Худ. Эдвард Мунк.
Позднее Эдвард перенес еще два потрясения: вторая его сестра Лаура была помещена в лечебницу для душевнобольных, а отец скончался от инсульта. Живописец впал в беспросветное отчаяние, отдалился от внешнего мира и полностью замкнулся в себе. Но как раз благодаря этому он стал мастером своего дела, гением. Именно несчастье и душевные страдания вдохновляли его на протяжении всей жизни.
Далеко не всем известно, что пейзаж «Крика» вполне реален. На картине изображена смотровая площадка с видом на фьорд города Осло. Однажды вечером, прогуливаясь в этих окрестностях, Мунк заметил, что облака «налились кровью», стали алыми и ему показалось, будто с неба доносится крик. Художнику стало плохо, он оперся о забор и стоял, ощущая изнеможение и сильнейшую боль, пронзающую всё вокруг.
Именно этот крик в долгие годы работы художник старался выразить на полотне. Эта картина не была написана единожды в порыве вдохновения. Живописец годами работал над ней, неустанно меняя что-то, то добавляя новые детали, то убирая старые. Мунк раз за разом переписывал «Крик».
Так почему же тем вечером художник услышал этот самый Крик, который в последствие не отпускал его до самой смерти? Всё дело в том, что неподалеку от этой самой смотровой площадки были размещены учреждения: скотобойня, из которой ежедневно доносились крики животных и дом сумасшедших, откуда можно было услышать вопли больных.
«Крик», 1893 г. Худ. Эдвард Мунк.
Эдвард Мунк изобразил ни мужчину, ни женщину, ни взрослого, ни ребенка. Он изобразил душу, втянутую в этот мир без ее согласия. И, очутившись в нем, прочувствовав всю жестокость и боль, всё то, что автор испытывал на протяжении жизни своей, душа могла лишь кричать.
А что теперь? Теперь «Крик» стал мемом, предметом шуток. Массовая культура сделала всё, чтобы вымыть из произведения всю силу и весь посыл, который вкладывал автор. А всё это лишь потому, что людям свойственно смеяться над тем, что действительно страшно. Настоящее искусство – это искусство, рождаемое чувствами. «Крик» Мунка – это чувства в чистом виде.
Комментариев пока нет