Принесла ли хоть какие-то плоды оборонная программа США «Звёздные войны»?
23 марта 1983 года президент США Рональд Рейган произнес историческую речь. Он призвал научное сообщество государства изобрести технологии, которые сделают ядерное оружие бесполезным и устаревшим. За красивым, жизнеутверждающим лозунгом последовало объявление о старте программы Стратегическая оборонная инициатива (СОИ). Несколько позже этот грандиозный замысел получил зловещее прозвище «Звездные войны».
Программа предусматривала создание разветвленной системы обороны, интегрирующей в себя спутники с лазерным вооружением, противоракеты воздушного и наземного базирования, а также электромагнитные рельсотроны. Она была призвана перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты СССР и любых других потенциальных противников.
До этого момента истории США и СССР разрабатывали соответствующие описанной задаче системы обороны в течение как минимум двух десятилетий. В начале шестидесятых американцы создали противоракеты серии «Найк-Зевс», а Советский Союз защитил от возможного ядерного удара Москву похожими по функционалу установками. Однако ни те, ни другие не могли справиться с массированной атакой. К тому же Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года жестко урезал их количество.
В 1976 году США отказались от «Safeguard» - единственной своей системы противоракетной обороны. Причиной стали гигантские затраты на её содержание. Однако в начале восьмидесятых Пентагон, обеспокоенный информацией о появлении у СССР новых межконтинентальных баллистических ракет, обратился к Рейгану с идеей создания концептуально иного «зонтика».
Президенту этот замысел понравился. Более того, он предложил осуществить его в невиданном ранее масштабе, включив в план работ технологии, выглядевшие откровенной фантастикой.
Ни боевых лазеров, ни электромагнитных рельсотронов в те времена ещё не существовало. Появиться они могли в лучшем случае через несколько десятилетий. Чтобы надежно прикрыть территорию США от советских ракет, требовалось запустить на орбиту тысячи спутников и построить сотни радаров.
Рейган признавал, что реализация СОИ даже в самой скромной конфигурации может затянуться до конца столетия. Надо отметить, что противников у «Звездных войн» было предостаточно, причем не только за пределами страны. Программа являлась явным нарушением договора по ПРО. Кроме того, она переносила гонку вооружений в космос.
Особо впечатлительные эксперты и граждане живо воображали, как орбита Земли заполняется огромными роями спутников-убийц, оснащенных лазерами и прочими невиданными доселе средствами поражения. СССР наверняка попытался бы ответить симметричным образом, что грозило прямым столкновением двух мировых сверхдержав.
Прогнозируемые затраты на СОИ исчислялись сотнями миллиардов долларов, и не было никакой гарантии, что невероятно дорогая система обороны идеально сработает в тот единственный раз, когда СССР решит нанести ядерный удар по территории США. Несмотря на это, Конгресс вплоть до 1987-го исправно выделял более 3 миллиардов долларов в год на разработку соответствующих технологий.
Споры относительно того, какое влияние на исход Холодной войны оказала СОИ, продолжаются до сих пор, однако нет никаких сомнений, что Советский Союз отнесся к программе очень серьезно. Руководство страны было обеспокоено разрастанием гонки вооружений и не представляло, что может противопоставить конкуренту, который собрался потратить невероятное количество средств на усиление своего военного и технологического потенциала.
Как бы то ни было, технологии, обещанные авторами СОИ, на момент распада СССР оставались несбыточной мечтой. Соединенные Штаты не приблизились к созданию ни одного из компонентов того «зонтика», который призван был прикрыть страну от потенциального ядерного нападения.
После окончания Холодной войны СОИ была свернута практически полностью. Всем стал понятен предельно очевидный факт: подобная система обороны не сможет быть стопроцентно эффективной против того количества боеголовок, которое имеется у хорошо подготовленного к ядерной войне врага.
У СССР к 1986 году было накоплено более сорока тысяч единиц ядерного оружия. Страна обладала почти тысячей межконтинентальных баллистических ракет, способных нести по 10 зарядов и достигать цели всего через полчаса после запуска.
Советские подводные лодки подходили вплотную к американскому побережью, и их удар не могла бы предотвратить никакая система обороны. Даже если бы технологии СОИ позволяли перехватить 90% летящих к цели ракет, Соединенные Штаты все равно были бы превращены в радиоактивные руины.
Несмотря на фактический отказ от СОИ, разработка некоторых видов вооружения, предусмотренных программой, продолжалась до конца девяностых.
Плодами этих трудов сегодня пользуется Агентство по противоракетной обороне США. С 2002 года оно потратило более 100 миллиардов бюджетных долларов, но так и не смогло создать сколько-нибудь эффективные инструменты защиты от средств поражения, упомянутых в его наименовании.
Это значит, что надежный щит от ядерного нападения, о планах создания которого заявил президент США Рональд Рейган в 1983 году, сегодня, спустя треть века, является такой же фантастикой, какой казался в те далекие времена.