Китайцы скрестили человека с макакой. Похоже, это обернётся огромной проблемой
Китайские ученые впервые вырастили эмбрионы обезьян, содержавшие стволовые клетки человека (научная статья об этом была опубликована в журнале "Cell"). Зародыши гибридов развивались в течение 20 дней.
В науке с какого-то времени существует термин, обозначающий подобную форму жизни – «химера». Люди, знакомые с древнегреческой мифологией, сразу поймут, что он был выбран не случайно.
Химерой называлось легендарное существо, которое совместило в себе черты льва, козла и змеи. Ученые надеются, что химеры наподобие описанной выше, то есть с человеческими клетками, откроют новые способы лечения различных заболеваний и позволят получить доступные по цене органы для пересадки.
Источник изображения: wikimedia.org
Названные прорывы в области медицины станут возможны, когда эти необычные существа начнут «рождаться», и исследование китайских ученых приближает такое событие. С этической точки зрения оно окажется чрезвычайно спорным, так как гибриды будут обладать неоднозначным статусом: что-то среднее между людьми, экспериментировать на которых ученые не склонны, и животными, традиционно и широко использующимися в этой роли.
Отнести химер-полулюдей к той или иной категории все-таки придется. Другого выбора нет. То, к какому лагерю они по нашей воле примкнут, очень многое расскажет о моральном состоянии современной цивилизации.
Зачем создавать химер?
Гибриды человека и обезьяны могут быть полезны, например, при изучении некоторых областей мозга, ассоциирующихся с болезнью Альцгеймера. Кроме того, они теоретически могут позволить наладить массовое производство органов для трансплантации. Последняя технология по описанию кажется довольно незамысловатой. Надо просто удалить генетические инструкции животного о создании того или иного компонента организма, и заменить их человеческими стволовыми клетками.
Немногим ранее такой метод испытывался на свиньях. Поначалу выбор казался идеальным, так как органы этих млекопитающих примерно соответствуют по размеру нашим. Однако полноценную химеру создать не удалось, и исследования в этом направлении были прекращены.
Обезьяны ближе к человеку эволюционно, поэтому гораздо выше вероятность того, что наши и их клетки смогут эффективно взаимодействовать друг с другом. Во всяком случае, заявленная цель того же китайского эксперимента состоит в том, чтобы усовершенствовать технологию развития химер у приматов, а затем плавно перенести её на свиней.
Свиней мы забиваем в гигантских количествах, поэтому этических проблем с извлечением из них специально выращенных органов быть не должно. Получается, что в этом случае полулюди-полуобезьяны являются промежуточной, а не основной целью.
Что дальше?
Живые человеческие химеры в будущем, несомненно, появятся. И неважно, кто станет «второй половиной» — приматы или обладатели забавных пятачков. Как они будут выглядеть, частично зависит от процентного соотношения нашей ДНК.
В ходе предыдущих изысканий, например, были созданы полукозы-полуовцы, покрытые одновременно и мягкой, и жесткой шерстью. Но эксперименты с человеческими клетками имеют гораздо более высокий «фактор отвращения».
Если в свиньях или обезьянах начнет явственно просматриваться что-то людское, это наверняка вызовет бурное возмущение заинтересованной общественности. Однако это недовольство может быть сглажено острым дефицитом органов для трансплантации. В США, например, в очереди на их получение стоят более 100000 человек.
Практика показывает, что отвращение уходит на второй план, если на кону людская жизнь. При производстве вакцин «AstraZeneca» используются эмбриональные клетки, но против этого особо никто не возражает.
Моральный статус
Моральный статус – это концепция обращения с животными в соответствии с их интересами и возможностями. У человека он выше, чем у обезьяны, а у той больше, чем у свиньи, и далее по нисходящей вплоть до мышей и червей.
Этот показатель связан с такими параметрами, как сознание, самосознание, мораль, рациональность поведения. Не исключено, что в будущем человеческие химеры получат высокие умственные способности – где-то между животными и людьми. И это будет огромной проблемой для тех, кому поручено определять как моральный статус, так и права с обязанностями, вытекающими из него.
Имеется два способа решить этические проблемы, связанные с моральным статусом этих существ. Можно предложить ученым генетически редактировать стволовые клетки человека так, чтобы они не превращались в клетки мозга. Но в этом случае химер не удастся использовать для поиска средств лечения заболеваний содержимого нашей черепной коробки.
В качестве альтернативы можно бы было вынести соответствующее заключение после изучения живых химер, но это потребует проведения тестов на когнитивные, коммуникативные и прочие мыслительные способности, что тоже не выглядит безупречным с точки зрения этики.
Перспективные гибриды
Наука имеет свойство двигаться вперед. Включив воображение, вполне можно представить, что эксперименты с человеческими химерами приведут к появлению у некоторых индивидов эхолокации, как у летучих мышей, или ночного видения, как у сов.
Если моральный статус будет присваиваться на основании способностей, то «улучшенные» люди в какой-то момент могут оказаться выше обычного, не измененного человека. Это будет «удар под дых» для борцов за равноправие, которые уже несколько веков пытаются сделать мир более справедливым, но все никак не приближаются к этой благородной цели.
Моральный статус является вопросом философско-этического порядка. Наука может в очередной раз поднять его, как, например, в случае с человеческими химерами, но за эту черту её компетенция не распространяется. Что делать дальше, должны решать люди, взвалившие на себя соответствующие полномочия. В частности, законодатели разных стран. Китайские ученые, скрестившие человека и макаку, ясно дали понять, что сейчас самое время для этого.
Отнести химер-полулюдей к той или иной категории все-таки придется. Другого выбора нет. То, к какому лагерю они по нашей воле примкнут, очень многое расскажет о моральном состоянии современной цивилизации.
Зачем создавать химер?
Гибриды человека и обезьяны могут быть полезны, например, при изучении некоторых областей мозга, ассоциирующихся с болезнью Альцгеймера. Кроме того, они теоретически могут позволить наладить массовое производство органов для трансплантации. Последняя технология по описанию кажется довольно незамысловатой. Надо просто удалить генетические инструкции животного о создании того или иного компонента организма, и заменить их человеческими стволовыми клетками.
Немногим ранее такой метод испытывался на свиньях. Поначалу выбор казался идеальным, так как органы этих млекопитающих примерно соответствуют по размеру нашим. Однако полноценную химеру создать не удалось, и исследования в этом направлении были прекращены.
Обезьяны ближе к человеку эволюционно, поэтому гораздо выше вероятность того, что наши и их клетки смогут эффективно взаимодействовать друг с другом. Во всяком случае, заявленная цель того же китайского эксперимента состоит в том, чтобы усовершенствовать технологию развития химер у приматов, а затем плавно перенести её на свиней.
Шимпанзе Оливер. Источник изображения: wikimedia.org
Свиней мы забиваем в гигантских количествах, поэтому этических проблем с извлечением из них специально выращенных органов быть не должно. Получается, что в этом случае полулюди-полуобезьяны являются промежуточной, а не основной целью.
Что дальше?
Живые человеческие химеры в будущем, несомненно, появятся. И неважно, кто станет «второй половиной» — приматы или обладатели забавных пятачков. Как они будут выглядеть, частично зависит от процентного соотношения нашей ДНК.
В ходе предыдущих изысканий, например, были созданы полукозы-полуовцы, покрытые одновременно и мягкой, и жесткой шерстью. Но эксперименты с человеческими клетками имеют гораздо более высокий «фактор отвращения».
Если в свиньях или обезьянах начнет явственно просматриваться что-то людское, это наверняка вызовет бурное возмущение заинтересованной общественности. Однако это недовольство может быть сглажено острым дефицитом органов для трансплантации. В США, например, в очереди на их получение стоят более 100000 человек.
Базл — гибрид козы и овцы. Источник изображения
Практика показывает, что отвращение уходит на второй план, если на кону людская жизнь. При производстве вакцин «AstraZeneca» используются эмбриональные клетки, но против этого особо никто не возражает.
Моральный статус
Моральный статус – это концепция обращения с животными в соответствии с их интересами и возможностями. У человека он выше, чем у обезьяны, а у той больше, чем у свиньи, и далее по нисходящей вплоть до мышей и червей.
Этот показатель связан с такими параметрами, как сознание, самосознание, мораль, рациональность поведения. Не исключено, что в будущем человеческие химеры получат высокие умственные способности – где-то между животными и людьми. И это будет огромной проблемой для тех, кому поручено определять как моральный статус, так и права с обязанностями, вытекающими из него.
Имеется два способа решить этические проблемы, связанные с моральным статусом этих существ. Можно предложить ученым генетически редактировать стволовые клетки человека так, чтобы они не превращались в клетки мозга. Но в этом случае химер не удастся использовать для поиска средств лечения заболеваний содержимого нашей черепной коробки.
В качестве альтернативы можно бы было вынести соответствующее заключение после изучения живых химер, но это потребует проведения тестов на когнитивные, коммуникативные и прочие мыслительные способности, что тоже не выглядит безупречным с точки зрения этики.
Перспективные гибриды
Наука имеет свойство двигаться вперед. Включив воображение, вполне можно представить, что эксперименты с человеческими химерами приведут к появлению у некоторых индивидов эхолокации, как у летучих мышей, или ночного видения, как у сов.
Возможно, так мог бы выглядеть гибрид человека и обезьяны. Источник изображения: hoaxorfact.com
Если моральный статус будет присваиваться на основании способностей, то «улучшенные» люди в какой-то момент могут оказаться выше обычного, не измененного человека. Это будет «удар под дых» для борцов за равноправие, которые уже несколько веков пытаются сделать мир более справедливым, но все никак не приближаются к этой благородной цели.
Моральный статус является вопросом философско-этического порядка. Наука может в очередной раз поднять его, как, например, в случае с человеческими химерами, но за эту черту её компетенция не распространяется. Что делать дальше, должны решать люди, взвалившие на себя соответствующие полномочия. В частности, законодатели разных стран. Китайские ученые, скрестившие человека и макаку, ясно дали понять, что сейчас самое время для этого.
Комментарии2