«Максим»: В честь кого назвали культовый пулемёт, навсегда изменивший тактику войны, и кто нажился на этом изобретении
В среду 25 октября 1893 года на рассвете колонна Британской Южноафриканской полиции в составе 700 человек, которой командовал майор Патрик Форбс, стала лагерем у реки Шангани. Тогда вождь народа матабеле с грозным именем Лобенгула приказал своим воинам атаковать спящих англичан, отправив на задание войско численностью около 6000 человек...
Хотя некоторые из аборигенов были вооружены как в каменном веке – копьями, у многих их товарищей имелись вполне современные винтовки Пибоди-Мартини. А англичане, между тем, защитили лагерь пятью «Максимами» – первым в истории станковым пулеметом с ленточной подачей патронов.
Эффективность нового пулемета была подтверждена не только количеством негритянских тел. Он буквально сломил противника психологически. После сражения несколько африканских военачальников лишили себя жизни, сунув голову в петлю или бросились на копья.
Сразу после своего появления «Максим» стал настоящим супероружием. Он превратил убийство людей на поле боя в нечто совершенно обыденное, придал ему, если так можно выразиться, промышленные масштабы. Более того, он раз и навсегда изменил тактику и характер ведения боевых действий.
Пехотные цепи, все эти «тонкие красные линии» в мгновение ока безнадежно устарели. Когда открывал огонь «Максим», делавший до 500 выстрелов в минуту, стоять перед ним в полный рост, как это было принято ранее на поле боя, стало чистым самоубийством. Теперь пехотинцам при наступлении приходилось петлять, пригибаться и двигаться перебежками, укрываясь за любым препятствием, имеющимся на местности.
Историю «Максима» можно разделить на два этапа: во время первого, в конце 19 века, он помог ещё больше расширить Британскую империю, а уж после он показал поразительную эффективность в Первой мировой войне и превратился в самое знаковое оружие всех войн начала 20-го века.
История пулемёта и бизнес на войнах
Изобретатель пулемета, американец Хайрем Максим, был выдающимся инженером и талантливым бизнесменом. Он родился в штате Мэн в 1840 году, и очень рано стал мастерить затейливые и полезные штуковины.
Ещё будучи подростком, Хайрем изобрел мышеловку, которая автоматически избавлялась от обезвреженных грызунов и помогла защитить от них немало мельничных производств. В 26 лет он запатентовал щипцы для завивки волос, и это авторское свидетельство явилось первым из 270, полученных им в течение жизни. Затем Максим переехал в Нью-Йорк, где стал главным инженером компании «United States Electric Lighting» и изобрел более долговечные нити для электрических лампочек.
Это был весьма честолюбивый человек, и в какой-то момент ему показалось, что он прославится и заработает гораздо больше, если переедет в Европу. Здесь он тоже поначалу изобретал мирную продукцию, не связанную с уничтожением представителей вида Homo Sapiens.
Однако в 1882 году в Вене Хайрем повстречал своего соотечественника, и тот в приватной беседе высказал мнение, что самые большие деньги принесет технология, которая позволит европейцам более эффективно «резать друг другу глотки».
Максим прислушался к этому совету, и в 1884-ом изобрел революционную машину для уничтожения солдат противника: ему удалось заставить энергию отдачи выстрела приводить в действие пружинно-затворный механизм, непрерывно подававший в патронник боеприпасы, заботливо вставленные в матерчатую ленту. После этого ноу-хау неожиданно нелепо стали выглядеть многоствольные скорострельные картечницы Гатлинга и Норденфельда, которые приводились в действие вручную и постоянно клинили.
Также Максим получил патент на кордит – бездымный порох, который гораздо меньше загрязнял оружие. Сочетание надежной автоматической стрельбы и «чистых» боеприпасов впечатлило потенциальных покупателей. Британцы приняли пулемет на вооружение в 1889 году, а год спустя он появился в армиях Австрии, Германии, Италии и России.
«Канонический», всеми узнаваемый «Максим» был создан перед Первой мировой войной, когда его изобретатель начал сотрудничать с английской компанией «Виккерс».
Следует отметить, что немалое количество военных, в том числе высокопоставленных, выражали сомнения в эффективности как пулеметов «Максим», так и похожих систем вооружения. Они все ещё были непоколебимо убеждены в превосходстве штыковых атак над любыми видами стрелкового оружия.
Особенно абсурдно звучали их оценки после русско-японской войны, ставшей некоей предвестницей мирового конфликта, начавшегося десятилетием позже. В ней было предостаточно и длительных осад, и окопной войны.
Тысячи русских и японцев полегли под огнем пулеметов, однако это не помешало западным наблюдателям сделать вывод о том, что это сильно переоцененное оружие. По их мнению, против обученных европейских солдат оно не обладало бы сколько-нибудь приемлемой эффективностью. Видимо, они считали, что ни японцы, ни даже русские не входят в эту «элитную» категорию.
Начавшаяся в 1914 году бойня доказала неправоту этих «экспертов». Первую мировую часто называют «пулеметной войной». Несмотря на то, что наибольшие потери в этом конфликте причинила все же артиллерия, одним из самых сильных впечатлений его участников было то, как их боевые товарищи или враги погибали десятками, сотнями и тысячами под градом пуль.
Всего за один день битвы на Сомме, 1 июля 1916 года, англичане потеряли 21000 человек. Подавляющее большинство было скошено пулеметами «Шпандау», немецкой версией «Максима».
Все же Хайрем Максим добился поставленных перед собой целей. Он стал очень богатым человеком, а королева Англии посвятила его в рыцари. Изобретатель умер 24 ноября 1916 года в Лондоне, в собственном особняке – всего через несколько недель после битвы на Сомме, в которой погибли более миллиона человек.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!