Почему в Средневековой Европе массово сжигали ведьм, а на Руси такого не было?
Охота на ведьм – одно из самых известных явлений Средневековой Европы, отраженное во множестве художественных фильмов и книг. За 200 лет борьбы с колдовством европейцы перебили более 50 тысяч человек, преимущественно женщин.
За это же время на Руси было спровоцировано всего 258 ведовских судебных процессов, а казнью завершилась лишь половина из них. Почему охота на ведьм не получила широкого распространения в Восточной Европе?
Поиск виноватых
Вопреки распространенному мнению, пик охоты на ведьм пришелся не на «дремучие» 10-13 века, а на Позднее Средневековье. Последняя казнь за колдовство произошла в 1782 году! До XIV века ведьмы признавались языческим суеверием. Ни Церковь, ни светские суды уголовные дела о колдовстве не рассматривали.
Преследование колдунов началось в 1484 году после буллы римского папы Иннокентия VIII. Глава католиков решил подтвердить своё религиозное влияние в Европе и обвинил в подрыве своего авторитета ведьм, пронизавших все ветви власти и общество государства.
Примечательно, что именно в Центральной Европе гонения приобрели наиболее массовый характер. В самой Италии, Испании, а также Северной Европе процессы по колдовству были единичны и редко заканчивались казнью.
Вместе с тем, охота на ведьм быстро распространилась и на тех территориях, которые затронула религиозная Реформация. В Германии и странах Скандинавии все уголовные дела рассматривал светский суд, который искал «врагов веры» и прославился еще более жестоким и непримиримым подходом к сверхъестественным силам.
По мнению историков, поиск ведьм стал массовым ввиду экономического и социального кризиса, наступившего в Западной Европе в XV-XVI веках. При этом наиболее рьяно ведьм искали в регионах со слабой центральной властью, которые сильнее других пострадали от войн, эпидемий и голода.
Подобным образом власть пыталась сместить народный гнев на вымышленных персонажей, своих политических противников, наскучивших любовниц и неугодных слуг. К тому же у обвинённого можно было забрать имущество, чем пользовались желающие лёгкой наживы.
Почему охота на ведьм не получила распространение в России?
Русское царство было православным государством. Православная Церковь, в отличие от католической, не была поглощена идеей греховности плоти.
В католической Европе считалось, что женщины из-за физиологических особенностей порочны и склонны к греховности. Под влечением низменными желаниями они были уязвимее к уговорам Дьявола. Это обуславливало обвинения в колдовстве именно женщин, чаще всего, красивых и молодых особ.
Православным христианам телесная неполноценность женщин была малоизвестна и совершенно не волновала. Кроме того, на Руси не было затяжного религиозного и социального кризиса, как в Европе. Здесь не было Реформации, не было религиозных войн и, ввиду климата и больших территорий, меньше распространялись болезни.
Кроме того, период XV-XVI веков – время становления Русского царства, и усиления центральной власти. Местным монархам не нужно было самоутверждаться за счет ведьм.
Тем не менее, редкие судебные процессы по колдовству были и здесь. В ворожбе могли обвинить как женщин, так и мужчин. Однако подобные случаи были исключением, а не правилом.
Вопреки распространенному мнению, пик охоты на ведьм пришелся не на «дремучие» 10-13 века, а на Позднее Средневековье. Последняя казнь за колдовство произошла в 1782 году! До XIV века ведьмы признавались языческим суеверием. Ни Церковь, ни светские суды уголовные дела о колдовстве не рассматривали.
Преследование колдунов началось в 1484 году после буллы римского папы Иннокентия VIII. Глава католиков решил подтвердить своё религиозное влияние в Европе и обвинил в подрыве своего авторитета ведьм, пронизавших все ветви власти и общество государства.
Примечательно, что именно в Центральной Европе гонения приобрели наиболее массовый характер. В самой Италии, Испании, а также Северной Европе процессы по колдовству были единичны и редко заканчивались казнью.
Вместе с тем, охота на ведьм быстро распространилась и на тех территориях, которые затронула религиозная Реформация. В Германии и странах Скандинавии все уголовные дела рассматривал светский суд, который искал «врагов веры» и прославился еще более жестоким и непримиримым подходом к сверхъестественным силам.
Земли, где распространялись строгие пуританские нравы, отличались особенным жестоким нравом
По мнению историков, поиск ведьм стал массовым ввиду экономического и социального кризиса, наступившего в Западной Европе в XV-XVI веках. При этом наиболее рьяно ведьм искали в регионах со слабой центральной властью, которые сильнее других пострадали от войн, эпидемий и голода.
Подобным образом власть пыталась сместить народный гнев на вымышленных персонажей, своих политических противников, наскучивших любовниц и неугодных слуг. К тому же у обвинённого можно было забрать имущество, чем пользовались желающие лёгкой наживы.
Почему охота на ведьм не получила распространение в России?
Русское царство было православным государством. Православная Церковь, в отличие от католической, не была поглощена идеей греховности плоти.
Разделение на православных и католиков в Средневековье. На востоке практически не было охоты на ведьм, в отличие от запада
В католической Европе считалось, что женщины из-за физиологических особенностей порочны и склонны к греховности. Под влечением низменными желаниями они были уязвимее к уговорам Дьявола. Это обуславливало обвинения в колдовстве именно женщин, чаще всего, красивых и молодых особ.
Православным христианам телесная неполноценность женщин была малоизвестна и совершенно не волновала. Кроме того, на Руси не было затяжного религиозного и социального кризиса, как в Европе. Здесь не было Реформации, не было религиозных войн и, ввиду климата и больших территорий, меньше распространялись болезни.
Кроме того, период XV-XVI веков – время становления Русского царства, и усиления центральной власти. Местным монархам не нужно было самоутверждаться за счет ведьм.
Тем не менее, редкие судебные процессы по колдовству были и здесь. В ворожбе могли обвинить как женщин, так и мужчин. Однако подобные случаи были исключением, а не правилом.
Комментарии1