Зачем Герасим утопил Муму?
Каждый, кто читал рассказ, наверное, задавался этим вопросом. В самом деле, зачем? Ведь Герасим уходит со двора барыни. Больше он ей не раб. Так зачем. Было. Убивать. Собаку?
Ответ на этот "детский" вопрос получить не так просто. В школе часто говорят, что Герасим утопил Муму по приказу барыни. Но при этом забывают, что барыня в тексте рассказа ничего такого никому не приказывает. Идея уничтожить собачку, мешающую барыне ночным лаем, возникает в голове дворецкого Гаврилы. Это во-первых.А во-вторых, пусть Герасим и воспринял распоряжение Гаврилы как приказ барыни. Но ведь он всё равно покинул её двор и самовольно вернулся в деревню! Если так, то почему же он не забрал Муму с собой?Попробуем разобраться.Для начала давайте выясним степень вины барыни. Была ли она деспотичной и злой - этакой Салтычихой? Ни одного подтверждения этому в тексте нет. Там говорится, что барыня была капризной, нервной и... глубоко несчастной. "День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи".Будучи глубоко несчастна сама, барыня заражает своим несчастьем окружающих. Вспомним, как печально закончилась её внезапная инициатива (предпринятая из лучших побуждений!) поженить башмачника Капитона и прачку Татьяну. Но... что ещё плохого делает она в рассказе?
Ну, цыкает на приживалок. Это преступление? Жалуется на собачий лай, раздражающий её во время бессонницы. А вы бы не жаловались? Симулирует обмороки... Ну, это нехорошо, да. Но факты остаются фактами: собаку она топить не приказывала, это раз. Злодейкой, выраженным отрицательным персонажем, при всей своей малосимпатичности она не является, это два. И главное: причиной бед Герасима барыня не является тоже! О том, что Герасим влюблён в прачку Татьяну, она просто не знала. И топить собаку не приказывала! Гаврила намекнул – Герасим сделал... Чут ь ли не сам, по собственной инициативе утопил!
И вот тут - главный вопрос. А кто является причиной Герасимова несчастья? А никто. Вернее, не кто, а что. Несвобода. Это первый непростой для понимания детей момент: виноват не человек, а обстоятельство.
Вот почему мы так долго "выгораживали" барыню! Чтобы легче было это понять! Несвобода, страх, что тебя в любой момент лишат чего угодно и заставят делать неизвестно что, - именно это заставляет Герасима воспринять пугливый намёк Гаврилы как приказ избавиться от собачки, исходящий " с самого верху".
И теперь второй момент, также непростой для детского понимания. От человека можно избавиться. (Скажем, от барыни Герасим в конце концов ушёл, а Гаврила боялся, как бы Герасим его кулаком не прихлопнул - тоже, так сказать, способ избавиться от человека...) А как избавиться от несвободы?
Несвобода - это не только внешние обстоятельства. Это ещё то,что внутри человека...И вот теперь мы вплотную приблизились к ответу на вопрос заголовка.Перечитаем последние страницы и обратим внимание на фразу: "Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки".Смотрите-ка: отправляясь подальше за город, чтобы казнить несчастную собачку, Герасим ещё вовсе не собирался от барыни уходить! (Иначе он взял бы пожитки с собой.) А что он собирается сделать? Очевидно, исполнить "приказ" и вернуться. Вернуться к исполнению своих дворницких обязанностей! Ещё бы – ведь бежать от крепостника – это серьёзное преступление. Герасим к нему готов. А когда стал готов? А тогда и стал, когда совершил страшное насилие над своей душой – собственноручно казнил единственное дорогое ему существо.Решение не просто уйти от барыни - но именно вернуться в деревню - возникло как раз во время исполнения казни. Смотрите, вот он плывёт топить Муму. Читаем в тексте: "А Герасим всё грёб да грёб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней". И затем читаем в финале: "Спешил домой, к себе в деревню, на родину". То есть увидев "избы, огороды, поля и рощи", вдохнув воздух свободы, Герасим этой свободы захотел. Но ещё не мог её себе позволить! Ведь это же НЕЛЬЗЯ! "Поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи..."И вот когда страшное случается - Герасим приносит в жертву "закону и порядку" дорогое ему существо, эти самые "закон и порядок" теряют над ним власть. Грубо говоря теперь ему ... на то, что нельзя.
Если бы Герасим не убил Муму – не пожертвовал САМЫМ ДОРОГИМ, ЧТО У НЕГО ЕСТЬ, он бы не решился уйти.
Именно "мотив жертвы" и сделал этот незатейливый тургеневский рассказ классическим, поставив его в ряд с античной трагедией. "Чтобы получить свободу, надо чем-то пожертвовать". А поскольку свобода - высшая ценность человеческой жизни, то и пожертвовать приходится чем-то очень дорогим. Может быть, непомерно дорогим...Успокоился ли Герасим, обретя свободу такой ценой? Был ли он в деревне счастливее, чем у барыни? Этого мы из рассказа не знаем. А вы как думаете?
Ну, цыкает на приживалок. Это преступление? Жалуется на собачий лай, раздражающий её во время бессонницы. А вы бы не жаловались? Симулирует обмороки... Ну, это нехорошо, да. Но факты остаются фактами: собаку она топить не приказывала, это раз. Злодейкой, выраженным отрицательным персонажем, при всей своей малосимпатичности она не является, это два. И главное: причиной бед Герасима барыня не является тоже! О том, что Герасим влюблён в прачку Татьяну, она просто не знала. И топить собаку не приказывала! Гаврила намекнул – Герасим сделал... Чут ь ли не сам, по собственной инициативе утопил!
И вот тут - главный вопрос. А кто является причиной Герасимова несчастья? А никто. Вернее, не кто, а что. Несвобода. Это первый непростой для понимания детей момент: виноват не человек, а обстоятельство.
Вот почему мы так долго "выгораживали" барыню! Чтобы легче было это понять! Несвобода, страх, что тебя в любой момент лишат чего угодно и заставят делать неизвестно что, - именно это заставляет Герасима воспринять пугливый намёк Гаврилы как приказ избавиться от собачки, исходящий " с самого верху".
И теперь второй момент, также непростой для детского понимания. От человека можно избавиться. (Скажем, от барыни Герасим в конце концов ушёл, а Гаврила боялся, как бы Герасим его кулаком не прихлопнул - тоже, так сказать, способ избавиться от человека...) А как избавиться от несвободы?
Несвобода - это не только внешние обстоятельства. Это ещё то,что внутри человека...И вот теперь мы вплотную приблизились к ответу на вопрос заголовка.Перечитаем последние страницы и обратим внимание на фразу: "Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки".Смотрите-ка: отправляясь подальше за город, чтобы казнить несчастную собачку, Герасим ещё вовсе не собирался от барыни уходить! (Иначе он взял бы пожитки с собой.) А что он собирается сделать? Очевидно, исполнить "приказ" и вернуться. Вернуться к исполнению своих дворницких обязанностей! Ещё бы – ведь бежать от крепостника – это серьёзное преступление. Герасим к нему готов. А когда стал готов? А тогда и стал, когда совершил страшное насилие над своей душой – собственноручно казнил единственное дорогое ему существо.Решение не просто уйти от барыни - но именно вернуться в деревню - возникло как раз во время исполнения казни. Смотрите, вот он плывёт топить Муму. Читаем в тексте: "А Герасим всё грёб да грёб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней". И затем читаем в финале: "Спешил домой, к себе в деревню, на родину". То есть увидев "избы, огороды, поля и рощи", вдохнув воздух свободы, Герасим этой свободы захотел. Но ещё не мог её себе позволить! Ведь это же НЕЛЬЗЯ! "Поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи..."И вот когда страшное случается - Герасим приносит в жертву "закону и порядку" дорогое ему существо, эти самые "закон и порядок" теряют над ним власть. Грубо говоря теперь ему ... на то, что нельзя.
Если бы Герасим не убил Муму – не пожертвовал САМЫМ ДОРОГИМ, ЧТО У НЕГО ЕСТЬ, он бы не решился уйти.
Именно "мотив жертвы" и сделал этот незатейливый тургеневский рассказ классическим, поставив его в ряд с античной трагедией. "Чтобы получить свободу, надо чем-то пожертвовать". А поскольку свобода - высшая ценность человеческой жизни, то и пожертвовать приходится чем-то очень дорогим. Может быть, непомерно дорогим...Успокоился ли Герасим, обретя свободу такой ценой? Был ли он в деревне счастливее, чем у барыни? Этого мы из рассказа не знаем. А вы как думаете?
Комментарии2