В чём провинился перед большевиками генерал Скобелев?
История трёх памятников на площади перед московской мэрией
Памятник князю Юрию Долгорукому в Москве хорошо известен всем. Это один из символов столицы, и москвичи знают, что находится он на Тверской площади напротив "мэрии" - то есть здания градоначальства (дом генерал-губернатора, построенный графом З. Г. Чернышёвым) недалеко от Кремля.
Памятник этот выдержан в академической манере и, несмотря на кажущуюся принадлежность к довольно далёкому прошлому, стоит на Тверской площади всего лишь с 1954 года. Его автор Сергей Орлов был малоизвестным скульптором-миниатюристом, но на конкурсе монументов основателю Москвы победил именно его проект, обойдя работу крупнейшего советского скульптора Веры Мухиной.
Многие слышали, что в дореволюционное время на месте памятника Юрию Долгорукому на Тверской площади находился памятник герою русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генералу Михаилу Дмитриевичу Скобелеву.
Даже сама площадь после установки монумента в 1912 году площадь из Тверской была переименована в Скобелевскую. История этого памятника примечательна: именитый генерал был народным любимцем – памятник возводили всем миром на народные пожертвования: за два года по подписке было собрано 65 тыс. рублей. В конкурсе участвовало 36 проектов. 24 июня 1912 года напротив резиденции московского главы был открыт конный памятник работы скульптора-любителя подполковника П.А. Самонова. Приурочен он был к 30-летней годовщине со дня загадочной смерти генерала в 1882 году.
Освободитель балканских славян от турецкого нашествия генерал-кавалерист Скобелев был выдающимся полководцем. Как и Суворов он не проиграл ни одного сражения. Его биография была в основном связана с укоренением России в Средней Азии, поэтому война с Турцией застала в должности Ферганского военного губернатора. Оттуда он и перевёлся в действующую армию. Скобелев героически проявил себя у Ловчи (местечко около Плевны) и при взятии Плевны, когда командовал левым флангом русских войск.
Осада крепости была долгой. Она стоила жизни тысячам русских солдат, и победа стала возможна только в ходе третьего штурма. Успех переломного события русско-турецкой войны стоил огромного напряжения сил, и по собственному признанию, Скобелев, будучи 34-летним человеком, почувствовал себя стариком. Кроме того, он получил ранение и прозвище «Белый генерал», а чуть позже «Суворову равный». Ещё одним триумфом русской-турецкой войны стала победа у Шипки-Шейново, где дивизия Скобелева разбила турецкую оборону и взяла в плен 20 тыс. солдат противника и 93 орудия.
Успех технически и тактически сложного в условиях пустыни Ахал-Текинского похода Скобелева в Туркмении, цель которого была не допустить Британской экспансии в Средней Азии и на Каспии, позволила установить мир в Закаспийских владения Российской империи. Эти заслуги способствовали небывалой популярности военачальника в народе, поскольку Турецкая и Туркменская кампании широко освещались в прессе, что раньше было не принято.
К сожалению жизнь выдающегося полководца оборвалась рано. Из-за болезни сердца Скобелев не дожил до сорока лет, но память о нём, как о национальном герое была справедливо увековечена на средства народа. Правда чтилась она тоже, к сожалению, недолго - всего 5 лет с 1912 года по 1918-й.
После революции памятник одним из первых попал под снос из-за ленинской программы «монументальной пропаганды», в результате которой в столице были уничтожены десятки напоминаний о деятелях «старого мира», а вместо них появились многочисленные недолговечные гипсовые и бетонные изваяния идейно близких героев новой революционной власти.
В 1919 году Скобелевская площадь была переименована в Советскую. Тогда же нарком просвещения РСФСР Луначарский открыл на месте уничтоженного памятника народному герою 26-метровый обелиск – памятник Свободе (автор Д.П. Осипов – архитектор первого советского крематория на Донском кладбище). Идея обелиска, к слову, принадлежала самому Ленину, а открытие произошло в годовщину октябрьской революции.
Еще через год у обелиска появилась статуя, символизирующая Свободу. Автор - скульптор Н. Андреев изобразил её в виде женской фигуры в развевающейся одежде. Фигура советской Свободы очевидно перекликается с известной во всём мире статуей Свободы в Нью-Йорке.
Позднее обелиск стал называться Монументом Советской конституции – в арках основания постамента были помещены щиты с текстом первой советской конституции. Памятник стал довоенным символом столицы и его изображение до сих пор можно встретить на старых эмблемах городских оград:
Судьба «Свободы» тоже оказалась временной. Изваяние простояло на площади до 1941 года, когда по причине обветшалости, его решено было снести. Сама скульптура в результате взрывных работ была уничтожена, но голова её уцелела и была помещена в фонды Третьяковской галереи, как представляющая художественную ценность:
Его автор скульптор Н. Андреев, к слову, один из выдающихся советских мастеров. В частности, он создал всем известный памятник Н. Гоголю на Никитском бульваре, где тот предстаёт сидящим в кресле, закутавшимся в шинель, и памятник драматургу Н. Островскому у Малого театра.
С 1941 года вплоть до 1954 года Советская площадь Москвы пустовала, точнее на ней был разбит сквер, а позже появился фонтан, органично вписывавшийся в её архитектуру.
Но пришло время, и фонтан тоже был демонтирован для строительства постамента нового памятника основателю Москвы князю Ю. Долгорукому, фигура которого стала удачным компромиссом, свободным от идеологического контекста.
Слева: Памятник Ю. Долгорукому работы С. Орлова. Справа: проект В. Мухиной.
Многие слышали, что в дореволюционное время на месте памятника Юрию Долгорукому на Тверской площади находился памятник герою русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генералу Михаилу Дмитриевичу Скобелеву.
Михаил Дмитриевич Скобелев (1843-1882)
Даже сама площадь после установки монумента в 1912 году площадь из Тверской была переименована в Скобелевскую. История этого памятника примечательна: именитый генерал был народным любимцем – памятник возводили всем миром на народные пожертвования: за два года по подписке было собрано 65 тыс. рублей. В конкурсе участвовало 36 проектов. 24 июня 1912 года напротив резиденции московского главы был открыт конный памятник работы скульптора-любителя подполковника П.А. Самонова. Приурочен он был к 30-летней годовщине со дня загадочной смерти генерала в 1882 году.
Памятник М.Д Скобелеву на Тверской (Скобелевской) площади
Освободитель балканских славян от турецкого нашествия генерал-кавалерист Скобелев был выдающимся полководцем. Как и Суворов он не проиграл ни одного сражения. Его биография была в основном связана с укоренением России в Средней Азии, поэтому война с Турцией застала в должности Ферганского военного губернатора. Оттуда он и перевёлся в действующую армию. Скобелев героически проявил себя у Ловчи (местечко около Плевны) и при взятии Плевны, когда командовал левым флангом русских войск.
Бой под Плевной
Бой под Плевной
Осада крепости была долгой. Она стоила жизни тысячам русских солдат, и победа стала возможна только в ходе третьего штурма. Успех переломного события русско-турецкой войны стоил огромного напряжения сил, и по собственному признанию, Скобелев, будучи 34-летним человеком, почувствовал себя стариком. Кроме того, он получил ранение и прозвище «Белый генерал», а чуть позже «Суворову равный». Ещё одним триумфом русской-турецкой войны стала победа у Шипки-Шейново, где дивизия Скобелева разбила турецкую оборону и взяла в плен 20 тыс. солдат противника и 93 орудия.
Верещагин В.В. Скобелев под Шипка-Шейново
Перевязочный пункт под Плевной
Успех технически и тактически сложного в условиях пустыни Ахал-Текинского похода Скобелева в Туркмении, цель которого была не допустить Британской экспансии в Средней Азии и на Каспии, позволила установить мир в Закаспийских владения Российской империи. Эти заслуги способствовали небывалой популярности военачальника в народе, поскольку Турецкая и Туркменская кампании широко освещались в прессе, что раньше было не принято.
К сожалению жизнь выдающегося полководца оборвалась рано. Из-за болезни сердца Скобелев не дожил до сорока лет, но память о нём, как о национальном герое была справедливо увековечена на средства народа. Правда чтилась она тоже, к сожалению, недолго - всего 5 лет с 1912 года по 1918-й.
После революции памятник одним из первых попал под снос из-за ленинской программы «монументальной пропаганды», в результате которой в столице были уничтожены десятки напоминаний о деятелях «старого мира», а вместо них появились многочисленные недолговечные гипсовые и бетонные изваяния идейно близких героев новой революционной власти.
Демонтаж памятника Скобелеву
Фрагменты уничтоженного памятника
В 1919 году Скобелевская площадь была переименована в Советскую. Тогда же нарком просвещения РСФСР Луначарский открыл на месте уничтоженного памятника народному герою 26-метровый обелиск – памятник Свободе (автор Д.П. Осипов – архитектор первого советского крематория на Донском кладбище). Идея обелиска, к слову, принадлежала самому Ленину, а открытие произошло в годовщину октябрьской революции.
Обелиск на фоне здания градноначальства (дом генерал-губернатора, ныне - мэрия)
Еще через год у обелиска появилась статуя, символизирующая Свободу. Автор - скульптор Н. Андреев изобразил её в виде женской фигуры в развевающейся одежде. Фигура советской Свободы очевидно перекликается с известной во всём мире статуей Свободы в Нью-Йорке.
Монумент Свободы (Советской конституции) на Советской площади, скульптор Н. Андреев
Позднее обелиск стал называться Монументом Советской конституции – в арках основания постамента были помещены щиты с текстом первой советской конституции. Памятник стал довоенным символом столицы и его изображение до сих пор можно встретить на старых эмблемах городских оград:
Эмблема Москвы с изображением памятника Свободе
Судьба «Свободы» тоже оказалась временной. Изваяние простояло на площади до 1941 года, когда по причине обветшалости, его решено было снести. Сама скульптура в результате взрывных работ была уничтожена, но голова её уцелела и была помещена в фонды Третьяковской галереи, как представляющая художественную ценность:
Уцелевшая голова московской "статуи Свободы"
Его автор скульптор Н. Андреев, к слову, один из выдающихся советских мастеров. В частности, он создал всем известный памятник Н. Гоголю на Никитском бульваре, где тот предстаёт сидящим в кресле, закутавшимся в шинель, и памятник драматургу Н. Островскому у Малого театра.
С 1941 года вплоть до 1954 года Советская площадь Москвы пустовала, точнее на ней был разбит сквер, а позже появился фонтан, органично вписывавшийся в её архитектуру.
Советская площадь после сноса памятника свободе и до установки памятника Юрию Долгорукому. На заднем плане - надстроенный дом градоначальства
Но пришло время, и фонтан тоже был демонтирован для строительства постамента нового памятника основателю Москвы князю Ю. Долгорукому, фигура которого стала удачным компромиссом, свободным от идеологического контекста.
Комментариев пока нет