Почему Пушкин не надевал брюк?
Ну, сам ответ на этот вопрос довольно прост. Интересно, сможете ли вы догадаться? А мы пока расскажем связанную с этим забавную историю.
В 1932 году художник Пётр Кончаловский (дедушка кинорежиссёров Никиты Михалкова и Андрона Михалкова-Кончаловского) представил публике картину под названием "Пушкин в Михайловском". Выглядела она неожиданно и немало смутила публику:
Критики были в ярости, и Кончаловский картину переписал:
Но почему он сперва решил написать Пушкина в таком странном виде? Об этом чуть позже, а пока ответ на вопрос.
"Брюк" Пушкин не носил, потому что в его время этот предмет одежды назывался "панталоны". Даже в академическом "Словаре языка Пушкина" нет слова "брюки":
А ведь словарь Александра Сергеевича – это ни много ни мало 21 тысяча слов! (Для сравнения: современный человек с высшим образованием использует в среднем около 8000 русских слов.)
Так что же подвигло художника Кончаловского изобразить Пушкина полуголым? Желание скандала?
Конечно, нет. Во время скандала была опубликована карикатура под названием "По картине Кончаловского":
Хотя на самом деле карикатура цитирует известную картину Н.Н. Ге:
Так вот, именно история картины Николая Николаевича Ге и будет для нас проводником в замысел Кончаловского.
На картине Александр Сергеевич читает стихи лицейскому другу Ивану Пущину в присутствии няни, Арины Родионовны Матвеевой. Кабинет, который мы здесь видим, сохранился по сей день, и можно убедиться, что Ге изобразил его чуть-чуть просторней, чем он есть на самом деле. Но дело не этом.
Дело в том, что это вообще не кабинет Пушкина! Это кабинет его младшего сына, Григория Александровича, жившего в отцовском доме в Михайловском.
Воспоминания о том, в каких условиях творил Пушкин (а в Михайловском им, в частности, написаны"Цыганы", "Борис Годунов" и несколько глав "Евгения Онегина", включая знаменитое "Письмо Татьяны") оставила Екатерина Осипова (в замужестве Фок), гостившая в имении поэта.
"Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него в имении и видела комнату, где он писал. Художник Ге написал на своей картине «Пушкин в селе Михайловском» кабинет совсем неверно. Это — кабинет не Александра Сергеевича, а сына его, Григория Александровича. Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего-навсе простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки".
Смотрим на картину Кончаловского. Ломберный столик есть, теснота наличествует; жаль нет помадной банки (а на переписанном варианте – и вовсе никакой чернильницы, непонятно, куда поэт перо макает).
О том же, что часто проводит время до обеда в постели, Пушкин и сам упоминал в письмах... Так что всё достоверно!
Но почему он сперва решил написать Пушкина в таком странном виде? Об этом чуть позже, а пока ответ на вопрос.
"Брюк" Пушкин не носил, потому что в его время этот предмет одежды назывался "панталоны". Даже в академическом "Словаре языка Пушкина" нет слова "брюки":
(Как видим, в лексиконе поэта не было также слов "брюква" и "брюлики" :)
А ведь словарь Александра Сергеевича – это ни много ни мало 21 тысяча слов! (Для сравнения: современный человек с высшим образованием использует в среднем около 8000 русских слов.)
Так что же подвигло художника Кончаловского изобразить Пушкина полуголым? Желание скандала?
Конечно, нет. Во время скандала была опубликована карикатура под названием "По картине Кончаловского":
Хотя на самом деле карикатура цитирует известную картину Н.Н. Ге:
Так вот, именно история картины Николая Николаевича Ге и будет для нас проводником в замысел Кончаловского.
На картине Александр Сергеевич читает стихи лицейскому другу Ивану Пущину в присутствии няни, Арины Родионовны Матвеевой. Кабинет, который мы здесь видим, сохранился по сей день, и можно убедиться, что Ге изобразил его чуть-чуть просторней, чем он есть на самом деле. Но дело не этом.
Дело в том, что это вообще не кабинет Пушкина! Это кабинет его младшего сына, Григория Александровича, жившего в отцовском доме в Михайловском.
Воспоминания о том, в каких условиях творил Пушкин (а в Михайловском им, в частности, написаны"Цыганы", "Борис Годунов" и несколько глав "Евгения Онегина", включая знаменитое "Письмо Татьяны") оставила Екатерина Осипова (в замужестве Фок), гостившая в имении поэта.
"Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него в имении и видела комнату, где он писал. Художник Ге написал на своей картине «Пушкин в селе Михайловском» кабинет совсем неверно. Это — кабинет не Александра Сергеевича, а сына его, Григория Александровича. Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего-навсе простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки".
Смотрим на картину Кончаловского. Ломберный столик есть, теснота наличествует; жаль нет помадной банки (а на переписанном варианте – и вовсе никакой чернильницы, непонятно, куда поэт перо макает).
Помадная банка. Конец XVIII - начало XIX века
О том же, что часто проводит время до обеда в постели, Пушкин и сам упоминал в письмах... Так что всё достоверно!
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет