Почему «Чёрный квадрат» Малевича признают выдающимся произведением искусства?
«Черный квадрат» – картина, которую считают шедевром супрематизма и наиболее успешной работой Казимира Малевича. Согласно оценкам аукционного дома Sotheby’s, стоимость произведения достигает 1,2 млрд рублей! Но заставило искусствоведов признать простую фигуру выдающимся творением? В чём секрет «Чёрного квадрата» Малевича?
Что скрывает чернота квадрата?
Вопреки распространенному мнению, картина не так примитивна, как кажется. Квадрат Малевича не является правильным четырехугольником: его углы не равны друг другу, а противоположные грани не параллельны.
Кроме того, «черный» цвет произведения не совсем черный. В своей работе художник использовал как минимум 3 различные краски. В составе красок был замешан мел, который использовался для удаления эффекта глянца.
Также благодаря рентгеноскопии стало известно, что под «Чёрным квадратом» находятся еще 2 произведения. Нижний слой – это кубофутуристическая композиция, сверху неё нанесено изображение в протосупрематическом стиле, и только потом Малевич «закрасил» полотно квадратом. Толщина красок обусловила появление кракелюров – характерных трещин.
Наконец, картина содержит скрытую надпись, оставленную самим Малевичем, но позже стёртую. Читаются лишь некоторые буквы и слова, но исследователи предполагают, что это подпись к карте – «Битва негров ночью».
Сатирическая фраза отсылает к работе французского художника Алле Альфонса, который написал в XIX веке похожее произведение – чёрный прямоугольник с подписью: «Сражение негров в пещере тёмной ночью».
Именно эти аспекты, создающие картине историю и загадочность, а также легендарное имя художника обуславливают столь высокую цену произведения на рынке. Но что вообще заставило людей обратить внимание на квадрат?
Чёрный квадрат как основа супрематической живописи
Казимир Малевич является одним из основоположников супрематизма – одного из направлений абстрактного искусства. Его суть заключается в максимальном упрощении форм.
До Малевича художники придавали изображению сходство с реальными объектами. Это понятные всем произведения, с наглядным изображением эмоций и идей, которые хотел передать живописец.
Казимир решил, что такое искусство, основанное ещё в XIV веке, устарело. Теперь человеку не нужно показывать эмоции перспективой и объёмом. Простейшие формы и цвета выразительны сами по себе.
Основанное направление авангардизма Малевич провозгласил рождением новой азбуки живописи. С этой точки зрения квадрат – это основная буква, которой можно изобразить практически всё. Например, круг – это квадрат, если вращать его на плоскости, а крест – это несколько квадратов. В свою очередь, чёрный считался «нулевым» цветом: он представлял небытие, из которого всё появляется.
Однако даже если опустить загадочные и непонятные мысли абстракционистов, то стоит помнить: Малевич просто был одним из первопроходцев нового стиля и фактически перевернул мир искусства. Именно поэтому его работы ценятся столь высоко: последующие супрематисты не смогли заработать ту же популярность.
Таким образом, «Чёрный квадрат» – это не просто изображение, а идея, повлиявшая на творчество огромного количества людей. В этом и состоит гениальность картины.
Вопреки распространенному мнению, картина не так примитивна, как кажется. Квадрат Малевича не является правильным четырехугольником: его углы не равны друг другу, а противоположные грани не параллельны.
Кроме того, «черный» цвет произведения не совсем черный. В своей работе художник использовал как минимум 3 различные краски. В составе красок был замешан мел, который использовался для удаления эффекта глянца.
Также благодаря рентгеноскопии стало известно, что под «Чёрным квадратом» находятся еще 2 произведения. Нижний слой – это кубофутуристическая композиция, сверху неё нанесено изображение в протосупрематическом стиле, и только потом Малевич «закрасил» полотно квадратом. Толщина красок обусловила появление кракелюров – характерных трещин.
Наконец, картина содержит скрытую надпись, оставленную самим Малевичем, но позже стёртую. Читаются лишь некоторые буквы и слова, но исследователи предполагают, что это подпись к карте – «Битва негров ночью».
Сатирическая фраза отсылает к работе французского художника Алле Альфонса, который написал в XIX веке похожее произведение – чёрный прямоугольник с подписью: «Сражение негров в пещере тёмной ночью».
Именно эти аспекты, создающие картине историю и загадочность, а также легендарное имя художника обуславливают столь высокую цену произведения на рынке. Но что вообще заставило людей обратить внимание на квадрат?
Чёрный квадрат как основа супрематической живописи
Казимир Малевич является одним из основоположников супрематизма – одного из направлений абстрактного искусства. Его суть заключается в максимальном упрощении форм.
Казимир Малевич, Спортсмены (1932)
До Малевича художники придавали изображению сходство с реальными объектами. Это понятные всем произведения, с наглядным изображением эмоций и идей, которые хотел передать живописец.
Казимир решил, что такое искусство, основанное ещё в XIV веке, устарело. Теперь человеку не нужно показывать эмоции перспективой и объёмом. Простейшие формы и цвета выразительны сами по себе.
Основанное направление авангардизма Малевич провозгласил рождением новой азбуки живописи. С этой точки зрения квадрат – это основная буква, которой можно изобразить практически всё. Например, круг – это квадрат, если вращать его на плоскости, а крест – это несколько квадратов. В свою очередь, чёрный считался «нулевым» цветом: он представлял небытие, из которого всё появляется.
Художник впоследствии применял эти приёмы и в других своих работах – например, «Чёрном круге» и «Чёрном кресте»
Однако даже если опустить загадочные и непонятные мысли абстракционистов, то стоит помнить: Малевич просто был одним из первопроходцев нового стиля и фактически перевернул мир искусства. Именно поэтому его работы ценятся столь высоко: последующие супрематисты не смогли заработать ту же популярность.
Таким образом, «Чёрный квадрат» – это не просто изображение, а идея, повлиявшая на творчество огромного количества людей. В этом и состоит гениальность картины.
Комментарии3