Михаил Зотов - человек, охранявший Ленина
Этот материал был написан в 1996 году, и опубликован в газете «Вечерний Ростов» за 19.01.1996. Человека, изображенного на снимке, уже нет в живых, как не существует и двухэтажного старого дома напротив госпиталя МВД на проспекте Ленина, где жил М.Е. Зотов, и где происходила беседа. Уже к тому времени Михаилу Ефимовичу было почти сто лет.
Говорили мы с Михаилом Зотовым том, как целых три года он нес службу на посту № 27 - У дверей квартиры Владимира Ильича Ленина.
Если бы в 1915 году Мише Зотову, 1З-летнему пареньку из рязанской деревни, кто-то сказал, что ему доведется поехать в Москву и каждый день видеть первых лиц государства - он не поверил бы. Но судьба распорядилась, и это было. Михаилу довелось охранять безопасность главы молодого советского государства.
- На кого он похож?- таков, разумеется, был первый вопрос к Михаилу Ефимовичу.
- На Ленина очень похож, когда его играет ростовский актер Михаил Бушнов. Очень похож и внешне, и манерами. Другой актер, Михаил Ульянов, не очень: переигрывает...
Не многим известно, сколь архиважное значение Ильич уделял вопросу обеспечения своей безопасности. Уже на второй день после победы Великой Октябрьской Социалистической революции, 27 октября 1917 года, он собственноручно пишет инструкцию под названием "Обязанности часового при Председателе Совета Народных Комиссаров".
Вот ее первый пункт:
«1. Не пропускать никого, кроме Народных Комиссаров (если постовой не знает их в лицо, то должен требовать билеты, т.е, удостоверения от них)»...
28 октября Ленин вместе с В.Д. Бонч-Бруевичем лично осмотрел ту часть здания, где разместился Совет Народных Комиссаров. Владимир Ильич предложил коренным образом улучшить охрану Смольного. В частности, два пулемета стояли у окон секретариата Совнаркома (перед дверью в кабинет В.И Ленина). У входа в кабинет Ильича круглые сутки дежурили красногвардейцы.
( Н. Зубов. Они охраняли Ленина. М., 1981, с. 67-68).
Михаил Зотов - человек, охранявший ЛенинаКак попал Михаил Зотов в святая святых революции - в Совнарком? Как ему доверили охранять Ленина?
Может быть - это опять-таки судьба... В годы Гражданской войны записался Зотов в рабочую дружину по охране железной дороги. В 1919 году из этой дружины сформировали отряд народной милиции. Михаил - рослый здоровый парень - заметно выделялся среди бойцов. Такие кадры нужны были Красной Армии, и осенью 1920 года его послали на военные пехотные курсы в Рязань.
В послужном списке Михаила Зотова уже были и борьба с конницей Мамонтова, и ликвидация антоновщины, и разоружение отряда Огольцова, и участие в подавлении других волнений - так называемых «кулацких». Он заслужил доверие победившего пролетариата. В сентябре 1921 года командование направляет его в Москву, в 1-ю объединенную школу имени ВЦИК.
19 марта 1918 года Ленин и Крупская переезжают жить в Кремль. Первыми на их охрану стали латышские стрелки из отряда Яна Лациса. После покушения Фанни Каплан была организована личная охрана Ленина - бойцы из отряда ВЧК - свеаборгцы.
Только с 1919 года в списке охранников Ленина стали попадаться русские фамилии - когда охрану Кремля стали нести курсанты Московских пулеметных курсов, Объединенной военной школы имени ВЦИК.
По воспоминаниям современников, во время прогулок по Кремлю Ленин любил подходить к Тайницкому саду, наблюдать за спортивными упражнениями или слушать песни кремлевских курсантов. Н.К. Крупская свидетельствует: "Ильич любил спать с открытыми окнами. И каждое утро врывались в окно со двора песни живших в Кремле красноармейцев».
Впервые Миша Зотов увидел Ленина, когда с друзьями дивился на невиданных размеров Царь-пушку. Ребята с трудом читали потускневшую от времени надпись: «Андрей Чехов. 1586 год». В это время мимо проходил Ильич. Он остановился, поздоровался. Ему понравилась наивная любознательность молодых людей. Он спросил, что они знают об истории создания пушки и вообще - об истории своих предков. Знали деревенские парни не много. Видя их смущение, Ильич подбодрил, сказал, что скоро они станут грамотными, образованными людьми, было бы желание. Потом стал расспрашивать - откуда они, держат ли связь с родными, каковы настроения среди кремлевских курсантов. Спрашивал подробно, ответы слушал внимательно. Польщенные вниманием курсанты еще долго глядели вслед уходящему Ильичу. Эта встреча запомнилась Михаилу на всю жизнь.
Вторая встреча произошла через короткое время, когда Михаил был в наряде - дежурил по кухне. За несколько минут до обеда в столовую вошел Ленин - один, без свиты. Михаил не растерялся и доложил: «Товарищ Председатель Совета Народных Комиссаров! Обед для курсантов готов!»
Ленин согласился попробовать обед, но не за отдельным столиком, а вместе с курсантами и стал ждать их прибытия. Осмотрел кухню, поговорил с пожилым поваром... В столовую стали заходить курсанты. Они увидели Ленина и стали его приветствовать.
Ильич сел за один из столов. Ел - и расспрашивал курсантов о жизни, об учебе, о настроениях в казармах.
К охране Владимир Ильич относился чрезвычайно внимательно. Были случаи, когда он являлся в казармы глубокой ночью, глядел, как спят курсанты - даже поправлял одеяла.
Узнав о том что ученый Термен изобрел электростатический аппарат, позволяющий без часового контролировать проходящих в Кремль, он у себя в кабинете устроил демонстрацию этого аппарата - для руководителей охраны. И написал об этом в военное ведомство.
Кстати, в этом же письме он рекомендовал увеличить отпуск продуктов для питания курсантов «до полной сытости». Если учесть, что означали продукты в те голодные времена, забота о курсантах была немалой!
«Курсанты охраняли и ворота, и стены, и территорию всего Кремля, - вспоминает Михаил Ефимович. - Но самым почетным и ответственным делом была караульная служба по охране правительственного здания, и особенно - квартиры Ленина. Мечтал и я о службе на посту № 27. Но вот однажды на вечерней поверке, при объявлении нового состава караула, я услышал долгожданное:
«Пост № 27 - У входа в квартиру Председателя Совета Народных Комиссаров товарища Ленина - первая смена - курсант Зотов!»
И вот я на посту. Длинный коридор на втором этаже здания. По одну сторону - несколько дверей комнат народных комиссаров. По другую сторону - большие светлые окна. На полу - ковровая дорожка. На стене, возле двери в квартиру Ленина, инструкция часовому и образцы пропусков... Медленно идет время. Крепко сжимаю в руке винтовку, прислушиваюсь к каждому шороху. И вот - по обратную сторону двери раздались шаги. Поворот ключа - открывается дверь. Выходит Владимир Ильич. Улыбается, приветствует меня.
«Здравствуйте, товарищ Ленин!» - в радостном возбуждении отвечаю я. Ильич - рядом. Вижу близко-близко высокий лоб, темно-коричневые глаза, коротко подстриженные усы. Эти черты я запомнил на всю жизнь - как и его удивительную внимательность к людям».
С того октябрьского утра 1921 года Михаил Зотов видел Ленина через день. Статного, рослого, его чаще всего ставили на посты возле квартиры или возле кабинета Ленина.
При виде председателя Совнаркома часовой приветствовал его: вытягивался в струнку и делал движение «штык - В сторону». Ильич обязательно говорил: «Здравствуйте, товарищ курсант», - И проходил дальше. Порой за день здоровался с одним и тем же часовым по нескольку раз - наверное, не особо различал их в лицо.
Бывали на посту № 27 и курьезные случаи. В составе кремлевских курсантов одно время служила женщина - Елизавета Барская. Она внешне походила на мужчину, носила мужское обмундирование, коротко стриглась. За глаза ее называли "Иван Иванычем". О себе, кстати, она обычно говорила в мужском роде.
Однажды она стояла на посту № 27. У Ильича было хорошее настроение, и он решил поговорить с часовым у своей квартиры. Спросил, с какого фронта тот прибыл.
- Я прибыла с Южного фронта, - неожиданно для себя отрапортовала Барская.
- Так вы - женщина? - изумился Ленин.
У смущенной Барской не оставалось иного ответа, кроме короткого "да".
Покачав головой, Ильич пошел дальше.
Курсанты несли караульную службу в три смены. Стояли по два часа. На втором этаже, у лестницы, сидел еще и чекист («нас охранял», - шутит М. Зотов). Караулка находилась на первом этаже, наряд поднимался по лестнице. Самым распространенным нарушением у кремлевских курсантов было подняться на второй этаж на лифте: лифт тогда был для всех в диковинку, а молодым деревенским парням охота была покататься. За это крепко наказывали, но желающих покататься не становилось меньше...
Служба была, в общем-то, спокойная. По настоящей, боевой тревоге поднимали всего лишь раз - осенью 1922 года, когда группа эсеров пыталась проникнуть на территорию Кремля. Михаил в составе пулеметного расчета занял оборону у ворот, но ту группу чекисты взяли еще на подходе, до Кремля они не дошли.
Один раз Ленин, выходя из квартиры, уронил папку, из которой посыпались бумаги. Михаил наклонился и принялся помогать их подбирать. «Не надо, товарищ курсант! - рассердился Ильич. - Вы не имеете права оставлять пост!»
Ильич постоянно был одет в черный костюм, при галстуке. Ни разу не выходил из квартиры в рубашке. Жил вместе с Надеждой Константиновной и сестрой — Марией Ильиничной. Прислуги, собственно, не было - только приходили служащие Кремля убрать в квартире, да приносили пищу. заглянуть за заветную дверь Михаилу Ефимовичу довелось только после войны - когда в квартире был устроен музей.
Ильича курсанты любили, чего не скажешь об их непосредственном шефе - Льве Троцком.
«Тогда мы не знали, что он враг народа, но свое вражье лицо Троцкий уже тогда показывал», - говорит М.Е. Зотов.
Два эпизода особенно запали в память.
Первый - на одном из собраний, во время выступления Троцкого, какой-то курсант с заднего ряда посмотрел на него в бинокль. Троцкий это заметил...
с полчаса весь зал стоял по стойке «смирно» и слушал разгневанную отповедь наркома по делам обороны.
Другой случай - на разводе, когда мимо заступающего в наряд караула проходил Лев Давыдович. Прошел несколько раз туда-сюда (бойцы делали равнение «налево-направо»), презрительно хмыкнул и пошел дальше.
Ленин себе такого не позволял.
Михаил Ефимович рассказывает, как на прием к Ильичу приходили ходоки - в лаптях, зипунах. Они боязливо стояли у входа в кабинет, заходили с опаской. Выходили веселые, смеющиеся. Ленин их провожал в коридор, шутил, давал напутствия. Решал или нет он их проблемы - Михаил не знал, но ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ он к ним относился, это факт.
В сентябре 1923 года был сформирован батальон по охране членов правительства, и кремлевские курсанты перестали нести службу на посту № 27. Впрочем, к этому времени Ленин уже почти безвыездно жил в Горках.
Дальнейшая судьба Михаила Ефимовича была связана с армией - и с именем Ленина. Он воевал, был награжден орденом Ленина. Еще одно совпадение - какое символичное! К имени Ленина у большей части россиян резко переменилось отношение, когда в эпоху гласности мы узнали неизвестные для нас факты Октябрьской революции и гражданской войны.
Но Михаил Ефимович даже не стал вести разговор на эту тему: «Лжи вокруг него всегда было много. А я видел Ильича своими глазами».