Почему магнитофоны "Нота" стали в СССР народными
У многих советских любителей музыки первое знакомство с магнитной записью происходило благодаря марке "Нота". Ну а если Вы радиолюбитель, то это просто идеальный аппарат для тестирования собранных своими руками схем. В чем же секрет популярности марки "Нота"?
К началу 60х годов в СССР производилось уже множество марок магнитофонов; Комета, Днепр, Астра, Эльфа, Яуза, Чайка и т.д. Для того времени это были замечательные аппараты. Одно смущало население-высокая цена. Слишком был велик ценовой разрыв между дешевыми электрофонами (30-60 рублей) и магнитофонами (200-300 рублей). Та же ситуация по цене между грампластинками и магнитной лентой.
Чтобы заполнить эту пустую нишу и начали выпускать первые магнитофоны-приставки, которые в отличии от магнитофонов не имеют усилителя и динамиков. За счет этого получаются дешевле, компактнее и легче. А как же слушать их? Для этого использовали усилители уже имеющихся радиол и электрофонов.
Первую модель магнитофона приставки "Нота" начали выпускать в 1964 году на Новосибирском электромеханическом заводе.
Простейший односкоростной лентопротяжный механизм. Стрелочного индикатора записи еще не было-использовали "магический зеленый глаз" 6Е1П. Схема усилителя записи-воспроизведения была собрана на трех лампах.
"Нота" в рознице продавалась по цене 80 рублей, что было уже доступно даже студентам. Шустрые юные умы собирали простейшую схему двухлампового усилителя и приставка превращалась в полноценный магнитофон.
В 1969 году приступили к выпуску модернизированной модели "Нота-М". Слегка изменился даже внешний вид. Корпус стал полностью штампованным из железа, с пластиковым покрытием.
При этом цена осталась преждней-80 рублей.
В 1972 году начинается выпуск модели "Нота-303", где уже были использованы новые модификации магнитных головок. Это улучшило характеристики тракта записи -воспроизведения.
Магнитофон-приставка стала симпатичней, но и цена возросла до 90 рублей.
Следующая и очень основательная модернизация прошла в 1974 году. Модель "Нота-304" получила новый лентопротяжный механизм от магнитофона "Иней" и схему записи-воспроизведения выполнили на транзисторах. Ну и маленькая, но очень важная хитрость: на "моно" магнитофоне установлена "стерео" головка. Это увеличивает время записи на одной катушке в 2 раза без потери качества!!!
Вот эта модель была полигоном для наших бесконечных экспериментов. Естественно сразу через знакомых токарей делали новый шкив на двигатель и приставка начинала работать на 19 скорости. Приставка хоть и "моно", но 4х дорожечная, а это значит без проблем переделывается в "стерео"! Добавляем стерео усилитель и получаем полноценный стереомагнитофон за...106 рублей!!!
Наши эксперименты с различными схемами на "Нота-304" прервались неожиданно: был куплен некондиционный "Снежеть -204-стерео" за 64 рубля и весь творческий потенциал переключился на него.
Магнитофонам-приставкам "Нота" удалось удачно занять нишу самых бюджетных моделей. Как известно, этот сегмент рынка всегда самый массовый, этим и объяснялось популярность марки.
Чтобы заполнить эту пустую нишу и начали выпускать первые магнитофоны-приставки, которые в отличии от магнитофонов не имеют усилителя и динамиков. За счет этого получаются дешевле, компактнее и легче. А как же слушать их? Для этого использовали усилители уже имеющихся радиол и электрофонов.
Первую модель магнитофона приставки "Нота" начали выпускать в 1964 году на Новосибирском электромеханическом заводе.
Простейший односкоростной лентопротяжный механизм. Стрелочного индикатора записи еще не было-использовали "магический зеленый глаз" 6Е1П. Схема усилителя записи-воспроизведения была собрана на трех лампах.
"Нота" в рознице продавалась по цене 80 рублей, что было уже доступно даже студентам. Шустрые юные умы собирали простейшую схему двухлампового усилителя и приставка превращалась в полноценный магнитофон.
В 1969 году приступили к выпуску модернизированной модели "Нота-М". Слегка изменился даже внешний вид. Корпус стал полностью штампованным из железа, с пластиковым покрытием.
При этом цена осталась преждней-80 рублей.
В 1972 году начинается выпуск модели "Нота-303", где уже были использованы новые модификации магнитных головок. Это улучшило характеристики тракта записи -воспроизведения.
Магнитофон-приставка стала симпатичней, но и цена возросла до 90 рублей.
Следующая и очень основательная модернизация прошла в 1974 году. Модель "Нота-304" получила новый лентопротяжный механизм от магнитофона "Иней" и схему записи-воспроизведения выполнили на транзисторах. Ну и маленькая, но очень важная хитрость: на "моно" магнитофоне установлена "стерео" головка. Это увеличивает время записи на одной катушке в 2 раза без потери качества!!!
Вот эта модель была полигоном для наших бесконечных экспериментов. Естественно сразу через знакомых токарей делали новый шкив на двигатель и приставка начинала работать на 19 скорости. Приставка хоть и "моно", но 4х дорожечная, а это значит без проблем переделывается в "стерео"! Добавляем стерео усилитель и получаем полноценный стереомагнитофон за...106 рублей!!!
Наши эксперименты с различными схемами на "Нота-304" прервались неожиданно: был куплен некондиционный "Снежеть -204-стерео" за 64 рубля и весь творческий потенциал переключился на него.
Магнитофонам-приставкам "Нота" удалось удачно занять нишу самых бюджетных моделей. Как известно, этот сегмент рынка всегда самый массовый, этим и объяснялось популярность марки.
Комментарии1