Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
25
111qwe
На uCrazy 15 лет 3 месяца
Интересное

USB нашей юности. Почему он был лучше нынешнего

USB нашей юности. Почему он был лучше нынешнего


Непременным атрибутом любого советского магнитофона были шнуры на разъемах СГ(ОНЦ-ВГ). Без них никак не записать и тем более переписать музыку. Благо разъемы СГ-5 свободно продавались в магазине, мы делали соединительные кабели сами, чтобы каждый раз не перетыкать один и тот же шнур из разъема в разъем.
Откуда же они появились в СССР?

На заре радиотехники в бытовой аппаратуре применяли разные соединители. В первую очередь это были клеммы

USB нашей юности. Почему он был лучше нынешнего



Ну и более аккуратные "розетки" и "вилки". Вот USB 50х годов.




Еще одним распространенным разъемом был штепсель телефонный ШТП-3-6,5. Этот разъем в радиотехнику пришел с ручных телефонных станций, где барышни соединяли шнурами абонентов. Английское название разъема TRS




По сути это предок штекеров нынешних наушников.




В 1956 году в СССР начали выпускать магнитофон "Мелодия МГ-56". За исключением электронной начинки все было позаимствовано с немецкого магнитофона "Grundig TK-820". Так все разъемы на магнитофоне типа TRS




Все эти виды разъемов не блистали качеством соединения и удобством пользования. Производителям требовался надежный и универсальный соединитель. Новый тип разъема придумали в Германии, но точную дату мне найти не удалось. В каталоге фирмы Телефункен за 1959 год уже показаны шнуры на 5 контактных (стерео) разъемах




При этом у стерео наушников две стандартные "моно" вилки.

В советской аппаратуре применение разъемов СГ (ОВЦ-ВГ) началось с катушечного магнитофона "Астра-4" Ленинградского завода "Техприбор", который выпускался с 1966 года.




Хотя и магнитофон был "моно", но разъемы пятиштырьковые. С тех пор и началось постепенное внедрение этих разъемов в аппаратуре СССР. Разъемы изготавливал Пружанский завод радиодеталей в Белоруссии, который продолжает работать и по сей день.

Позже, эти типы разъемов были приняты в качестве национального стандарта немецким институтом стандартизации(DIN) и получили порядковый номер стандарта DIN 41524. Поэтому в обиходе их называли "дин разъем". Хотя разновидностей этих разъёмов много и у каждого свой порядковый номер стандарта:




Несомненным достоинством разъемов был прочный металлический корпус, одновременно служивший экраном (массой). Выломать случайно такой разъем невозможно. Гнездо нынешних USB разъемов выламывается даже от случайного нажатия на подключенный шнур.




Еще одним важным качеством конструкции этих разъемов было последовательность установления соединения: первым всегда касается металлический корпус разъема, соединенный с общим проводом аппаратуры. Этим выравнивается потенциал между корпусами соединяемых устройств. У того же американского разъема RCA (тюльпан) первым соединяется сигнальный контакт, а потом только общий провод.




Главный недостаток разъема тот же, что и у USB: трудно подключить "вслепую".

Когда изготавливал самодельные шнуры, несколько раз наступал на одни и те же грабли: аккуратно запаиваешь все провода к штырькам, натягиваешь на них кембрики, экранирующую оплетку надежно обжимаешь скобами корпуса..... и замечаешь, что пластиковый кожух забыл заранее одеть на кабель))) Приходится все отпаивать обратно.




В середине 80х японские фирмы, которые использовали американские разъемы RCA, практически захватили европейский рынок. Так закончилась эпоха разъемов DIN на массовом рынке. Некоторые производители продолжают использовать эти разъемы в своей аппаратуре, но в очень маленьких объемах.

Надеюсь скоро закончу профилактику катушечного магнитофона "Астра-110-1 стерео". Для перезаписи понадобится изготовить соединительный кабель и я прикупил два разъема ОНЦ-ВГ-4-5-16в.

все теги
Комментарии4
  1. KGS
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    Дык, почему лучше-то?
    Сколько помню то разваливался, то не контачил, то коротил внутри. А уж вставлять вслепую это говно - то ещё удовольствие.
    Между прочим, у полноценного УСБ корпус тоже первым коннектится, только это не мешает ему статикой компы в аут уводить.
  2. Framir
    На uCrazy 8 лет 8 месяцев
    Постоянно были траблы с этим разъемом. Гнездо разбалтывалось и стенки между контактами скалывались. Провода постоянно отсоединялись внутри такой вилки. Контакты гнулись и т.п. Как хорошо, что их больше нет!
  3. yurix
    На uCrazy 13 лет 8 месяцев
    Клавиатуры имели такой разъем)
  4. nuonar
    На uCrazy 7 лет 8 месяцев
    Я работаю в музыкальной индустрии уже больше 20 лет - успел поперепаять все возможные разъемы, поэтому данный "опус" меня весьма удивил.
    Для начала - сама идея сравнить периферийный разъем USB и аудиокомпонентный DIN... А чего уж сразу и про обычные электрические вилки не вспомнить?
    Дальше.
    Сборка такого DIN'а была сущим кошмаром. Две металлические половинки нужно было аккуратно совместить с пазами сердцевины, следя, чтобы их не перекосило, а потом нужно было убедиться, что ушко-стопор надежно зафиксировалось в кожухе из дешевого пластика-нейлона, иначе весь штекер развалится при первом же отключении. Многократная перепайка такого штекера абсолютно исключена! Это - одноразовая вещь, которую лучше всего было надежно зафиксировать изолентой. Я уже молчу про дурную распиновку, при которой внутри одного коннектора мы имели общую землю, и две пары "левый-правый" канал - отдельно для входа, отдельно для выхода.
    Очень странно, что нет ни слова о "канонах" - XLR-разъемы для балансного соединения, которые немного похожи на DIN, но гораздо надежнее, благодаря фиксатору-собачке на пружине. Про них знает даже самый зашкварный сельский диджей. Уже лет 30-40 это самые распространенные штекеры-разъемы, которые используют в микрофонах, пультах, усилителях, колонках, звуковых картах и так далее. XLR знаменитой лихтенштейнской фирмы Neutrik стоят дорого, но служат годами безо всякого вмешательства. К тому же, их можно перепаивать десятки раз, не боясь за их целость. Надежнее них - только SpeakOn, которые используются во ВСЕХ современных концертных и клубных акустических системах и усилителях.
    В комментариях верно сказали - DIN'ами когда-то подключались клавиатуры (еще до раъемов PS/2), ну, а MIDI-штекеры такого же типа до сих пор можно встретить практически на любой профессиональной звуковой технике, поэтому заключение о том, что их эпоха на массовом рынке закончилась...
    В общем, ностальгия по советскому прошлому мне понятна, но не лезьте туда, где вы ни хрена не разбираетесь!

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}