Даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм, синтоизм: в чём разница между главными религиями Азии?
Религии Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии – древнейшие философские учения на планете. Каждая из них развивалась в тесном взаимодействии друг с другом и обладает множеством общих черт. Но в чём между ними принципиальная разница? И насколько они связаны друг с другом?
Конфуцианство и даосизм – Китай и его соседи
Стоит сказать, что религии Азии в целом отличаются от вероучений Европы и Ближнего Востока. В отличие от монотеистических религий (христианства, ислама, иудаизма) с единым Богом, восточные религии – политеистические. Это сложные системы верований с включением этики и философии, а также с множеством божеств и духов. Кроме того, эти религии переплетаются, заимствуя элементы друг друга.
Конфуцианство и даосизм возникли в Китае в V веке до н.э. Конфуцианство – система нравственных и мировоззренческих взглядов, направленных на упорядочение отношений между людьми и воспитании правильного морального облика человека.
В некотором роде, учение Конфуция является не столько религией, сколько философией жизни. Оно призывает к занятию искусствами, следованию древним традициям, сложению крепкой семьи и определяет место и роль каждого человека в жизни государства.
При этом, в конфуцианстве нет глубоко продуманной системы взглядов о самом мироздании. Главной опорной точкой здесь является Небо (аналог космосу, природе, всему сущему) – некая абсолютная сила, которая определяют судьбу человека и облик всего мира.
В отличие от конфуцианства, сосредоточенного на включение человека в общество, даосизм проповедует путь отшельничества. Философия даосизма заключена в поиске гармонии и самого себя через единение с природой. Этот поиск и есть путь Дао.
При этом, в даосизме есть такое понятие как «недеяние». Оно постулирует, что человек ничего не может изменить в мире. Всем правит космос (Небо, природа). После смерти человек растворяется в нём, подобно сахару в чае, становясь бессмертной частичкой мироздания.
Таким образом, даосизм более заострен на религиозной философии, в то время как конфуцианство – на социальных отношениях. Оба вероучения распространены больше всего в Китае, но оказали прямое влияние на все соседние страны
Буддизм – мировая религия
Религия, зародившаяся в Индии также в V веке до н.э. В Китай проникла в течение I-V веков н.э. Пожалуй, это наиболее знакомое всему миру учение. Из него пришли такие понятия как «колесо Сансары» – идея постоянного перерождения, «карма» – багаж хороших и плохих поступков и «нирвана» – просветление, уход в небытие.
Цель буддиста – отказаться от земных привязанностей и материальных ценностей, тем самым прекращая свои страдания и достигая Просветления (нирваны). Постигается это всё медитацией, соблюдением этических норм, монашеством и даже самоистязанием – разные направления буддизма предлагают различные пути.
В отличие от даосизма и конфуцианства, буддизм – религия мировая. Она распространена в Индии, Вьетнаме, Лаосе, Китае, Корее, Японии и других странах. Исповедует его более 500 млн человек.
Индуизм – Индия и Непал
Религия Индии, берущая своё начало, как минимум, со II тысячелетия до н.э. Имеет много общего с буддизмом.
Однако единым философским учением индуизм не является. Это целый набор различных религиозных течений, не имеющих единой доктрины и точного определения. Например, некоторое исследователи относят буддизм к ответвлению индуизма.
Индуисты также верят в карму, колесо Сансары и возможность достижения нирваны. Отличия кроются в мелочах. В индуизме есть понятия Рая и Ада и даже чёткое понятие Бога – творца всего сущего. Существует кастовая система разделения людей.
Пожалуй, главным отличием вероучений является то, что буддизм – это общемировая религия, а индуизм – национальная. Хотя при это число последователей превышает 1 миллиард.
Синтоизм – Япония
Традиционная религия Японии. Возникла примерно в III веке до н.э., однако впоследствии на неё оказали большое влияние конфуцианство и буддизм. В итоге сложившаяся система устоев распространилась по всем Японским островам.
Сходство между синтоизмом и буддизмом настолько сильное, что долгое время японскую религию считали лишь ответвлением. По переписи страны 2010 года 85 млн человек считают себя буддистами, 100 млн – синтоистами, хотя при этом население Японии не превышает 130 млн.
Впрочем, национальная религия всё же сохранила свои особенности. Согласно ей, весь мир населён божествами-духами «ками». Они обитают во всех окружающих нас вещах. Неправильное обращение с этими вещами злит ками, и они могут причинить вред.
Чтобы не гневить божество, нужно умиротворить его – произвести ритуал, религиозную церемонию в семейном алтаре или святилище (храме).
За сотни лет синтоизм оброс сложными традициями и праздниками, глубоко проник в культуру японцев и сегодня воспринимается иностранцами как национальная особенность, нежели как религия.
Стоит сказать, что религии Азии в целом отличаются от вероучений Европы и Ближнего Востока. В отличие от монотеистических религий (христианства, ислама, иудаизма) с единым Богом, восточные религии – политеистические. Это сложные системы верований с включением этики и философии, а также с множеством божеств и духов. Кроме того, эти религии переплетаются, заимствуя элементы друг друга.
Конфуцианство и даосизм возникли в Китае в V веке до н.э. Конфуцианство – система нравственных и мировоззренческих взглядов, направленных на упорядочение отношений между людьми и воспитании правильного морального облика человека.
В некотором роде, учение Конфуция является не столько религией, сколько философией жизни. Оно призывает к занятию искусствами, следованию древним традициям, сложению крепкой семьи и определяет место и роль каждого человека в жизни государства.
Распространение восточных религий
При этом, в конфуцианстве нет глубоко продуманной системы взглядов о самом мироздании. Главной опорной точкой здесь является Небо (аналог космосу, природе, всему сущему) – некая абсолютная сила, которая определяют судьбу человека и облик всего мира.
В отличие от конфуцианства, сосредоточенного на включение человека в общество, даосизм проповедует путь отшельничества. Философия даосизма заключена в поиске гармонии и самого себя через единение с природой. Этот поиск и есть путь Дао.
При этом, в даосизме есть такое понятие как «недеяние». Оно постулирует, что человек ничего не может изменить в мире. Всем правит космос (Небо, природа). После смерти человек растворяется в нём, подобно сахару в чае, становясь бессмертной частичкой мироздания.
Таким образом, даосизм более заострен на религиозной философии, в то время как конфуцианство – на социальных отношениях. Оба вероучения распространены больше всего в Китае, но оказали прямое влияние на все соседние страны
Буддизм – мировая религия
Религия, зародившаяся в Индии также в V веке до н.э. В Китай проникла в течение I-V веков н.э. Пожалуй, это наиболее знакомое всему миру учение. Из него пришли такие понятия как «колесо Сансары» – идея постоянного перерождения, «карма» – багаж хороших и плохих поступков и «нирвана» – просветление, уход в небытие.
Цель буддиста – отказаться от земных привязанностей и материальных ценностей, тем самым прекращая свои страдания и достигая Просветления (нирваны). Постигается это всё медитацией, соблюдением этических норм, монашеством и даже самоистязанием – разные направления буддизма предлагают различные пути.
В отличие от даосизма и конфуцианства, буддизм – религия мировая. Она распространена в Индии, Вьетнаме, Лаосе, Китае, Корее, Японии и других странах. Исповедует его более 500 млн человек.
Индуизм – Индия и Непал
Религия Индии, берущая своё начало, как минимум, со II тысячелетия до н.э. Имеет много общего с буддизмом.
Однако единым философским учением индуизм не является. Это целый набор различных религиозных течений, не имеющих единой доктрины и точного определения. Например, некоторое исследователи относят буддизм к ответвлению индуизма.
Индуисты также верят в карму, колесо Сансары и возможность достижения нирваны. Отличия кроются в мелочах. В индуизме есть понятия Рая и Ада и даже чёткое понятие Бога – творца всего сущего. Существует кастовая система разделения людей.
Пожалуй, главным отличием вероучений является то, что буддизм – это общемировая религия, а индуизм – национальная. Хотя при это число последователей превышает 1 миллиард.
Синтоизм – Япония
Традиционная религия Японии. Возникла примерно в III веке до н.э., однако впоследствии на неё оказали большое влияние конфуцианство и буддизм. В итоге сложившаяся система устоев распространилась по всем Японским островам.
Тории – ворота на входе в синтоистские святилища
Сходство между синтоизмом и буддизмом настолько сильное, что долгое время японскую религию считали лишь ответвлением. По переписи страны 2010 года 85 млн человек считают себя буддистами, 100 млн – синтоистами, хотя при этом население Японии не превышает 130 млн.
Впрочем, национальная религия всё же сохранила свои особенности. Согласно ей, весь мир населён божествами-духами «ками». Они обитают во всех окружающих нас вещах. Неправильное обращение с этими вещами злит ками, и они могут причинить вред.
Чтобы не гневить божество, нужно умиротворить его – произвести ритуал, религиозную церемонию в семейном алтаре или святилище (храме).
За сотни лет синтоизм оброс сложными традициями и праздниками, глубоко проник в культуру японцев и сегодня воспринимается иностранцами как национальная особенность, нежели как религия.
Комментариев пока нет