Взгляд артиллериста
Об этом человеке известно меньше, чем о героях его картин. История русской батальной живописи славна именами Верещагина, Виллевальде, Авилова, Зарувейда, Казарина, Рубо… Имя П.И. Бабаева скромно стоит особняком, в сторонке. Зато он сам был из военных, и картины его всегда точно попадали в точку. В точку доблести русского оружия.
Полидор Иванович Бабаев, баталист, портретист, иконописец родился 19 сентября 1813 года в Харьковской губернии. Подпоручиком артиллерии служил в Тифлисе. Его художественное дарование заметили старшие офицеры и настоятельно рекомендовали Бабаеву учиться. Так в качестве вольнослушателя Императорской Академии художеств он оказался в классе у К.П. Брюллова.
В 1846 году Полидор Иванович получает малые серебряную и золотую медали за картину «Умирающий солдат, передающий сохранённое им знамя товарищу».
Полотно молодого художника буквально ворвалось в список лучших патриотических картин своего времени и обрело широкую популярность.
В том же 1846-м Полидор Бабаев создаёт ещё одно полотно: «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Л. Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Знаменитое сражение под Лейпцигом 4 октября 1813 года, получившее название «Битвы народов» знаменательно и тем, что впоследствии одному из его участников в столице империи, в Санкт-Петербурге, поставили уникальный памятник. Единственный памятник русскому солдату той поры. Этим солдатом и был Леонтий Коренной. До того доблестный гренадер лейб-гвардии Финляндского полка уже успел отличиться и на Бородинском поле. И был удостоен Георгиевского креста за номером 16 970.
В сражении под Лейпцигом лейб-гвардии Финляндский полк получил приказ атаковать селение Госсу. Нашему полку противостояла прославленная Старая гвардия Наполеона. 3-й батальон полка под командой полковника Александра Жервэ зашёл в тыл к французам. Перебравшись через высокую каменную ограду селения, русские атаковали неприятеля. Французы яростно контратаковали. В ожесточённом рукопашном бою численное превосходство оказалось на стороне врага. Русских припёрли к стене в прямом и переносном смысле. Росли потери. Ранили и командира батальона. Леонтий Коренной подхватил раненого полковника Жервэ и перекинул через стену. Тем же путём отправил ещё нескольких офицеров. Вокруг погибали соратники. Остался один Коренной, который винтовкой как дубиной отбивался от неприятеля, предлагавшего сдаться. Получив 18 ранений, русский богатырь потерял сознание.
Отдавая должное доблести отчаянного одиночки, его доставили на перевязочный пункт. О героическом русском доложили Наполеону. Император приказом по армии поставил его в пример своим солдатам. И приказал вылечить и отпустить славного гренадера…
За проявленное мужество Леонтия Коренного произвели в подпрапорщики (высший унтер-офицерский чин) и назначили знаменосцем полка. Ему вручили и особую серебряную медаль на шею с надписью «За любовь к Отечеству». После окончания наполеоновской кампании Александр Жервэ выхлопотал для Леонтия достойную пенсию. И до конца дней своих при посещении храма неизменно поминал раба божьего Леонтия, спасшего его в кровавой «Битве народов». Сведения о дальнейшем жизненном пути Коренного отсутствуют. А слава о подвиге дядьки Коренного в русской армии жила ещё многие годы, и даже в песнях. Также его подвиг запечатлели в виде позолоченного украшения на револьверах, вручавшихся офицерам, отличившимся при обороне Севастополя.
В 1903 году лейб-гвардии Финляндский полк отмечал столетний юбилей. Офицеры полка отметили славную дату установкой бронзового памятника Коренному (проект академика архитектуры И.С. Китнера при участии скульптора Е.И. Малышева и литейщика К.А. Робекки) при входе в парадное здание офицерского собрания. И вплоть до революции все офицеры, входя в собрание, снимали перед ним фуражки и отдавали солдату честь… Увы, ныне памятник утрачен, сохранился только его пьедестал за зданием музея Суворова…
Бабаев же на следующий год получил задание, о котором говорится в журнале совета Академии художеств: «Записать в журнал сей, что Академическим Советом назначены художникам и ученикам Академии программы для получения золотых медалей первого и второго достоинства и именного 1-го достоинства: по живописи баталической ученику Полидору Бабаеву написать картину сражения на Кавказе при Михайловском укреплении...»В 1848-м живописец получил от Общества поощрения художников большую золотую медаль за картину «Сражение на Кавказе при Михайловском укреплении».
Тут же пишет другую картину на тему Кавказской войны: «Штурм укрепления Ахты в 1848 г.» (Дагестанский музей изобразительных искусств).
В тот год у селения Ахты немногочисленный русский гарнизон оборонялся от 15-тысячного отряда горцев, возглавляемого Шамилём. Произошедшее вызвало большой резонанс в общественной жизни России. О нём много говорили, писали, в Петербургских театрах шёл спектакль по пьесе на эту тему.
В ходе штурма одним из первых выстрелов тяжело ранили коменданта укрепления полковника Рота. Умирая, он передал командование капитану Новосёлову и взял с него клятву взорвать укрепление в крайнем случае. Военный историк писал: «Шесть дней защищались Ахты, несколько штурмов было отбито, но положение с каждым днем становилось хуже и безнадёжнее, Это сознавали все, – и все стали готовиться к смерти...»
Капитану Бучкиеву удалось пробравшийся из осаждённой крепости к военачальнику князю Аргутинскому и передать сообщение: «Шамиль осадил Ахты и, после взрыва порохового погреба, штурмовал разрушенный бастион; штурм был отбит, но потеря гарнизона так велика, что под ружьём не осталось и 350 нижних чинов... гарнизон держится, но уже без всякой надежды на спасение...»
На полотне художник изобразил самый трагический момент штурма – многочисленные нападающие горцы под развевающимся малиновым знаменем имама – и отчаянно сопротивляющиеся остатки защитников гарнизона Ахтынского укрепления. Горцам так и не удалось захватить укрепление, а приближение русских войск под командованием князя Аргутинского вынудило Шамиля снять осаду…
А что же Бабаев?
В его личном деле в архиве Академии художеств имеется прошение художника, где, в частности, говорится: «Имея честь занять место учителя рисования в одной из гимназий Российской империи и находясь в Императорской Академии художеств вольно приходящим учеником с 1842 до 1848 год, я имел щастье быть удостоен наградами... Имею честь почтительнейше просить Совет Императорской Академии художеств выдать мне диплом на право занятия должности учителя рисования.
Не имея прежде всего в нём надобности во время бытности моей в Академии, я не просил его от Императорской Академии художеств. Нынче же при встретившихся обстоятельствах, имея в нём крайнюю необходимость, покорнейше прошу Совет Императорской Академии художеств не оставить меня – удостоить выдачею означенного диплома».
Из документов в личном деле Полидора Ивановича Бабаева за 1857 г. известно, что диплом художнику выдали. Надо полагать и, видимо, оставшуюся жизнь он занимался преподаванием рисования в школе. Умер Полидор Бабаев в 1870 году и похоронен в Тифлисе. Образ самого художника история для нас не сохранила...
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!