«Мыши, шагом марш!»
В Средневековой Европе были весьма распространены суды над животными. Например, в 1474 году в швейцарском Базеле состоялся суд над петухом, который якобы снёс яйцо. Считалось, что из "петушиных яиц" выводятся василиски - наполовину птицы, наполовину змеи.
Василиск в бестиарии (зоологической энциклопедии) 1642 года
Суд над петухом вёлся по всем правилам: с обвинением и защитой. В конце концов петух был признан одержимым дьяволом и сожжён на костре вместе со злосчастным яйцом.
В 1479 г. в Лозанне состоялся судебный процесс над майскими жуками, длившийся целых два года. Решением суда насекомым предписывалось незамедлительно покинуть страну. Там же, в Лозанне, проходил суд над опустошившими округ гусеницами: "обвиняемых" призвали на суд троекратным ударом колокола и, несмотря на то, что на суд они не явились, их интересы представлял специально назначенный адвокат. Согласно приговору гусеницы, ставшие прибежищем дьявола, были торжественно прокляты, и им было приказано удалиться со всех полей.
В 1519 г. в тирольском городке Глоренца (или Глурнс) состоялся процесс против полевых мышей. Суд постановил, что "называемые полевыми мышами вредные животные обязаны в течение 14 суток покинуть пахотные земли и луга и переселиться в другое место".
А на этой жутковатой гравюре изображено событие состоявшееся, согласно хроникам, во французском Мелене в 1386 году. Суд приговорил к казни через повешенье свинью, изгрызшую лицо и руки ребёнку. В городском архиве сохранился отчёт по расходам на казнь: "Кормление свиньи в тюрьме: 6 парижских грошей. Палачу для приведения приговора в исполнение: 54 парижских гроша. Плата за телегу, на которой свинья была доставлена к эшафоту: 6 парижских грошей. Плата за верёвку, на которой была повешена свинья: 2 парижских гроша и 8 денариев".
Но больше всех не повезло кошкам. Помимо судов, над ними устраивали и массовые внесудебные расправы. В феврале в городе Ипр проходило ежегодное празднество, называемое "кошачьим месяцем", когда с центральной колокольни города выбрасывали живых кошек. В день святого Иоанна, 24, июня на многих городских площадях Франции сооружались виселицы для кошек. В Арденнах (Франция) кошек сжигали на кострах в первое воскресенье поста.
Кошек истязали и убивали в таких количествах, что им грозило почти полное уничтожение. К XIV веку кошек осталось так мало, что они уже не могли справляться с крысами, переносившими бубонную чуму.
Чем были вызваны столь странные и дикие, на наш взгляд, "судебные практики"? Вероятно, растянувшейся на столетия сменой мировоззренческой парадигмы: от мифологической мировоззренческой модели (включающей в себя одушевление и персонификацию сил природы, а также жертвоприношения животных) к научной модели, претендовавшей на универсальность её законов и институций...
В 1479 г. в Лозанне состоялся судебный процесс над майскими жуками, длившийся целых два года. Решением суда насекомым предписывалось незамедлительно покинуть страну. Там же, в Лозанне, проходил суд над опустошившими округ гусеницами: "обвиняемых" призвали на суд троекратным ударом колокола и, несмотря на то, что на суд они не явились, их интересы представлял специально назначенный адвокат. Согласно приговору гусеницы, ставшие прибежищем дьявола, были торжественно прокляты, и им было приказано удалиться со всех полей.
Лозанна, явившая столь высокий уровень правового сознания в средневековой Европе
В 1519 г. в тирольском городке Глоренца (или Глурнс) состоялся процесс против полевых мышей. Суд постановил, что "называемые полевыми мышами вредные животные обязаны в течение 14 суток покинуть пахотные земли и луга и переселиться в другое место".
А на этой жутковатой гравюре изображено событие состоявшееся, согласно хроникам, во французском Мелене в 1386 году. Суд приговорил к казни через повешенье свинью, изгрызшую лицо и руки ребёнку. В городском архиве сохранился отчёт по расходам на казнь: "Кормление свиньи в тюрьме: 6 парижских грошей. Палачу для приведения приговора в исполнение: 54 парижских гроша. Плата за телегу, на которой свинья была доставлена к эшафоту: 6 парижских грошей. Плата за верёвку, на которой была повешена свинья: 2 парижских гроша и 8 денариев".
Но больше всех не повезло кошкам. Помимо судов, над ними устраивали и массовые внесудебные расправы. В феврале в городе Ипр проходило ежегодное празднество, называемое "кошачьим месяцем", когда с центральной колокольни города выбрасывали живых кошек. В день святого Иоанна, 24, июня на многих городских площадях Франции сооружались виселицы для кошек. В Арденнах (Франция) кошек сжигали на кострах в первое воскресенье поста.
Кошек истязали и убивали в таких количествах, что им грозило почти полное уничтожение. К XIV веку кошек осталось так мало, что они уже не могли справляться с крысами, переносившими бубонную чуму.
Чем были вызваны столь странные и дикие, на наш взгляд, "судебные практики"? Вероятно, растянувшейся на столетия сменой мировоззренческой парадигмы: от мифологической мировоззренческой модели (включающей в себя одушевление и персонификацию сил природы, а также жертвоприношения животных) к научной модели, претендовавшей на универсальность её законов и институций...
Комментариев пока нет