С рождения он не имел ног и рук, но несмотря на это стал величайшим иконописцем своего времени
Сегодня во всем мире особое внимание уделяется людям с ограниченными физическими возможностями. В развитых странах у инвалидов больше возможностей, чем у здоровых людей для того, чтобы реализовать себя на работе, в искусстве и даже в спорте. Государство оказывает всестороннюю поддержку таким людям, от которых необходимо только желание и можно достигнуть практически всего. Но так было не всегда, так в нашей стране вплоть до середины 20 века инвалиды, родившиеся без рук и ног, были обречены, если не на смерть, так на жалкое существование в спецучреждении. Редким примером реализации творческого потенциала у людей с ограниченными возможностями стал иконописец Григорий Журавлев, родившийся без ног и рук.
Родился Григорий в 1858 году в Самарской губернии. Его мать, увидав дитя без рук и ног так переживала, что вознамерилась лишить жизни и себя и ребенка. Дед Григория, Петр Трайкин, узнав об этом забрал внука у матери и взял на воспитание, тем самым сохранив жизнь и Журавлеву, и его матери. Ребенка выносили во двор, и так как играть с другими детьми он просто не мог, то ему оставалось одно – рисовать палочкой на земле, зажав ее во рту.
Пока мальчик не подрос и дед, несмотря на преклонный возраст, возил его в школу – на санях зимой, и на самодельной повозке летом. Учитель земской школы обратил внимание на одаренного ребенка и лично приезжал к нему домой и давал уроки. Уже в детстве Григорий писал своим необразованным односельчанам письма и документы на заказ, зажимая перо в зубах.
Император Александр III по достоинству оценил талант Журавлева
В 1884 году, когда Григорий уже достиг значительного в написании икон, он направил свою работу Цесаревичу Николаю. В письме он указал, что написал икону без рук, и ответ не заставил себя долго ждать. Император Александр III пригласил самородка во дворец, где он некоторое время жил и писал портреты членов семьи Романовых.
В деревне Утевка, Самарской губернии по чертежам Григория была построена церковь. Журавлев не только писал иконы для этого храма, а и участвовал в его оформлении фресками и росписью. Его в люльке поднимали на высоту в два десятка метров, где он работал целый день. Умер Журавлев в 1916 году, оставив солидное количество работ. Изучать работы Григория начали не так давно, и нашим современникам еще предстоит по достоинству оценить масштаб его творчества.