Почему католики при молитве сидят, а православные стоят?
Католическую и православную церкви разделяет множество спорных вопросов – от триединства Бога до статуса священника и иерархии власти. Но при первом взгляде на церковь изнутри обычный человек видит более приземлённое различие. В православной в центре будет свободное пространство, а молящиеся – стоят. У католиков центральный неф заполнен рядами скамей. Люди во время всего богослужения сидят.
Почему в христианских церквях сложились столь разные правила для молящихся в храме?
Вверх и терпеть!
Разделение этой традиции произошло в Раннем Средневековье, задолго до разделения на православную и католическую ветви в 1054 году. До VI века все христиане молились сидя, на скамейках или вовсе на полу. Однако впоследствии в восточные церкви пришли более суровые практики. В храме стало принято исключительно стоять.
Сидения могут быть в современных церквях у стен или в дальнем углу – для старых и немощных. Но они рассматриваются как исключение из правил. И хотя православное богослужение может длиться несколько часов, люди стоят. Так происходит, например, во время всенощного бдения.
Дело в том, что православие изначально складывалось на более суровых началах. В представлении отцов этой ветви христианства опорой в вере должно было быть постоянное стремление к Богу и преодоление телесных трудностей.
Символически это и выражалось в обычае не садиться во время богослужения. Человек стоит, то есть тянется вверх, к Богу. Он много часов терпит неудобство – то есть дисциплинирует свою плоть, привыкает совершать маленький подвиг преодоления телесных мук.
Отсюда же возникали обычаи брать на себя различные телесные ограничения – аскезы. Например, обет столпничества. В каком-то плане, православие приблизилось по строгости к исламу, чем к западному христианству.
Сосредоточиться и подумать!
У католиков сложился другой подход к этому вопросу. У этой ветви большее внимание уделяется философским размышлениям, таинству общения человека с божественным началом в храме.
В церковь фактически можно войти в любой момент. Сесть, подумать, провести здесь сколь угодно времени. Для этого в церкви и расположены ряды скамей. Чаще всего у них есть особенная приступка спереди. Если человек хочет, то он легко опускается на нее на колени.
Католики считают, что телесные ограничения лишь отвлекают людей от божественных размышлений. Поэтому с их точки зрения нет смысла добавлять всем физических трудностей во время молитвы. Если человек хочет дисциплинировать свою плоть – то в этой конфессии он делает это индивидуально, по собственной воле.
Во время богослужения люди также сидят. Исключением становятся только особые моменты. Люди встают при чтении Евангелия. Стоя провожают умершего в последний путь.
В католических общинах даже складывались особые традиции: скамья могла быть семейной, ее занимали представители рода много поколений подряд. Распространен обычай мемориальных скамей: жертвователь сооружает их в память о близком.
Разделение этой традиции произошло в Раннем Средневековье, задолго до разделения на православную и католическую ветви в 1054 году. До VI века все христиане молились сидя, на скамейках или вовсе на полу. Однако впоследствии в восточные церкви пришли более суровые практики. В храме стало принято исключительно стоять.
Сидения могут быть в современных церквях у стен или в дальнем углу – для старых и немощных. Но они рассматриваются как исключение из правил. И хотя православное богослужение может длиться несколько часов, люди стоят. Так происходит, например, во время всенощного бдения.
Дело в том, что православие изначально складывалось на более суровых началах. В представлении отцов этой ветви христианства опорой в вере должно было быть постоянное стремление к Богу и преодоление телесных трудностей.
Символически это и выражалось в обычае не садиться во время богослужения. Человек стоит, то есть тянется вверх, к Богу. Он много часов терпит неудобство – то есть дисциплинирует свою плоть, привыкает совершать маленький подвиг преодоления телесных мук.
Отсюда же возникали обычаи брать на себя различные телесные ограничения – аскезы. Например, обет столпничества. В каком-то плане, православие приблизилось по строгости к исламу, чем к западному христианству.
Сосредоточиться и подумать!
У католиков сложился другой подход к этому вопросу. У этой ветви большее внимание уделяется философским размышлениям, таинству общения человека с божественным началом в храме.
В церковь фактически можно войти в любой момент. Сесть, подумать, провести здесь сколь угодно времени. Для этого в церкви и расположены ряды скамей. Чаще всего у них есть особенная приступка спереди. Если человек хочет, то он легко опускается на нее на колени.
Католики считают, что телесные ограничения лишь отвлекают людей от божественных размышлений. Поэтому с их точки зрения нет смысла добавлять всем физических трудностей во время молитвы. Если человек хочет дисциплинировать свою плоть – то в этой конфессии он делает это индивидуально, по собственной воле.
Во время богослужения люди также сидят. Исключением становятся только особые моменты. Люди встают при чтении Евангелия. Стоя провожают умершего в последний путь.
В католических общинах даже складывались особые традиции: скамья могла быть семейной, ее занимали представители рода много поколений подряд. Распространен обычай мемориальных скамей: жертвователь сооружает их в память о близком.
Комментарии2