Зачем запорожским казакам нужны были чубы на голове? Рассказываю о разных версиях
В коллективном сознании сложился хрестоматийный образ запорожского казака: шаровары, свисающие усы, трубка-люлька, сабля, серьга в ухе... И свисающая прядь на бритой голове – чуб или оселедец. Точных объяснений происхождения этой традиции не найдено. Но в среде запорожского казачества обычай ношения такой прически был широко распространен.
Зачем казакам был нужен чуб? И почему исследователи выделяют сразу 4 версии происхождения этой прически?
Славянская версия
Есть гипотеза, объясняющая появление оселедца у казаков стремлением подражать древним славянским князьям-воинам. Согласно ей, во времена Киевской Руси чуб на бритой голове, длинные усы и серьга с камнем служили признаком знатности и воинского мастерства одновременно.
Подтверждений этой версии нет. Но именно таким изображали Святослава Игоревича. Осиротевшего сына княгиня Ольга посадила в седло еще в малолетнем возрасте и дала ему копье, чтобы повести дружину мстить за отца.
С тех пор Святослав практически всю жизнь воевал, укрепляя и расширяя свое княжество. Легендарного воина изображают с усами, чубом и серьгой с жемчугом и крупным драгоценным камнем.
По этой версии, казаки подражали Святославу и воинственной аристократии Киевской Руси. Противоречит этой гипотезе тот факт, что между событиями огромный временной промежуток, у казаков не могло быть достоверных сведений о князе-воине.
Польская версия
Вторая гипотеза оправдана с точки зрения исторической эпохи. Согласно ей, казаки подражали аристократии Польши – шляхте. В тот период у дворянства в этой стране сложилась легенда об их происхождении от сарматов. Этот родственный скифам кочевой народ вышел из Ирана и расселился по всему югу Восточной Европы.
Шляхтичи заявляли, что они не имеют ничего общего со славянским простонародьем, так как являются истинными потомками этого древнего народа. Якобы сарматы носили чуб и серьгу. Дворяне стали им подражать – выбривать голову, оставляя одну прядь.
По этой гипотезе казаки подражали уже польской аристократии. Возможно, ради того, чтобы подчеркнуть, что казаки – люди вольные, независимые, как и аристократия.
Контакты со шляхтой у них были: ещё в XVI веке поляки создали реестровое казачество и взяли вольных людей Дикого Поля на государственную службу. Противоречит этой версии то, что сами казаки ее не разделяли.
Казацкие версии
В среде казачества считалось, что чуб – особая причёска, отличающая вольных людей Дикого Поля от турок и татар. Его можно было завести только после первого боя. Те, кто не воевал – не имели на него права.
Далее голова оставалась постоянно бритой, а чуб продолжал расти. Так было видно, как давно казак участвует в битвах. Длинный чуб – значит, это опытный и очень умелый воин. Много лет участвует в битвах, но выживает за счет своего мастерства.
В мифологии казачества есть и эзотерические объяснения. Считалось, что свисающий налево чуб сгоняет беса с плеча казака. А после смерти святой покровитель за оселедец вытащит душу воина из ада – в благодарность за битвы с иноверцами. Но эти мифы сложились позже – как объяснение уже существующей традиции ношения чуба.
Гигиеническая версия
Самая простая версия бытовала у народов, проживающих рядом с казаками. Местные считали, что головы воины брили из гигиенических соображений – иначе было трудно бороться со вшами и другими паразитами. А чуб оставляли для идентификации – чтобы отличать своих от чужих.
Польская шляхта и часть казаков следовали моде, сложенной из легенд и мифов далёкого прошлого. Для других это была дань военным традициям. Но в любом случае, этот образ вошёл в историю и стал широко известен.
Есть гипотеза, объясняющая появление оселедца у казаков стремлением подражать древним славянским князьям-воинам. Согласно ей, во времена Киевской Руси чуб на бритой голове, длинные усы и серьга с камнем служили признаком знатности и воинского мастерства одновременно.
Подтверждений этой версии нет. Но именно таким изображали Святослава Игоревича. Осиротевшего сына княгиня Ольга посадила в седло еще в малолетнем возрасте и дала ему копье, чтобы повести дружину мстить за отца.
С тех пор Святослав практически всю жизнь воевал, укрепляя и расширяя свое княжество. Легендарного воина изображают с усами, чубом и серьгой с жемчугом и крупным драгоценным камнем.
По этой версии, казаки подражали Святославу и воинственной аристократии Киевской Руси. Противоречит этой гипотезе тот факт, что между событиями огромный временной промежуток, у казаков не могло быть достоверных сведений о князе-воине.
Святослав Игоревич
Польская версия
Вторая гипотеза оправдана с точки зрения исторической эпохи. Согласно ей, казаки подражали аристократии Польши – шляхте. В тот период у дворянства в этой стране сложилась легенда об их происхождении от сарматов. Этот родственный скифам кочевой народ вышел из Ирана и расселился по всему югу Восточной Европы.
Шляхтичи заявляли, что они не имеют ничего общего со славянским простонародьем, так как являются истинными потомками этого древнего народа. Якобы сарматы носили чуб и серьгу. Дворяне стали им подражать – выбривать голову, оставляя одну прядь.
По этой гипотезе казаки подражали уже польской аристократии. Возможно, ради того, чтобы подчеркнуть, что казаки – люди вольные, независимые, как и аристократия.
Контакты со шляхтой у них были: ещё в XVI веке поляки создали реестровое казачество и взяли вольных людей Дикого Поля на государственную службу. Противоречит этой версии то, что сами казаки ее не разделяли.
Казацкие версии
В среде казачества считалось, что чуб – особая причёска, отличающая вольных людей Дикого Поля от турок и татар. Его можно было завести только после первого боя. Те, кто не воевал – не имели на него права.
Далее голова оставалась постоянно бритой, а чуб продолжал расти. Так было видно, как давно казак участвует в битвах. Длинный чуб – значит, это опытный и очень умелый воин. Много лет участвует в битвах, но выживает за счет своего мастерства.
В мифологии казачества есть и эзотерические объяснения. Считалось, что свисающий налево чуб сгоняет беса с плеча казака. А после смерти святой покровитель за оселедец вытащит душу воина из ада – в благодарность за битвы с иноверцами. Но эти мифы сложились позже – как объяснение уже существующей традиции ношения чуба.
Гигиеническая версия
Самая простая версия бытовала у народов, проживающих рядом с казаками. Местные считали, что головы воины брили из гигиенических соображений – иначе было трудно бороться со вшами и другими паразитами. А чуб оставляли для идентификации – чтобы отличать своих от чужих.
Польская шляхта и часть казаков следовали моде, сложенной из легенд и мифов далёкого прошлого. Для других это была дань военным традициям. Но в любом случае, этот образ вошёл в историю и стал широко известен.
Комментарии4