Классика научной фантастики — Айзек Азимов. Цикл «Академия»
Первая в мировой НФ монументальная история будущего, самой яркой частью которой считается трилогия «Академия» (получила премию «Хьюго» как лучшая фантастическая серия всех времён). Азимов попытался свести развитие цивилизации к комплексу законов, сходных с математическими формулами. Спасителями человечества становятся не полководцы и политики, а учёные — адепты науки психоистории. А действие всей серии охватывает двадцать тысяч лет!
Основание «Академии»
«Академия» (также известная в русских переводах как «Основание» и «Фонд») признанного мастера научной фантастики Айзека Азимова (1920-1992), безусловно, заслуживает звания шедевра. Под этим названием собраны первые три части одного из самых популярных сериалов за всю историю фантастической литературы. Считается, что прототипом «Академии» послужила знаменитая «История упадка и разрушения Римской империи» известного английского историка Эдуарда Гиббона. Именно его идеи были творчески переработаны Айзеком Азимовым и перенесены на страницы «Академии».«
Впрочем, есть и другая версия появления этого космического эпоса, более занимательная, о которой в мемуарах поведал сам Азимов. Он действительно прочитал монументальный труд Гиббона от корки до корки, и не единожды. Но непосредственный толчок к написанию цикла пришёл совсем с другой стороны.
Согласно мемуарам автора, 1 августа 1941 года он после окончания занятий в университете ехал в редакцию журнала Astounding Science Fiction и гадал, какую бы тему изобрести для нового рассказа (предыдущий его опус, рассказ «Паломничество», был отклонён главным редактором журнала Джоном Кэмпбеллом даже после четвёртой переделки). Тема не шла. Тогда Азимов решил довериться случаю и погадать по книге, которую захватил с собой, - это был сборник пьес Гилберта и Сэлливана. Книга открылась на иллюстрации к «Иоланте»: Королева фей простёрлась у ног стоящего на посту стражника Уиллиса.
Если бы Азимов подумал в тот момент о феях, история фантастики могла бы пойти совсем иным путём. Но Азимов подумал о стражнике. Потом о легионерах. О войнах. И об империях, которые вступали в эти войны.
Готовый текст, озаглавленный «Основание» (в первый роман цикла он войдёт, несколько переделанный, под названием «Психоисторики»), был отослан Кэмпбеллу 8 сентября. Уже 17-го числа почта принесла чек на 128 долларов - рассказ был принят. Но Кэмпбелл дал понять, что первый рассказ будет ждать публикации до тех пор, пока Азимов не пришлёт второй, продолжение истории. Так Галактическая Империя повязала Азимова по рукам и ногам.
Путь Империи
Поначалу Азимов хотел ограничиться несколькими рассказами, но Кэмпбелл, чью роль в рождении многих фантастических шедевров работавших у него авторов трудно переоценить, видел в идее гораздо большее. Именно знаменитый редактор фактически заставил Азимова создать полноценный цикл.
События романов разворачиваются в далёком будущем на бескрайних просторах Галактической Империи. За двенадцать тысяч лет под её властью оказались тысячи населённых человеком миров. Внешне в Империи всё благополучно и стабильно, и лишь учёный-математик Гэри Сэлдон, создатель психоистории, предрекает государству неизбежный распад. Остановить дезинтеграцию Империи не в силах уже никто и ничто, но можно до минимума - до какой-нибудь тысячи лет - сократить эпоху Тёмных Времён, в финале которой должна возникнуть Вторая Империя. Для этого у Сэлдона есть План. Он приведён в действие и, кажется, учитывает все основные факторы, что будут влиять на события на протяжении последующих веков. При этом одним из главных стабилизирующих факторов станет, по замыслу, сам План Сэлдона; о его существовании знают все, но о его сути - практически никто... Для реализации Плана Сэлдон создаёт Академию - сообщество, которому предстоит стать зародышем Второй Империи человечества.
Вторая Академия — вот с кем тебе предстоит сразиться! Вторая Академия! И она победит тебя. У тебя был единственный шанс найти её и напасть на неё, когда она не была бы к этому готова. Теперь это тебе не удастся. Сейчас, возможно, в эту самую минуту, машина уже завертелась. И ты узнаешь об этом, когда её колёса сотрут тебя в порошок и придёт конец твоему краткому могуществу. Лопнет оно как мыльный пузырь, и ты останешься в памяти людской разовым захватчиком, размазанным по кровавому лику истории!«Академия и Империя», переводчик Н. Сосновская
Азимов и Кэмпбелл проговаривали цикл эпизод за эпизодом. Кэмпбелл задавал проблему - Азимов её решал. Но когда Азимов предлагал решение, Кэмпбелл на ходу усложнял задачу. Так, именно он однажды предложил всерьёз проверить План Сэлдона на прочность - и Азимов вынужден был ввести в действие Мула, мутанта, появление которого никакая психоистория предусмотреть не могла. История пошла наперекосяк, План повис на волоске. Азимов был уверен, что Сэлдон предусмотрел механизмы стабилизации и на этот случай, - но какие именно? Он начал их искать - и нашёл...Триумф науки
Картины гибели и распада величайшей Империи, талантливо нарисованные писателем, впечатляют. Но главная находка Азимова в этом цикле, безусловно, сама психоистория. «Не пытаясь предопределять действия отдельных личностей, она сформулировала определённые математические законы, по которым развивалось человеческое общество», - так объясняет её суть герой романа. Тысячелетиями создание такой науки остаётся мечтой власть имущих. Сегодня на смену оракулам и гадальщикам, пифиям и авгурам, картам Таро и кофейной гуще пришло старшее дитя Прогресса - всемогущая Наука. Что только не используют, чтобы предсказать примерное направление развития общества, - хотя бы на несколько месяцев вперёд, до ближайших выборов... Но уверенно прогнозировать будущее социологи с политологами так и не научились.
Потому так интересен образ Гэри Сэлдона, учёного, который решается взвалить на свои плечи груз ответственности за всё человечество. Он поступает так, понимая, что это необходимо. Также ему известно, что он не имеет права на ошибку. Ведь в его руках судьба всей Вселенной! Каким станет будущее людей? Превратятся ли они в жалких варваров или же сумеют, подобно фениксу, возродиться из пепла?
Успех романов не увядает со временем. В 1966 году они получили специальную премию «Хьюго» как «лучшая фантастическая серия всех времён». При голосовании трилогия Азимова обошла и популярнейшую «Историю будущего» Роберта Хайнлайна, и «Властелина колец» Джона Р. Р. Толкина. Почтили мастера и читатели журнала «Локус», включив «Академию» в десятку лучших научно-фантастических романов за всю историю. Популярность и читательское признание побудили Азимова развивать цикл. Он написал два продолжения: «Академия на краю гибели» и «Академия и Земля» - а также два приквела: «Прелюдия к Академии» и «На пути к Академии». Более того, после смерти великого мастера его преданные ученики выпустили ещё несколько книг, действие которых происходит в той же вселенной. Но самая первая трилогия остаётся вне конкуренции.
Автор текста: Сергей Бережной, Василий Владимирский
Комментарии3