Интересные детали на картинах П. Н. Грузинского
П. Н. Грузинский – талантливый, но сейчас почти забытый живописец. При жизни он считался прежде всего баталистом, но до наших дней дошли преимущественно жанровые картины. На некоторых из них есть интересные штрихи и канувшие в лету детали старого быта.
"В отпуск"
О самом художнике известно мало. Пётр Николаевич Грузинский родился в Курске в семье небогатого помещика. С детства он увлекался живописью и сначала учился самостоятельно дома. В 1851 году Грузинский поступил в воспитательное училище Петербургской Академии художеств, куда брали талантливых мальчиков, чаще всего из небогатых семей. Затем он продолжил учёбу в самой Академии, которую закончил в 1863 году. Учился Грузинский в классе батальной живописи под руководством профессора Б.П. Виллевальде. В 1860 году художник получил малую золотую медаль за картину «Цыганский табор», а в 1862 году за картину «Взятие Гуниба» получил большую золотую медаль, дававшую право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу.
"Рынок в Фонтенебло" (1864) ГРМ
В Париже художник написал картину «Пикет зуавов на маневрах во Франции», которая была приобретена Академией, а также «Рынок в Фонтенебло».
В 1864 году Пётр Николаевич Грузинский приезжал из Парижа в Россию и отправился на Кавказ, где писал этюды с натуры и собирал материалы для картины «Оставление горцами аулов при приближении русских войск», которую позже показали на Всемирной парижской выставке.
"Оставление горцами аула при приближении русских войск" (1872) ГРМ
За эту картину в 1872 году он получил звание академика. Художник скончался в 1891 году, похоронен в Павловске. Вот практически и все, что известно о самом Грузинском, но картины могут сказать о художнике больше, чем скупые строчки биографии.
"Тройка"
У Грузинского довольно много работ с лошадьми, тройками, извозчиками. Подобные картины неплохо продавались, публике нравились эти сюжеты. В зимнее время подобные поездки были популярным развлечением, особенно в период праздников, с Рождества, Нового года (по народному календарю дня Василия Великого) и до Крещения. Также катания традиционно устраивались на Масленицу. Обратите внимание: на спине лошади бубенчики. Звон с одной стороны создавал веселое настроение, с другой помогал предупредить о несущейся тройке. Вешать колокольчики имели право только ямщики. Частные лица могли украшать свои "транспортные средства" ленточками и бубенчиками. Производство колокольчиков и бубенцов было серьёзным бизнесом.
Масленица (1889) ГРМ
На картине «Масленица» тоже можно увидеть тройки с бубенцами. Особенно любила праздничную езду молодежь. Часто девушки и юноши катались большой веселой и не всегда трезвой компанией, и иногда на крутом повороте кто-то улетал в сугроб.
На другой картине можно увидеть колокольчик, значит, перед нами именно ямщик с почтовой станции. Кибитки чаще использовали в южных регионах, а также в армии. Если присмотреться, можно увидеть у пассажира фуражку.
"Возчики" (1852) Раменский историко-художественный музей
На картине «Возчики» изображены ломовые извозчики. Они занимались перевозкой грузов.
"Домой" (1881) Иркутский областной художественный музей.
На картине «Домой» мы видим возвращающихся в родную деревню людей. Интересный штрих: помимо скромных пожитков у женщины еще и ребенок. Мы не знаем, откуда она возвращается, но если она ездила в город на заработки, то подобный «подарок» родственникам точно не понравится. Ситуация не такая уж редкая в то время.
"Карета, запряженная шестеркой лошадей" (1858) Раменский историка-художественный музей
На этом полотне мы видим богатый экипаж. Во-первых, кареты стоили достаточно дорого, во-вторых, целых 6 лошадей. Количество лошадей, которые могли запрягаться в экипаж, строго регламентировалось табелем о рангах. Шестерку мог позволить себе либо высокопоставленный чиновник, либо его семья. Чтобы координировать движение, впереди сидел форейтор. Форейторами обычно были подростки.
"Почтальон" (1861) ГТГ
Казалось бы, обычная бытовая сцена, но тоже с интересными деталями. Дворник был главным источником сведений обо всех живущих или работающих в доме, поэтому, если требовалось кого-либо найти, обращались в первую очередь к нему. Он подметал не только территорию во дворе и на тротуаре, но проезжую часть, а там главным загрязнителем были продукты жизнедеятельности лошадей. Их старались оперативно убирать в специальные ящики. В данном случае мусор и не только собирают в корзину. Другая интересная деталь: у почтальона на груди можно рассмотреть медаль, вероятно, он бывший военный. В руках он держит письмо, а посередине конверта красное пятно. Это облатка - небольшой бумажный круг, которым запечатывали письма до того, как на конвертах появился клей. Облатки были чаще всего красными, а юные девы, как Татьяна Ларина, предпочитали розовые. Вроде бы мелочи, но из них и складывался быт.
"В дозоре" (1887) Художественный музей, Горловка
"Сторожевой пост" (1886) Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А.Коваленко
Грузинский часто писал Кавказ, но этих работ почти не сохранилось.
"Голова козла" (1866) ГТГ
"Жатва" (1880)
"Уборка хлеба" (1883) Рыбинский музей-заповедник
"Тройка у трактира" ТОХМ
"После дождя"
Комментарии1