Хромой Орёл, Предсмертный подвиг князя, сражавшегося с ляхами, и последний бой Ермака
В имении Суханово Московской губернии, принадлежавшем князьям Волконским, с середины XIX века хранилось полотно, повествующее о событии, памятном не только этому знатному роду. В 1927-м году оно перешло в фонды Калужского областного художественного музея. А эскиз к нему принадлежит Государственной Третьяковской галерее.
Василий Демидов. «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского, сражающегося с ляхами в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году», 1842. Калужский музей изобразительных искусств
О трагическом событии, произошедшем в 1610 году в Пафнутьевом монастыре, что под Боровском, сказано в описании городского герба, высочайше утверждённому Екатериной II 10 марта 1777 года по старому стилю:
«Во время второго самозванца Боровск и Пафнутьев, обретающийся в сем граде монастырь, были сообщниками сего злодея осаждены; защитники же оного были: воеводы Князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афанасий Челищев со многими другими. И два последние, изменя отечеству и Государю, град и монастырь сему злодею сдали. Князь же Волконский и в такой крайности не перестал защищаться; даже как пронзённый многими ударами в самой церкви Пафнутьего монастыря, у левого клироса, живот свой скончал. Напоминая сие достойное сохраниться в памяти происшествие, герб сего города состоит: в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердие, червлёное сердце, показующее верность, в середине которого крест, изъявляющий истинное усердие к Божиему закону, основанию всей добродетели, и сердце сие окружено зеленым лавровым венцом, показующим нерушимость и твёрдое пребывание достойной славы сему вождю и другим, погибшим за справедливую причину с ним».
Воевода М.К. Волконский происходил из знатного княжеского рода потомков Рюрика. Два предка его погибли в битве на поле Куликовом. Многие служили воеводами. Сам князь Михаил в 1595 году построил в Сибири тот самый город Берёзов. В 1598-м воеводствовал в Тобольске, затем послан Василием Шуйским в Боровск.
Михаил Константинович по прозвищу Хромой Орёл, погиб в соборе Рождества Богородицы. Летописец сообщал: «Велие ж чудо Бог показа над телами убиенными, тогож князь Михаила кровь прыснула на левой клирос, на камень, и многожды тое кровь скребляху и мыша, но не можаху тое крови ни соскресть, ни смыти».
В отличие от родовитого героя своей картины живописец, иконописец Василий Кузьмич Демидов (? – до 1848) вошёл в мир вообще незаконнорождённым.
Будучи мастеровым роты Главного штаба Конюшенного ведомства в чине унтер-офицера, не мог официально обучаться в Императорской Академии художеств. Но по ходатайству шталмейстера двора князя В.В. Долгорукова с 1833-го в статусе «вольноприходящего» посещал рисовальные и живописные классы ИАХ. В частности, оказавшись учеником у самого Карла Брюллова.
На академическую выставку того же года представил картины «Торжественное шествие султана верхом и свиты его в мечеть во время Байрама», «Аллегория. Мир с Турцией», «Возвращение институтки в семейство», «Государь, показывающий наследнику бюст Петра Великого». Эти и другие его работы, обратили на себя внимание художников и публики.
В 1836 году за полотно «Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым» получил от Академии звание свободного художника.
В 1839-м за картину «Последний бой Ермака» Демидов был признан «назначенным» в академики.
Как известно, Ермак Тимофеевич погиб в ночь с 5 на 6 (16) августа 1585. На отряд из полусотни казаков, заночевавший на берегу в устье реки Вагай, напало войско сибирского хана Кучума. Спаслись лишь несколько казаков. Ермак прикрывал их отступление. По воспоминаниям очевидцев, атамана обременяли доспехи, в частности, подаренными царём две кольчуги, и полученные раны, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно одному из преданий, в бою у атамана расстегнулся ремешок шлема и Ермака смертельно ранил копьём в горло татарский богатырь Кутугай.
Погибшего Ермака через неделю нашли в Иртыше местные рыбаки. Устрашась гнева духа атамана, татары с почётом его похоронили.
Кстати, это интересно. Карта, на которой указан маршрут четыоёхлетней военной экспедиции под командованием Ермака в Сибирь.
Картину Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» помнят, наверное, все:
Здесь Василий Суриков изобразил бой на Чувашевом мысу между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году. Вот это же событие в телевизионном фильме «Ермак»:
Вообще, поход и смерть Ермака были очень популярным мотивом русской как официальной, так и народной культуры:
В советское время тему «приглушили» – всё-таки интернационализм... И потом, Разин и Пугачёв – те хотя бы «с царизмом боролись», а Ермак?.. Тема подвигов Ермака стала уделом маргиналов – «русских националистов», которых не любит и боится любая власть в России. Так что неудивительно, что мы на неё отвлеклись...
* * *
В 1846 году совет Академии одобрил эскиз картины Василия Демидова «Встреча Ольги с великим князем Игорем», а в 1848-м и эскиз «Осада Троице-Сергиевой лавры в 1610 году», который утвердили для написания картины на звание академика.
Но это звание он так и не получил. Почему? Мы не знаем. И вообще, о последних годах жизни мастера почти ничего неизвестно. Хотя именно 1840-выми годами датируются последующие работы, вышедшие из-под его кисти. Это и уже известное нам полотно «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского...» (1842), и ниже помещённые.
После стрелецкого бунта 1682 года Ивана и Петра венчали на царство, а фактической правительницей по их малолетству стала царевна Софья. Художник изобразил царицу-мать Наталью Кирилловну, вышедшую на крыльцо дворца с обоими царями и духовенством. Предполагается, что запечатлённая сцена описывает ритуал, связанный с именинами Петра, когда он, отвечая на поздравления народа, мог миловать осуждённых.
Как бы там ни было, но не родовитый и полузабытый живописец Василий Кузьмич Демидов в своих картинах был верен истории государства Российского, как и герои его полотен.
«Во время второго самозванца Боровск и Пафнутьев, обретающийся в сем граде монастырь, были сообщниками сего злодея осаждены; защитники же оного были: воеводы Князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афанасий Челищев со многими другими. И два последние, изменя отечеству и Государю, град и монастырь сему злодею сдали. Князь же Волконский и в такой крайности не перестал защищаться; даже как пронзённый многими ударами в самой церкви Пафнутьего монастыря, у левого клироса, живот свой скончал. Напоминая сие достойное сохраниться в памяти происшествие, герб сего города состоит: в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердие, червлёное сердце, показующее верность, в середине которого крест, изъявляющий истинное усердие к Божиему закону, основанию всей добродетели, и сердце сие окружено зеленым лавровым венцом, показующим нерушимость и твёрдое пребывание достойной славы сему вождю и другим, погибшим за справедливую причину с ним».
Старинный герб Боровска, утверждённый Екатериной II. Город Боровск Калужской области в наши дни
Воевода М.К. Волконский происходил из знатного княжеского рода потомков Рюрика. Два предка его погибли в битве на поле Куликовом. Многие служили воеводами. Сам князь Михаил в 1595 году построил в Сибири тот самый город Берёзов. В 1598-м воеводствовал в Тобольске, затем послан Василием Шуйским в Боровск.
Михаил Константинович по прозвищу Хромой Орёл, погиб в соборе Рождества Богородицы. Летописец сообщал: «Велие ж чудо Бог показа над телами убиенными, тогож князь Михаила кровь прыснула на левой клирос, на камень, и многожды тое кровь скребляху и мыша, но не можаху тое крови ни соскресть, ни смыти».
В отличие от родовитого героя своей картины живописец, иконописец Василий Кузьмич Демидов (? – до 1848) вошёл в мир вообще незаконнорождённым.
Будучи мастеровым роты Главного штаба Конюшенного ведомства в чине унтер-офицера, не мог официально обучаться в Императорской Академии художеств. Но по ходатайству шталмейстера двора князя В.В. Долгорукова с 1833-го в статусе «вольноприходящего» посещал рисовальные и живописные классы ИАХ. В частности, оказавшись учеником у самого Карла Брюллова.
На академическую выставку того же года представил картины «Торжественное шествие султана верхом и свиты его в мечеть во время Байрама», «Аллегория. Мир с Турцией», «Возвращение институтки в семейство», «Государь, показывающий наследнику бюст Петра Великого». Эти и другие его работы, обратили на себя внимание художников и публики.
В 1836 году за полотно «Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым» получил от Академии звание свободного художника.
Василий Демидов. «Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым», 1836 г. Холст, масло. Музеи Московского Кремля
В 1839-м за картину «Последний бой Ермака» Демидов был признан «назначенным» в академики.
Василий Демидов. «Последний бой Ермака»
Как известно, Ермак Тимофеевич погиб в ночь с 5 на 6 (16) августа 1585. На отряд из полусотни казаков, заночевавший на берегу в устье реки Вагай, напало войско сибирского хана Кучума. Спаслись лишь несколько казаков. Ермак прикрывал их отступление. По воспоминаниям очевидцев, атамана обременяли доспехи, в частности, подаренными царём две кольчуги, и полученные раны, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно одному из преданий, в бою у атамана расстегнулся ремешок шлема и Ермака смертельно ранил копьём в горло татарский богатырь Кутугай.
Погибшего Ермака через неделю нашли в Иртыше местные рыбаки. Устрашась гнева духа атамана, татары с почётом его похоронили.
Кстати, это интересно. Карта, на которой указан маршрут четыоёхлетней военной экспедиции под командованием Ермака в Сибирь.
Картину Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» помнят, наверное, все:
Здесь Василий Суриков изобразил бой на Чувашевом мысу между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году. Вот это же событие в телевизионном фильме «Ермак»:
Вообще, поход и смерть Ермака были очень популярным мотивом русской как официальной, так и народной культуры:
В советское время тему «приглушили» – всё-таки интернационализм... И потом, Разин и Пугачёв – те хотя бы «с царизмом боролись», а Ермак?.. Тема подвигов Ермака стала уделом маргиналов – «русских националистов», которых не любит и боится любая власть в России. Так что неудивительно, что мы на неё отвлеклись...
* * *
В 1846 году совет Академии одобрил эскиз картины Василия Демидова «Встреча Ольги с великим князем Игорем», а в 1848-м и эскиз «Осада Троице-Сергиевой лавры в 1610 году», который утвердили для написания картины на звание академика.
Но это звание он так и не получил. Почему? Мы не знаем. И вообще, о последних годах жизни мастера почти ничего неизвестно. Хотя именно 1840-выми годами датируются последующие работы, вышедшие из-под его кисти. Это и уже известное нам полотно «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского...» (1842), и ниже помещённые.
Василий Демидов. «Приём в Кремле по случаю рождения царевича Петра», 1846. Орловский музей изобразительных искусств
«Царица Наталия Кирилловна с царевичем Петром на Красном крыльце», 1848. Холст, масло. 79 х 106. Русский музей
После стрелецкого бунта 1682 года Ивана и Петра венчали на царство, а фактической правительницей по их малолетству стала царевна Софья. Художник изобразил царицу-мать Наталью Кирилловну, вышедшую на крыльцо дворца с обоими царями и духовенством. Предполагается, что запечатлённая сцена описывает ритуал, связанный с именинами Петра, когда он, отвечая на поздравления народа, мог миловать осуждённых.
Как бы там ни было, но не родовитый и полузабытый живописец Василий Кузьмич Демидов в своих картинах был верен истории государства Российского, как и герои его полотен.
Комментариев пока нет