«Царь прикажет – акушеркой буду». С такими гонорарами классикам в школьные учебники не попасть
Их имена были на слуху у всей читающей российской публики. По тиражам эти литераторы крепко обгоняли ныне топовых писателей, вот только в историю не попали.
Карл Брюллов «Портрет Кукольника» (1836). Ист. фото – wiki.org
Кто ныне знает писателя Кукольника?
Из его обширного творческого наследия разве что строчку "веселится и ликует весь народ" припомнить и смогут. Да и то – вне привязки к автору. А это был один из образованнейших людей своего времени. Литератор, на равных соперничавший с Пушкиным, и, к слову, авторитета Пушкина не признававший.
Нестор Кукольник родился в 1809 году в Петербурге, в семье педагога. В Нежинской гимназии его однокурсником был Гоголь. Оттуда и ушел без аттестата за вольнодумство после массовых зачисток в честь восстания декабристов. За сим занял верноподданническую позицию. Вплоть до приписываемой ему фразы: "Если царь прикажет – через два месяца буду акушеркой".
Литературное признание он получил лишь в 1834 году, когда на сцене Александринского театра была поставлена его пьеска "Рука Всевышнего отечество спасла". Сия драма заслужила одобрение Николая I, лично пожаловавшего ему перстень. С этого момента карьера Кукольника взлетела.
Следующее его сочинение – стихотворная драма "Князь Василий Михайлович Скопин-Шуйский" была принята публикой на ура, а за Кукольником закрепилось негласное звание "русского драматурга №1". (Тогда и многие современники считали его "Шуйского" гораздо талантливее чем пушкинского "Годунова").
Как литератор Кукольник до конца своих дней оставался исключительно плодовит, умудряясь творить в самых разных жанрах. В частности, одним из первых в русской литературе начал развивать любовно-авантюрную романистику в стиле необычайно модного в ту пору француза Поля де Кока. Писал он и стихи, многие из которых были положены на музыку; он же выступил одним из соавторов либретто к операм Глинки "Жизнь за царя (Иван Сусанин)", "Руслан и Людмила". Кстати, одно из самых известных и доселе самых исполняемых произведений цикла – "Попутная песня", поводом к созданию которой послужило открытие первой в России железной дороги.
В период "головокружения от успехов" Кукольник серьезно заболел звездной болезнью. Рассказывали, что в ту пору он любил выпить и провозгласить: "Кукольник велик! Кукольника потомство оценит!".
Кукольник ушел из жизни внезапно, собираясь в театр. В 1868-ом.
- Так, верно, и "Юрий Милославский" ваше сочинение?
Хлестаков: Да, это моё сочинение.
- Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение ...
Персонаж гоголевского "Ревизора" неспроста хлестанулся мнимым авторством, ибо роман Загоскина "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" являлся одной из самых популярных русских книг ХIХ века. 8 изданий, переведен на 6 языков, удостоился похвалы Проспера Мериме и Вальтера Скотта.
Михаил Загоскин родился в 1789 году, в семье небогатого пензенского помещика. Уже в 13 лет поступил на службу в одну из столичных канцелярий. Продвижение по карьерной лестнице шло туго. Он едва сводил концы с концами, но тут грянуло лето 1812 года, и Загоскин вступил добровольцем в петербургское ополчение. Сражался исключительно геройски. Так, в битве под Полоцком был ранен в ногу и за проявленную храбрость награжден орденом Св. Анны 4-й степени на шпагу. После излечения вернулся в действующую армию и прослужил в ней до самого конца войны.
Возмужавший и заматеревший Загоскин вернулся на обрыдлое место - в департамент горных и соляных дел. К тому времени у Загоскина уже имелись несколько пьес, написанных, что называется, в стол. Там бы им оставаться, кабы не случайное знакомство с главой Петербургской дирекции императорских театров князем Шаховским.
И вскоре пьесы Загоскина начинают ставить в театрах, и одна из них – комедия "Г-н Богатонов, или Провинциал в столице" (1817) принесла автору толику известности. Загоскин переехал в Москву, где получил повышение по службе. Впервые ощутив себя человеком, прочно стоящим на ногах, он приступает к написанию исторического романа. Дебют обернулся триумфом: роман "Юрий Милославский" выводит Загоскина на авансцену, где в эти годы блистали Жуковский, Пушкин, Крылов.
На пике популярности он позволяет себе эксперименты в жанре готического романа, преуспев и в них: снова восторг критиков, высокие тиражи, внушительные гонорары. А самое главное – бесспорное признание у рядового, "невысоколобого" читателя.
Этот момент впоследствии особо отметит писатель Сергей Аксаков, когда летом 1852 года сядет писать некролог о скончавшемся друге: "21-го февраля потеряли мы Гоголя, 12-го апреля - Жуковского и наконец, 23-го июня - Загоскина. Нисколько не сравнивая этих писателей в талантах, положительно можно сказать, что Загоскин пользовался гораздо большею народностью, принимая это слово в его известном у нас значении. Почти все, что знает грамоте на Руси - читало и знает Загоскина; к этому числу должно присоединить всех без исключения торговых грамотных крестьян".
Евгений Салиас, он же Салиас-де-Турнемир (1841–1908) был сыном французского графа и русской писательницы Евгении Тур, принадлежавшей к старинному дворянскому роду Сухово-Кобылиных. В конце XIX века Салиас являлся одним из самых читаемых писателей в России, опережая по популярности не только романистов-соотечественников, но и мировых знаменитостей, таких как Александр Дюма, Жюль Верн и Томас Майн Рид.
Детство и юность будущего писателя прошли в Москве. С юрфака Московского университета его выгнали за участие в студенческих беспорядках и установили негласный полицейский надзор. В начале 1862 года Евгений уезжает на родину отца. Здесь, во Франции, год спустя он напишет дебютную повесть "Ксаня чудная". Эта и последующие за ней повести на социально-бытовую тематику получат лестные оценки критиков. Сам Николай Огарев не поленится написать письмо матери Салиаса, в котором поздравит и ее, и "всю Россию", с новым литературным талантом.
В 1869 году он возвратился в Россию. Сначала служил адвокатом в Туле, а затем перебрался в Тамбов, где получил должность чиновника по особым поручениям при местном губернаторе. В эти годы, помимо многочисленных произведений малых форм, он публикует свой первый исторический роман – "Пугачевцы". И хотя критики ставили в укор автору чрезмерное подражание "Войне и Миру", Салиас окончательно решил сделать ставку на историко-приключенческую прозу. Ставка сыграет как нельзя лучше и принесет ему славу "русского Александра Дюма".
Согласно статистическим данным земских библиотек, на рубеже веков Салиас оказался самым читаемым в России. Еще и одним из самых высокооплачиваемых: в те годы ему платили по 300 рублей за авторский лист. Для сравнения: такая же ставка была у Достоевского и Лескова, и только Тургенев получал больше (350). Первое, прижизненное собрание сочинений Салиаса вышло в 33 (!) томах.
Но Советской власти оказались не нужны романы, главные герои которых- поголовно верные слуги государя и Отечества.
Из его обширного творческого наследия разве что строчку "веселится и ликует весь народ" припомнить и смогут. Да и то – вне привязки к автору. А это был один из образованнейших людей своего времени. Литератор, на равных соперничавший с Пушкиным, и, к слову, авторитета Пушкина не признававший.
Нестор Кукольник родился в 1809 году в Петербурге, в семье педагога. В Нежинской гимназии его однокурсником был Гоголь. Оттуда и ушел без аттестата за вольнодумство после массовых зачисток в честь восстания декабристов. За сим занял верноподданническую позицию. Вплоть до приписываемой ему фразы: "Если царь прикажет – через два месяца буду акушеркой".
Литературное признание он получил лишь в 1834 году, когда на сцене Александринского театра была поставлена его пьеска "Рука Всевышнего отечество спасла". Сия драма заслужила одобрение Николая I, лично пожаловавшего ему перстень. С этого момента карьера Кукольника взлетела.
Следующее его сочинение – стихотворная драма "Князь Василий Михайлович Скопин-Шуйский" была принята публикой на ура, а за Кукольником закрепилось негласное звание "русского драматурга №1". (Тогда и многие современники считали его "Шуйского" гораздо талантливее чем пушкинского "Годунова").
Как литератор Кукольник до конца своих дней оставался исключительно плодовит, умудряясь творить в самых разных жанрах. В частности, одним из первых в русской литературе начал развивать любовно-авантюрную романистику в стиле необычайно модного в ту пору француза Поля де Кока. Писал он и стихи, многие из которых были положены на музыку; он же выступил одним из соавторов либретто к операм Глинки "Жизнь за царя (Иван Сусанин)", "Руслан и Людмила". Кстати, одно из самых известных и доселе самых исполняемых произведений цикла – "Попутная песня", поводом к созданию которой послужило открытие первой в России железной дороги.
В период "головокружения от успехов" Кукольник серьезно заболел звездной болезнью. Рассказывали, что в ту пору он любил выпить и провозгласить: "Кукольник велик! Кукольника потомство оценит!".
Кукольник ушел из жизни внезапно, собираясь в театр. В 1868-ом.
Портрет Загоскина. Ист. фото - литкарта.рф
- Так, верно, и "Юрий Милославский" ваше сочинение?
Хлестаков: Да, это моё сочинение.
- Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение ...
Персонаж гоголевского "Ревизора" неспроста хлестанулся мнимым авторством, ибо роман Загоскина "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" являлся одной из самых популярных русских книг ХIХ века. 8 изданий, переведен на 6 языков, удостоился похвалы Проспера Мериме и Вальтера Скотта.
Михаил Загоскин родился в 1789 году, в семье небогатого пензенского помещика. Уже в 13 лет поступил на службу в одну из столичных канцелярий. Продвижение по карьерной лестнице шло туго. Он едва сводил концы с концами, но тут грянуло лето 1812 года, и Загоскин вступил добровольцем в петербургское ополчение. Сражался исключительно геройски. Так, в битве под Полоцком был ранен в ногу и за проявленную храбрость награжден орденом Св. Анны 4-й степени на шпагу. После излечения вернулся в действующую армию и прослужил в ней до самого конца войны.
Возмужавший и заматеревший Загоскин вернулся на обрыдлое место - в департамент горных и соляных дел. К тому времени у Загоскина уже имелись несколько пьес, написанных, что называется, в стол. Там бы им оставаться, кабы не случайное знакомство с главой Петербургской дирекции императорских театров князем Шаховским.
И вскоре пьесы Загоскина начинают ставить в театрах, и одна из них – комедия "Г-н Богатонов, или Провинциал в столице" (1817) принесла автору толику известности. Загоскин переехал в Москву, где получил повышение по службе. Впервые ощутив себя человеком, прочно стоящим на ногах, он приступает к написанию исторического романа. Дебют обернулся триумфом: роман "Юрий Милославский" выводит Загоскина на авансцену, где в эти годы блистали Жуковский, Пушкин, Крылов.
На пике популярности он позволяет себе эксперименты в жанре готического романа, преуспев и в них: снова восторг критиков, высокие тиражи, внушительные гонорары. А самое главное – бесспорное признание у рядового, "невысоколобого" читателя.
Этот момент впоследствии особо отметит писатель Сергей Аксаков, когда летом 1852 года сядет писать некролог о скончавшемся друге: "21-го февраля потеряли мы Гоголя, 12-го апреля - Жуковского и наконец, 23-го июня - Загоскина. Нисколько не сравнивая этих писателей в талантах, положительно можно сказать, что Загоскин пользовался гораздо большею народностью, принимая это слово в его известном у нас значении. Почти все, что знает грамоте на Руси - читало и знает Загоскина; к этому числу должно присоединить всех без исключения торговых грамотных крестьян".
Евгений Салиас, он же Салиас-де-Турнемир (1841–1908) был сыном французского графа и русской писательницы Евгении Тур, принадлежавшей к старинному дворянскому роду Сухово-Кобылиных. В конце XIX века Салиас являлся одним из самых читаемых писателей в России, опережая по популярности не только романистов-соотечественников, но и мировых знаменитостей, таких как Александр Дюма, Жюль Верн и Томас Майн Рид.
Детство и юность будущего писателя прошли в Москве. С юрфака Московского университета его выгнали за участие в студенческих беспорядках и установили негласный полицейский надзор. В начале 1862 года Евгений уезжает на родину отца. Здесь, во Франции, год спустя он напишет дебютную повесть "Ксаня чудная". Эта и последующие за ней повести на социально-бытовую тематику получат лестные оценки критиков. Сам Николай Огарев не поленится написать письмо матери Салиаса, в котором поздравит и ее, и "всю Россию", с новым литературным талантом.
В 1869 году он возвратился в Россию. Сначала служил адвокатом в Туле, а затем перебрался в Тамбов, где получил должность чиновника по особым поручениям при местном губернаторе. В эти годы, помимо многочисленных произведений малых форм, он публикует свой первый исторический роман – "Пугачевцы". И хотя критики ставили в укор автору чрезмерное подражание "Войне и Миру", Салиас окончательно решил сделать ставку на историко-приключенческую прозу. Ставка сыграет как нельзя лучше и принесет ему славу "русского Александра Дюма".
Согласно статистическим данным земских библиотек, на рубеже веков Салиас оказался самым читаемым в России. Еще и одним из самых высокооплачиваемых: в те годы ему платили по 300 рублей за авторский лист. Для сравнения: такая же ставка была у Достоевского и Лескова, и только Тургенев получал больше (350). Первое, прижизненное собрание сочинений Салиаса вышло в 33 (!) томах.
Но Советской власти оказались не нужны романы, главные герои которых- поголовно верные слуги государя и Отечества.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1