Кастраты и харемы: Путеводитель по истории евнухов
Оговоримся заранее, что четкого ответа на вопрос - откуда берет корни и для чего была придумана практики умышленной кастрации мужчин с целью создания евнухов остается загадкой. Несмотря на неизвестность в этом вопросе, как древние цивилизации, так и наши современники постоянно размышляют и строят гипотезы об этом явлении. Современные историки предполагают возможность связи этой практики с животноводством или развитие кастрации из ее первоначального использования в качестве формы наказания.
Среди мнений древних ученых выделяется точка зрения греческого историка Гелланика, жившего в классический период, который приписывал создание евнухов восточной царице Атоссе, возможно, персидской или ассирийской. Однако в позднеантичный период появилась и альтернативная версия, утверждающая, что евнухи были впервые созданы ассирийской царицей Семирамидой.
Истоки
Хотя рассуждать о происхождении евнухов интересно, целесообразнее обратить внимание на более убедительные доказательства существования ранних евнухов. Именно на Востоке, в регионе, с которым их навсегда ассоциируют в коллективном сознании, впервые встречаются следы их присутствия.
По всей видимости, использование евнухов не ограничивалось одной восточной культурой, так как это явление присуще как ближневосточным, так и дальневосточным цивилизациям, в частности, ассирийской и китайской. В отношении первой утверждается, что евнухи являлись заметной особенностью этой цивилизации (1800–610 годы до н. э.) и, по сути, именно Ассирия внесла вклад в установление института евнухов в средиземноморском регионе.
Также, как и во многих других цивилизациях, где встречаются евнухи, их основным местом обитания служил дворец монарха. Евнухи занимали разные должности среди царской прислуги как во "внутреннем", так и во "внешнем" дворце - от личных слуг до важных чиновников и военных начальников. Их можно было встретить также в роли прислуги в частных домах, а также занимающимися различными ремеслами.
Китай
В Китае самые древние свидетельства о евнухах относятся к династии Шан (традиционно датируемой 1766–1122 годами до н. э.). Однако Китайская империя просуществовала даже после Ассирийской, дожив до начала XX века.
Евнухи продолжали существовать при китайском дворе даже при последнем правителе династии Цин (1644–1911 гг. н. э.) - Пу И, известном благодаря фильму Бернардо Бертолуччи "Последний император", выпущенному в 1987 году. Смерть "последнего китайского евнуха" Сунь Яотина в 1996 году стала предметом обсуждений в западной прессе.
В истории Китайской империи мы находим богатый источник информации, в сравнении с историей Ассирии.
Хотя роль и значение евнухов могли изменяться со временем (например, при династии Цин их значение снизилось), они оставались неотъемлемой частью китайского двора. Евнухи выполняли разнообразные функции, начиная от скромных слуг до ключевых администраторов и неформальных правителей империи.
Их функции варьировали от узкого круга обязанностей в пределах дворца (например, в Запретном городе Пекина, спроектированном и построенном евнухом в начале XV века) до работы в качестве имперских представителей за его пределами - дипломатов и военачальников, особенно при династии Мин в период с 1368 по 1644 год.
Одним из наиболее известных примеров последних был адмирал Чжэн Хэ, который в первой половине XV века возглавил семь морских экспедиций, преодолевших расстояние до Африки.
Однако последним выдающимся евнухом стал Ли Ляньин, парикмахер вдовствующей императрицы Цыси (1861–1908).
Вопрос о том, в какой мере другие современные цивилизации на Ближнем Востоке, такие как египетская, хеттская, урартская и вавилонская, использовали евнухов, остается предметом дискуссий.
Греция
Больше ясности появляется, когда речь заходит о Персидской империи времен династии Ахеменидов, основанной в VI веке до н. э. Киром Великим (559–530 гг. до н. э.). Эта империя стала крупнейшей в мире, завоевав Мидию, Лидию, Египет и стремившись покорить Грецию.
Греки предоставляют ключевую информацию о роли евнухов в Персидской империи через свои произведения, такие как Геродот, Ксенофонт и Ктесий. Из этих источников становится ясно, что евнухи занимали важное место при персидском дворе. Их часто встречали в роли личных слуг, доверенных лиц и влиятельных личностей.
Хотя греки были знакомы с кастрацией и существованием евнухов в Персидской империи, они сами не практиковали кастратов. Возможно, евнухи попадали в Грецию в результате персидских войн, особенно после вторжения Ксеркса в 480–479 гг. до н. э. Богатый афинянин Каллий, например, якобы имел евнуха-привратника, но такие случаи казались исключительными.
Однако греки, вероятно, воспользовались восточным спросом на евнухов. Геродот, например, рассказывает о торговле кастратами, которую хиосец Панионий вел в Эфесе и Сардах.
С завоеванием Персидской империи Александром Македонским в 333 г. до н. э. евнухи стали характерной чертой эллинистических дворов, хотя, по всей видимости, не только Македонского царства.
Греческие и римские авторы упоминают евнухов, чтобы показать изменение стиля правления Александра в персидском стиле. Например, евнух в дворце в Сузах помогает Александру осознать политические изменения; Александр следует персидской традиции держать евнухов рядом с троном и даже наследует евнуха, любовника Дария III, Багоя.
В литературном произведении "Персидский мальчик" от известной английской писательницы Мэри Рено рассказывается о завоевании Персии и экспедиции в Индию великого древнегреческого полководца Александра Македонского.
Македония не придерживалась традиций придворных евнухов, но они были распространены в государствах Птолемеев и Селевкидов. Больше информации доступно о дворе Птолемеев в Египте, где заметные фигуры, такие как Потин (регент при Птолемее XIII, считавшийся ответственным за смерть Помпея в 48 г. до н. э.) и Мардиан (евнух Клеопатры VII), играли важные роли и даже увековечены в произведении Шекспира "Антоний и Клеопатра".
Евнухи также появлялись при дворе другой эллинистической державы - Понтийского царства под управлением Митридата VI (113–65 гг. до н. э.), известного как заклятый враг Рима и представитель династии персидского происхождения.
Рассказы Аппиана о Митридате и его дворе часто упоминают евнухов, особенно в контексте Третьей Митридатовой войны (73–63 гг. до н. э.). Они выполняли различные роли, от флотоводцев, таких как Дионисий, до владельца крепости Коракесия по имени Трифон, агентов, например, Вакха, и даже обычных слуг царя и царских женщин.
Рим
Также, как и греки, римляне ассоциировали евнухов с Востоком. Тацит, римский историк, отмечал, что среди варваров евнухи не вызывали презрения и даже могли достигать власти, приводя пример парфянского евнуха Абда. Евнухи также существовали в период Сасанидской империи (III–VII века).
Однако римская элита, вероятно, испытывала недовольство кастрацией, поскольку она противоречила патриархальной идеологии общества. В I веке н. э. император Домициан (81–96) запретил кастрацию на территории Рима и контролировал цены на евнухов, предназначенных для продажи работорговцам.
Несмотря на это, римская элита все равно стремилась иметь евнухов. Сам Домициан имел евнуха-виночерпия по имени Эарин ("весенний"), о котором поэт Стаций написал восхваляющее стихотворение. Вплоть до слухов, что после падения преторианского префекта Сеяна в 31 г. евнух Пезон был куплен Клуторием Приском за 50 миллионов сестерциев.
У правления Клавдия (41–54) существовал евнух-дегустатор по имени Халот. Нерон (54–68), по преданию, кастрировал своего молодого возлюбленного Спора, а позже этот евнух был принят в свою службу преемником Нерона, Отоном. Тримальхион, выдающийся персонаж, ставший символом социальных амбиций и безвкусия, изображен в компании двух служителей-евнухов.
В период Домициана историк Иосиф Флавий пригласил евнуха быть наставником своему сыну. Сцены из ежедневной жизни, описанные в двуязычном школьном учебнике, вероятно, созданном в конце III — начале IV века, включают список членов римской семьи и заканчиваются упоминанием "евнуха".
В позднем Риме евнухи стали неотъемлемой частью императорского двора, выполняя роль спальничих (cubicularii). Должность главного спальничего (praepositus sacri cubiculi) придавала высокий социальный статус и возможность влиять на политику, что проиллюстрировано случаями Евсевия и Евтропия.
Тем не менее, римляне взаимодействовали с евнухами не только в контексте императорского двора. В 204 г. до н. э. в Риме появился культ Кибелы. Связанный с этим культом кибелийцев, центром которого был Пессинунт в Фригии, стал частью богатого культурного мозаичного римского общества. Культ был введен в Рим, чтобы получить божественную помощь в войне против Карфагена, и его связь с троянцем Энеем, предполагаемым предком римлян, придавала ему национальный характер.
Связанный с богиней Кибелой мифический персонаж - Аттис, ее возлюбленный, также стал объектом культа. Одна из версий мифа рассказывает о том, как Кибела, обнаружив неверность Аттиса, заставила его самого обезглавить себя, после чего богиня воскресила его. Этот миф может объяснить практику добровольной кастрации в культе, где евнухи ассоциировались с другими материнскими богинями.
Жрецы-евнухи Кибелы назывались галлами, и их лидер носил титул архигалла. Галлы придерживались особого образа жизни и ритуалов, одевались в женскую одежду, ухаживали за внешностью и проводили религиозные церемонии. Ежегодное празднество, включая кровавый ритуал 24 марта, предположительно, включало в себя и кастрацию.
Христианство
Интересно отметить, что практика самооскопления существовала также в христианском контексте. В Евангелии от Матфея Иисус Христос выделял три типа евнухов: рожденных скопцами, сделавших себя скопцами ради Царства Небесного и тех, кто стал скопцом. Эта фраза привела к различным трактовкам, но некоторые христианские общины понимали ее в буквальном смысле, приводя себя к физическим изменениям.
Иустин Философ рассказывает о случае, когда один христианин искал законное разрешение на кастрацию с целью достижения воздержания. Известным примером такой практики является александриец Ориген.
Значимость этого вопроса для ранней Церкви подтверждается тем, что он обсуждался на I Вселенском Соборе в 325 году, который запретил самооскопившимся служить священнослужителями. Однако ясно, что было трудно полностью запретить эту практику.
Традиция иметь придворных евнухов, укоренившаяся в Римской империи, пролежала свой путь и в средневековый период, продолжая свое существование в восточной части империи с центром в Константинополе, также известной как Византийская империя, и продолжившей существовать до 1453 года.
Очень наглядный пример представляет собой текст, составленный атриклином Филофеем в 899 году. Его обязанностью было организовывать императорские праздники и поддерживать правильный порядок присутствующих гостей.
В этом документе Филофей детально описывает для своих коллег-атриклинов, кто имел право быть приглашенным на различные императорские мероприятия, определяет точный порядок их участия и освещает ключевые события года, на которые следовало приглашать разные группы людей.
Текст Филофея передает нам исчерпывающую информацию о титулах, доступных евнухам, а также о должностях, которые они могли занимать. Это включает как должности, специфически предназначенные только для евнухов, так и общедоступные позиции.
Император Никифор III Вотаниат (1078—1081) вместе с своим двором. Евнухи, занимающие почетное место справа от императора, возможно, свидетельствуют о их более привилегированном положении по сравнению с 'бородатыми' членами двора.
Из всего этого становится очевидным, что византийский двор предоставлял евнухам высокий социальный статус и разнообразные обязанности. Так же, как и в позднем Риме, придворные евнухи могли играть влиятельную политическую роль.
В XI веке Никифориц стал последним заметным примером такого влияния, после чего роль евнухов, по предположению, уменьшилась. Тем не менее Византия продолжала предоставлять евнухам возможности занимать монашеские и церковные должности, что вызывало критику со стороны некоторых западных христиан, посещавших Византию, из-за считавшегося неканоничным присутствия кастрированного духовенства.
Прибытие в Константинополь около 881 года богатой вдовы Данилиды с подарками для императора Василия I вызвало сильное впечатление на современников. Из этого дорогого подношения наибольшую ценность представляли сами евнухи - целых 100 человек.
В VII веке Византия столкнулась с одной из своих величайших проблем - появлением ислама и стремительным ростом арабской империи. Несмотря на падение Персии, Византийская империя смогла выжить.
Однако кажется, что арабы отняли у Византии не только территории, но и нечто более ценное, так как евнухи теперь стали неотъемлемой частью мусульманских дворов, появившихся на Ближнем Востоке, в Европе, Африке и Индии.
Ислам
Исламские законы запрещают кастрацию сословия, ссылаясь на авторитет Пророка, что означало, что большинство евнухов, служивших при мусульманских дворах, были иностранцами. Особенно известны черные евнухи, применявшиеся в Османском дворе в Стамбуле (XV–XX века), хотя там также были востребованы белые евнухи.
Как и в других дворах, где содержали евнухов, их применяли в качестве дворцовых слуг и имперских чиновников. Обе роли могли способствовать приобретению ими политической власти.
Евнухи также могли играть ключевую роль в религиозной сфере, обеспечивая охрану священных мест, таких как гробница Пророка в Медине и Кааба в Мекке. Эта традиция сохранялась вплоть до 1990 года.
Средневековой переиод
В средневековом периоде и православных, и исламских державах сохранялась традиция придворных евнухов. Однако христианский Запад в значительной степени отказывался от этой практики, за исключением Норманнского королевства на Сицилии, основанного Рожером II в 1130 году. Вероятно, норманны переняли этот обычай от арабов или византийцев.
В остальных частях христианского Запада евнухов ассоциировали с иностранными державами, и их практика воспринималась скорее как форма наказания, чем как часть дворцовой культуры.
Одним из наиболее известных случаев, вероятно, является история Петра Абеляра, парижского профессора, который был кастрирован в XII веке родственниками своей ученицы Элоизы, с которой у него были интимные отношения.
Европа
Тем не менее, эунухи стали заметными фигурами на Западе в XVII–XVIII веках, не только как императорские слуги, но и как талантливые певцы. Несмотря на то что уникальные вокальные способности эунухов были известны ранее, появление оперы придало кастратам особую известность.
К началу XVII века эунухи исполняли песнопения в папской капелле, именно тогда они начали выступать в качестве солистов в опере. Ранняя опера, такая как «Орфей» Монтеверди (1607 год), стала пионером в использовании кастрата.
Кастрации в основном подвергались итальянцы, обучаясь в певческих школах, детских приютах или у частных учителей. Некоторые кастраты достигали мировой славы, хотя большинство оставалось скромными исполнителями, выступая в итальянских церквях и театрах.
Города по всей Европе, начиная от Лиссабона, Вены и Лондона, и заканчивая Москвой, приветствовали кастратов. Некоторые из них выступали перед избранным аудиториумом на королевских дворах Европы. Кастрат по имени Балатри (ок. 1676–1756) даже дал концерт для калмыцкого хана в присутствии российского посланника.
Самым известным кастратом, несомненно, стал Фаринелли (1705–1782), известный как герой фильма Жерара Корбо «Фаринелли-кастрат» 1994 года. Родом из Апулии, Карло Броски, он обучался у Порпоры в Неаполе и дебютировал там в 1720 году. В последующие годы он совершил турне по Европе, включая Лондон в 1730-х годах, и в 1737 году поселился при испанском дворе в Мадриде, где пробыл более двадцати лет.
Феномен кастратов как оперных звезд начал угасать к концу XVIII века, под влиянием изменяющихся музыкальных вкусов и увеличившегося противодействия кастрации. Несмотря на это, они продолжали участвовать в церковных хорах, хотя понтификат Льва XIII (1878–1903) в 1902 году официально запретил Сикстинской капелле набирать новых кастратов. Последним кастратом, служившим в папском хоре, был Алессандро Морески (1858–1922), известный как "ангел Рима", чей голос был записан в начале ХХ века для будущих поколений.
В Европе Нового времени эунухи также появились в другом религиозном контексте - у русских скопцов. Скопцы были христианами, добровольно соглашавшимися на кастрацию во имя чистоты и спасения. Их появление отмечено в 1770-х годах, и они активно существовали до 1930-х годов.
Скопцы, апеллируя к Евангелию от Матфея 19:12, оправдывали свою практику, хотя не ясно, было ли это изначальным стимулом. Их харизматичные пророки играли ключевую роль в формировании и развитии общины.
Мужчины-скопцы могли подвергаться лишь удалению яичек ("малая печать") или также пениса ("большая печать"). Что касается удивительного, женщины в их общине также могли быть подвергнуты калечащим операциям на половых органах, включая удаление сосков, грудей и внешних частей влагалища.
Скопцы в основном происходили из крестьян центральных российских губерний и подвергались преследованиям на протяжении большей части своей истории, вынуждены были ссылаться в Сибирь. Революция вначале принесла им облегчение, но в конечном итоге положила конец их существованию.
Хиджары
Переход к современности приводит нас к хиджрам в Индии. Хиджры добровольно кастрируют себя, лишаясь и яичек, и пениса. Эта практика является частью их посвящения индуистской богине Бахучара Мата (индийская версия богини-матери), несмотря на то, что в общине хиджр есть и представители других религий - христиан и мусульман.
Хиджры носят женскую одежду, выбирают себе женские имена, используют женские термины родства для описания своих взаимоотношений. Они формируют хорошо организованные иерархические общины, преимущественно в Северной Индии, обитая в домах, возглавляемых гуру, хотя некоторые хиджры предпочитают жить отдельно.
Традиционно хиджры участвуют в свадьбах и празднествах, связанных с рождением детей, за что им предоставляется оплата. Они исполняют музыку и танцы, благословляя супругов или новорожденных в своем качестве служителей культа Бахучара Маты, обещая им плодовитость. Однако, при пренебрежительном или враждебном обращении, хиджры также могут проклинать.
Несмотря на свою традиционную роль, они могут вызывать недовольство и страх у других индийцев. Это привело к тому, что хиджры начали работать в роли коллекторов в Бомбее, где должники были готовы заплатить лишь чтобы избежать их внимания. Похоже, что некоторые хиджры также могут заниматься проституцией.
В последние годы западные СМИ регулярно освещают тему хиджр, включая историю Аши Деви, которая в 2000 году стала мэром Горакпура. Впоследствии ей было отказано в удержании этого поста, так как оказалось, что она была мужчиной, а должность мэра была зарезервирована для женщин.
Современный запад
Также стало известно, что в современном западном мире, особенно в Америке, есть мужчины, стремящиеся к кастрации. Эта тема была затронута в документальных фильмах, таких как «Современные евнухи» Стивена Уайта (2000 год), «Американские евнухи» Джана Клаудио Гвидуччи и Франко Сакки (2003 год) и «Евнухи» Channel 4 (2007 год). Существуют также веб-сайты, предлагающие советы по самокастрации.
В интернете также существуют ресурсы, посвященные общей идентичности евнухов (например, The Eunuch Archive и Born Eunuchs). Заметно, что мотивация тех, кто стремится к кастрации, может значительно различаться. Для некоторых это связано с сексуальным влечением и продолжением сексуальной жизни, для других - с отказом от похоти. Для третьих это может быть шагом на пути к транссексуальности.
Следует отметить, что некоторые мужчины, входившие в культ Небесных врат, известного массовым самоубийством в Америке в 1997 году, также прошли кастрацию.
Фрагмент из статьи Шона Тафера «Евнухи в Византии»: