Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
2
Evrocot
На uCrazy 9 лет 6 месяцев
Интересное

Его называли мастером скандала

Джеймс Макнил Уистлер появился на свет в США, прошёл стадии своего детства и обучения в России, а затем сосредоточил свою творческую деятельность в основном в Англии. Его имя также связано с ранними этапами импрессионизма и многочисленными скандалами, в которых он стал участником.

Его называли мастером скандала
Симфония в белом № 2 (Маленькая белая девочка)

Его называли мастером скандала
Джеймс Эбботт Макнил Уистлер, Париж, ок.1863, альбуминовая печать Этьена Карья, Отдел коллекций изображений, Библиотека Национальной галереи искусств, Вашингтон, Округ Колумбия

Будущий художник родился в городке Лоуэлл в 1834 году, где провел первые три года жизни. Отец – Джордж Вашингтон Уистлер – был железнодорожным инженером. Для него это был второй брак. Трое последующих детей умерли во младенчестве, ещё минимум двое младших братьев дожили до взрослых лет. Из-за работы Уистлера-старшего семья несколько раз переезжала, а в 1842 году отправилась в Россию, где он участвовал в проектировании Николаевской железной дороги. Уже в детстве будущий художник отличался сложным характером. Родители заметили, что рисование действует на него успокаивающе, поэтому увлечение сына поощряли. В России Д. М. Уистлер брал частные уроки, в том числе у А. О. Корицкого, ученика К. Брюллова, затем посещал занятия в Императорской Академии художеств, много занимался самостоятельно, изучая книги и работы разных мастеров. Некоторое время он гостил у родственников в Лондоне, где окончательно решил стать художником.

около 1847-1849 года

В 1849 году отец внезапно скончался от холеры, и семье пришлось вернуться в США. О России будущий художник сохранил тёплые воспоминания. Когда спустя годы в Британии во время судебной тяжбы со знаменитым искусствоведом Рёскином его спросили о месте рождения, он назвал Санкт-Петербург. Когда его поправили, он ответил: «Я должен был родиться когда и где захочу, и я бы не выбрал Лоуэлл». Правда, в США он утверждал, что по матери является «благородным» южанином (вроде героев «Унесенных ветром).

Необычная подпись автора. Вместо привычных инициалов он изображал бабочку с жалом

Денег стало не хватать, и мать решила что карьера священнослужителя могла бы приносить стабильный доход. Однако во время обучения Уистлер рисовал оригинальные карикатуры, а к остальному интереса не проявлял. Затем он неожиданно поступил в Военную академию США в Вест-Пойнте, куда близорукого и не отличавшегося крепким здоровьем юношу взяли исключительно по знакомству, несмотря на сложный конкурсный отбор. Её окончили некоторые родственники, а покойный отец когда-то преподавал черчение. В академии он получил кличку Кудрявый за «неуставную» прическу. Учился он плохо, дисциплину нарушал постоянно, но благодаря лояльности руководству сумел проучиться три года. Во время проваленного экзамена по химии он заявил, что кремний – это газ. Позже художник шутил: «Если бы кремний был газом, то однажды я бы стал генералом». Благодаря изучению картографии, он недолго проработал картографом в Службе береговой съёмки США. Недолго, потому что постоянно нарушал дисциплину, в рабочее время играл в бильярд и рисовал на полях карт рыб и русалок. Его перевели в отдел гравировки. За пару месяцев он получил навыки гравёра, которые ему позже пригодились, но всё равно был уволен. Затем несколько месяцев он жил у богатого друга Тома Уайнэнса, который купил несколько ранних работ и дал денег на учёбу в Париже. В 1855 году Уистлер покинул США навсегда.

Портрет Уистлера в шляпе. 1858. Холст, масло. Галерея Фрира, Вашингтон, США

В Париже Уистлер снял студию в Латинском квартале, посещал занятия в Ecole Impériale и в студии Шарля Глейра. Последний привил ему любовь к черному и коричневому. Также молодой художник копировал картины в Лувре. Жил он часто на широкую ногу, много пил и курил, плодя долги и подрывая здоровье. В Париже он успел подружиться со многими художниками, а также поэтом Бодлером и писателем Теофилем Готье. Затем на некоторое время он перебрался в Лондон.


В 1861 году Уистлер вернулся в Париж и начал работу над одной из самых известных своих картин. Первоначально он назвал её «Девушкой в белом», а спустя десятилетие переименовал в «Симфонию в белом». Он и позже называл некоторые полотна симфониями и иными «музыкальными» именами. Есть мнение, что таким образом он подчёркивал свой принцип «искусства ради искусства». По другой версии Уистлер мог вдохновляться исследованиями Теофиля Готье о взаимосвязи между музыкой и живописью и его стихотворением «Мажорно-белая симфония».

Уистлер начал писать картину в декабре 1861 года, закончил к апрелю 1862 года. Художник хотел показать полотно во время выставки Королевской Академии в Лондоне, однако жюри заявку отклонило. Есть версия, что причина была курьёзной. «Девушка в белом» якобы напоминала выставленную год назад картину «Укрощение строптивой» Эдвина Ландсира. Первоначально было заявлено, что на ней изображена известная наездница, однако оказалось, что моделью была ещё более известная лондонская проститутка. В результате вышел конфуз. В небольшой галерее на Бернерс-стрит картину Уистлера выставили под названием «Женщина в белом». В то время вышел нашумевший роман «Женщина в белом» Уилки Коллинза. Из-за этого многие посчитали картину иллюстрацией, при этом слишком вольной. Писатель и карикатурист Джордж Дюморье в рецензии раскритиковал полотно за то, что картина не соответствует описанию героини. На это художник написал ему письмо, в котором сообщил, что работу под таким названием галерея выставила по своей инициативе, и к роману она отношения не имеет. Свою задумку он описал в письме так: «Женщина в красивом белом батистовом платье стоит у окна, которое пропускает свет сквозь прозрачную белую муслиновую занавеску, – но на фигуру падает сильный свет справа, и поэтому картина, за исключением копны рыжих волос, представляет собой одну великолепную массу ослепительно белого цвета». Как это часто бывает, критики и искусствоведы по-разному интерпретируют, что именно хотел сказать художник. Так, некоторые, видят в белом цвете и цветке в руке намёк на невинность, а в шкуре убитого волка намёк на ее утрату. Сам автор через 10 лет картину переименовал и настаивал, что хотел просто нарисовать девушку в белом платье на фоне белой занавески, а роман Коллинза он и вовсе не читал. Многие сходятся во мнении, что в это время в творчестве художника чувствуется влияние английского братства прерафаэлитов.

В 1863 году Уистлер хотел показать «Девушку в белом» во время знаменитого парижского Салона (выставки Академии изящных искусств), но и там ее не приняли. В итоге зрители смогли увидеть её во время альтернативного «Салона отверженных», который открылся через две недели после официального. Альтернативный Салон оказался намного популярнее среди зрителей, особенно из-за скандальной картины Мане «Завтрак на траве». К работе Уистлера критика отнеслась благосклонно.

Симфония в белом № 3 (1865—1867)

На картине «Девушка в белом / Симфония в белом» изображена Джоанна Хиффернанан – натурщица, которую Уистлер писал не раз. Художник называл их отношения «браком без выгоды для духовенства». В богемной среде она была известна как огненная Джо. Джоанна родилась в Ирландии в 1839 году, в Лондон переехала вместе с семьей в 1843 году. Уистлер познакомился с Джоанной в 1860 году, когда она работала в студии на Рэтбоун-Плейс, и забрал в Париж. В письме художнику Анри Фантен-Латуру он написал: «У неё самые красивые волосы, которые вы когда-либо видели! Рыжие, не золотые, а медные - венецианские, как мечта. Кожа золотисто-белая или жёлтая, если хотите, и с прекрасным выражением лица . . . она . . . выглядит в высшей степени шлюховато. Хммм» (прим. в оригинальном тексте использовано слово whorelike). Родные художника его выбор не одобрили. Когда его навещала мать, девушке приходилось покидать его дом. С одной стороны консервативные родственники находили профессию натурщицы легкомысленной и предосудительной. С другой стороны к ирландцам в Лондоне относились как к людям второго сорта, и американцы перенимали это отношение. Художник писал Джоанну более 30 раз.

Уоппинг (1860-1864), холст, масло, Национальная художественная галерея, Вашингтон, коллекция Джона Хэя Уитни

Уоппинг - рабочий район. Фоном послужил паб Энджел Инн, который пара часто посещала. В письме художник писал, что изобразил Джоанну в образе проститутки.

Золотая ширма. 1864. Масло, дерево

Джоанну приглашали позировать и другие художники, в том числе друг Уистлера Курбе. В 1865 году Джоанна, Уистлер и Курбе вместе отправились отдыхать и работать в Трувиль. Курбе позже в письме с теплотой вспоминал эту поездку. В 1866 году Уистлер отправился в Чили в Вальпараисо, оставив доверенность на имя Джоанны, которая продавала его картины. О том, что произошло между влюблёнными дальше, достоверных сведений нет. По наиболее распространенной версии, причиной расставания стала ревность. Пока Уистлер отсутствовал, девушка позировала Курбе для картины «Спящие». На ней изображены две спящие в обнимку обнажённые женщины.  Уистлер решил, что Джоанна ему изменила. Правда ли это, история умалчивает, но позже Джоанна некоторое время была любовницей Курбе, который отличался любвеобильностью. Оба художника рассорились и больше не общались. Однако история о неверности может заиграть новыми красками, если учесть, что после расставания Джоанна продолжила управлять финансовыми делами Уистлера и воспитывала его сына от другой женщины (по некоторым источникам, Чарльза Джеймса Уистлера Хэнсона (1870-1935), сына горничной). Позже женщина занималась перепродажей антиквариата. Умерла она в 1886 году. Картина «Девушка в белом» оставалась в семье Уистлеров до 1896 года, когда племянник художника продал её коллекционеру Харрису Уиттмору. В 1943 году семья Уиттмор пожертвовала картину Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.

Аранжировка в серо-черном цвете № 1 (1871), широко известная как Мать Уистлера, Музей Орсе, Париж

«Композиция в серо-черном № 1», чаще называемая  «Мать Уистлера» - самая известная работа художника. Однажды модель не пришла, и художник попросил позировать мать. Сначала она должна была стоять, но женщине было тяжело, и она села. Первоначально публике картина не понравилась из-за внешнего аскетизма, породила множество шуток и пародий. Некоторые усмотрели в цветовой гамме траурные мотивы. Позже работа стала восприниматься как символ материнства и просто почтенной старости.

автопортрет (ок. 1872), Детройтский институт искусств

Уикслера иногда называют в числе предвестников импрессионизма.

Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета. 1874. Холст, масло. Детройтский институт искусств, Детройт, США.

Живя в Лондоне, Уистлер минимум дважды попадал в громкие скандалы. В 1877 году художник подал в суд на Джона Рёскина. Рёскин был одним из самых известных искусствоведов и критиков Викторианской эпохи. В одной из рецензий он в пух и прах разнес картину Уистлера. «Ради блага господина Уистлера, а также в целях защиты покупателей, сэр Коттс Линдсей [основатель галереи Гросвенор] не должен был допускать в галерею работы малообразованного тщеславца, вообразившего себя художником, и к тому же решившего вести в заблуждение посетителей. Несмотря на то, что я был наслышан о наглости кокни [лондонские простолюдины], однако, я не ожидал увидеть шута, который просит двести гиней за то, что он плеснул ведро краски в лицо публике». Мнение Рёскина привело к тому, что работы Уистлера стали плохо продаваться. Тогда художник подал на обидчика в суд, обвинив в клевете. Уистлер надеялся получить компенсацию в 1000 фунтов стерлингов и возмещение судебных издержек. Он рассчитывал на поддержку других художников, но коллеги рисковать карьерой не захотели. В итоге суд признал правоту Уистлера, но компенсацию назначил символическую. Рёскин в тот момент уже страдал серьёзными психическими отклонениями.

Принцесса из страны фарфора (1863-65)


Другой скандал был связан с  магнатом Фредериком Лейландом, который одно время покровительствовал художнику. Он захотел обновить столовую, чтобы картина Уистлера «Принцесса из страны фарфора» смотрелась органично в интерьере. Там же хранилась коллекция фарфора. Сама комната была спроектирована  архитектором Томасом Джекиллом, и хозяин дома хотел внести небольшие изменения. Однако художник решил поступить по-своему, покрыв росписью практически все помещение. Он полностью закрасил кожаные обои XIV века, ранее принадлежавшие Екатерине Арагонской, за которые Лейланд заплатил 1000 фунтов стерлингов. Своей работой Уистлер был очень доволен и охотно приводил в комнату друзей и репортёров, рассчитывая, что это станет хорошей рекламой. Однако заказчику не понравились ни новый дизайн комнаты, ни непрошенные визитёры, ни огромная сумма гонорара, который запросил художник. Разразился грандиозный скандал, который окончательно отпугнул потенциальных заказчиков. В 1877 году в письме художник возмущался: «Положительно тошнотворно думать, что я должен был потрудиться, чтобы обустроить эту изысканную Комнату с павлинами для проживания такого человека!» Свое недовольство он выразил и в картине «Золотая короста, извержение в непристойной наживе». Примечательно, что недовольный заказчик интерьеры менять не стал. Он умер в 1892 году, а комната была приобретена американским промышленником Чарльзом Лэнгом Фриром в 1904 году и собрана заново в его доме в Детройте. После смерти Фрира в 1919 году она совершила еще одно путешествие в Вашингтон, округ Колумбия, где сейчас находится в Галерее искусств Фрира. Сейчас комната считается шедевром в мире дизайна интерьеров.


В итоге художник был признан банкротом и вынужден распродать имущество, включая любимый дом. Чтобы пополнить бюджет, он отправился в Венецию выполнять заказ. В Венеции он познакомился с другими работавшими там американскими художниками, на которых произвёл большое впечатление. Считается, что Уистлер, даже не бывая на родине, оказал большое влияние на американское искусство.

Суд с Рёскиным, ситуация с павлиньей комнатой, ссора с Курбе - далеко - не единственные скандалы в жизни художника. Не менее бурной была и его личная жизнь.


«Аранжировка белым и черным» (1876) Художественная галерея Фрир, Вашингтон, Округ Колумбия

Ещё одна известная спутница жизни Уистлера – художница и натурщица Мод Франклин. У пары в конце 1870-х родилось две дочери. Хотя женщина называла себя миссис Уистлер, художник на ней так и не женился. Когда пара находилась в Венеции, Уистлер вёл активную светскую жизнь, а Мод в «приличных» домах не принимали. Причина та же, что и в случае с Джоаной: сожительство вне брака в то время для женщины считалось аморальным.

«Гармония в красном: Свет лампы»

В 1888 году неожиданно Уистлер женился на Беатрис Годвин. Беатрис была дочерью скульптора и прекрасно разбиралась в искусстве. Её сестра одно время была секретарем Уистлера. Художник подружился с дизайнером Эдвардом Годвином, жену которого пригласил позировать для картины «Гармония в красном: свет лампы». В 1886 году Годвин умер, а через пару лет Уистлер неожиданно женился на его вдове. Неожиданно в том числе для Мод Франклин. Чтобы та не устроила сцены на свадьбе, церемонию провели тайно, а затем молодожены отправились в Париж. Однако на свадьбе в числе гостей был репортер желтой газеты, и событие стало достоянием общественности. Мод тоже отправилась в Париж. Скандала избежать не удалось. Позже Уистлер с женой вернулся в Лондон. В 1896 году женщина умерла от рака.

Живя в Лондоне, Уистлер часто пересекался с Оскаром Уайльдом, и они любили соревноваться в остроумии. Когда литератор попал под суд, а затем в тюрьму из-за обвинений в гомосексуализме, Уистлер отпускал злые шутки по поводу сексуальной ориентации старого приятеля.

В 1890 году вышла книга Уистлера «Изящное искусство создавать себе врагов». Оценки её были противоречивыми, однако она послужила рекламой. Скандалы стали забываться. У художника появились новые заказы в Лондоне и Париже. В последние годы здоровье Уистлера ухудшилось, и он работал всё меньше. Художник умер в 1903 году в Лондоне.

Офорт Ротерхита (1860) года на бумаге

Темза во льду 1860 холст, масло

Гавань Вальпараисо (1866) холст, масло

Три фигуры, розовая и серая 1868-1878 холст, масло

Вариации розового и серого - Челси 1870-1871 холст, масло

Композиция в желто-сером цвете: Эффи Динс, Джеймс Макнил Уистлер, 1876. Моделью для этой фигуры послужил Франклин

Этель Филип (невестка художника) читает газету Беатрикс Уистлер

Оранжевая нота. 1884. Масло, холст.

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}