Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
7
Evrocot
На uCrazy 9 лет 14 дней
Интересное

Кунарская деревня: наивные черты архитектуры в красочном доме

Автор: Иван Конюхов.

К "наивному стилю" в искусстве обычно относят вымышленно непрофессиональную живопись, скульптуру и различные виды декоративно-прикладного творчества. А может ли архитектура быть наивной? Конечно, может!

Кунара - это обычное уральское село, находящееся в 20 км от Невьянска. Сто лет назад там проживало более тысячи человек, а сейчас - едва полторы сотни. Однако нас интересует один человек - кузнец Сергей Кириллов. Родившийся в 1930 году, его юность была далека от "сахарной". Война прервала его образование на третьем классе, а отец погиб на фронте, заставив Сергея взрослеть рано. Несмотря на трудности, он оставался добрым и творческим человеком, душой компании и неизменным гармонистом на сельских свадьбах. Кажется, он также непоколебимо верил в светлое будущее.

От отца Кириллову достался деревенский дом - большой, старинный и изрядно поношенный. Жизнь стала более или менее нормальной, и в 1951 году новый хозяин женился. Три года спустя он решил провести ремонт своего жилища и добавить ему ярких красок... и не мог остановиться. Работа "официально" завершилась ко 50-летию Октябрьской революции, продолжаясь целых 13 лет. Тем не менее, кузнец продолжал добавлять новые элементы своему произведению и впоследствии, возвращаясь с работы, немедленно направлялся в мастерскую, где погружался в искусство художественной резьбы и ковки, которому он никогда специально не учился.

Кунарская деревня: наивные черты архитектуры в красочном доме

Дом Сергея Кириллова стал потрясающей смесью сказочного терема и музея советской символики под открытым небом. Буйством разноцветных орнаментов и резьбы фасад напоминает расшитый костюм.

Кунарская деревня: наивные черты архитектуры в красочном доме


На эту поляну архитектор-самоучка посадил множество ярких цветов и вазонов, ажурных наличников и водосточных труб, даже маленький резной балкончик. Под коньком вместо традиционного солнца красуется оберег в духе времени – барельеф с профилем Ленина. Крыльцо – отдельное произведение резного искусства.




На калитке, воротах и гараже среди растительных мотивов живут медальоны, на коих герб СССР соседствует с былинными сюжетами. Но заметнее всего, конечно, фигурки октябрят и пионеров, что уместились на самом краю крыши, попирая «постаменты» — яркие резные башенки. Советское юношество запускает белых голубей, держит стяги с немодными нынче лозунгами и уверенно смотрит в светлое будущее – куда-то в сторону Екатеринбурга. Конёк крыши оформлен целой короной с красными знамёнами, звёздами, голубями, космическим кораблём, непременным гербом Союза и всадником на белоснежном коне.


Интерьеры дома Кириллова тоже яркие: https://krasotyrossii.ru/dom-kuznetsa-k
irillova/

В 2001 г. Кириллов умер, и заботы о кунарском тереме легли на его вдову Лидию Харитоновну. Той было тяжело, дом начал приходить в упадок. По счастью, он к тому времени стал довольно известной местной достопримечательностью, а архитектурная «движуха» в области очень сильная. Волонтеры помогали следить за домом, для режиссёра Александра Федорченко он послужил декорациями фильма «Ангелы революции».

Собственную могилу Кириллов тоже оформил в стилистике своего дома: https://uraloved.ru/dom-kuznetsa-kirill
ova-v-kunare

В 2014 г. вышла книга «Домик в Кунаре. Цветы и голуби кузнеца Кириллова» за авторством тогдашнего главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана (внесён в реестр иноагентов) и его жены Юлии Крутеевой. Ройзман наверняка узнал о Кунаре, посещая расположенный неподалёку старинный городок Невьянск – он большой поклонник местной иконописной школы. Активно боролся за дом Кириллова журналист и градозащитник Александр Новичков, требовавший от областных властей присвоить избушке охранный статус. Те, впрочем, не сопротивлялись, и в 2018 г. одно из сотен неизвестных чудес Урала признали выявленным объектом культурного наследия. Очень вовремя, ибо в следующем году умерла Лидия Харитоновна, и заботиться о доме стало некому. Ходят разговоры о создании там музея, но пока без конкретики. Истории дома кузнеца Кириллова ещё далеко до счастливого конца, однако радует, что хотя бы развивается она в правильную сторону: в маленьком уральском селе продолжает жить памятник… нет, пожалуй, не архитектуры. Это памятник наивному пафосу времени светлых надежд, который несоизмеримо чище, честнее и убедительнее пафоса официозного.

Сергей Кириллов в обрамлении своей стилистики

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}