Секреты долговечности: почему бывшие подводники не сталкиваются с гниением дерева, металла и других материалов
Соседи бывают разные. Есть такие, что сидят за своим забором, как штирлицы, а на улице показываются дважды в день: на работу и с работы. Такое ощущение, что они нашли путь к центру земли и усиленно его копают. Иногда даже не знаешь как их зовут. А есть такие соседи, что домой их просто не загнать. Работаешь, ты например перед домом, чинишь забор, бетонируешь столбы, а он уже тут как тут.
- Здорово!
- Здорово!
И понеслось. Вроде бы работать нужно, а стоишь, разговариваешь, удовольствие получаешь, человек ведь хороший, интересный.
Глянул на часы... маммма дорогая!... целый час за разговором прошёл.
А ведь я только половину столба покрасил. В деревне всё это умножается на два. Разговор у забора - это святая святых. Каждый мало-мальски знакомый обязательно к тебе подойдёт, поздоровается, заговорит, спросит за жизнь, за дела, за работу, погоду, хозяйство, "женудетейсоседапроблемырадостибедыпол
иткужизньнамарсе" и ещё тысячу разных тем.
Глянул на часы... маммма дорогая!... уже вечер.
Но иногда такие разговоры могут принести пользу... или очень интересную информацию.
Как, например, сегодня.
Если летом в посёлке движ: вон грибники идут, там дети за ягодами побежали, мимо туристы со словами "лучше гор может быть только бутылка самогона" на гору полезли, мимо квадроциклиста со свёрнутой шеей несут. Так и хочется сказать словами Ивана Васильевича:
- Ляяяяяпота...
Но, начиная с осени, и особенно зимой, у местных Сусаниных тотальный дефицит общения, прям хоть поляков вызывай. Поэтому любое копошение на улице, любой стук или пиление досок стягивает к себе всех живых на поговорить и на... проконтролировать процесс строительства. Сами же знаете, что любой пенсионер с кучей свободного времени - это собес, госприёмка, ОБЭП, налоговая и прораб в одном флаконе.
Ну а нам то что? Мы уже наобщались, нам забор нужно делать, вернее столбы под него. Набурили бензобуром лунок/бурок/дырок... отверстий в матери-сырой земле, и начали устанавливать профильную трубу. Только поставили первый столб, как за спиной услышали шаги и такой мощный объёмный бас:
- Неправильно вы, молодые люди бутерброд едите столбы ставите!
- День добрый.
- И вам добренького.
- А почему неправильно?
- Да они у вас сгниют.
- Не сгниют, мы антисептиком их промазали.
- Тююююю.... ваш антисептик. Дождь пошёл, его смыло. Я вам сейчас покажу, чем нужно дерево защищать.
Минут через 15 дедуля вернулся с пластиковой банкой чего-то очень похожей на нутеллу, шоколадную пасту и я даже не представляю что.
- Это что такое? Солидол?
- Нет, ребятушки, это не солидол, это невероятная штука!
И рассказал нам дед Николай (так его зовут) об этой нутелле...
Это смазка АМС-3, которая представляет смесь очень вязкого масла, сделанного из нефти. Это масло специально загустили при помощи алюминиевого мыла стеариновой кислоты.
Её изобрели очень давно в СССР по заказу вооружённых сил, но, в первую очередь, флота. Как известно металл и солёная вода, так же как дельфин и русалка - не пара вообще, без каких-либо дополнительных слов. Как только металл попадает в воду на него садится коррозия, гладит его и говорит на ушко:
- Я с тебя живого не слезу.
Но больше всего коррозия ненавидит подводные лодки, те самые, которые ходят по дну океана. При высоком давлении морская вода проникает внутрь механизмов: гребных валов, редукторов и прочих железяк. Чтобы их защитить и была придумана смазка АМС-3.
Она не смывается водой ни при каких обстоятельствах, даже при использовании мойки высокого давления. Её также применяют для консервации военной техники, стоящей в портах, в отстойниках, доках, например, гидросамолётов, экранопланов. После обработки механизмов такой смазкой они могут простоять 10-20 лет прямо под открытым небом и им ничего не будет.
Первыми, кто распробовал полезные свойства этой смазки для бытовых целей, естественно, были подводники. Механики, мотористы, обычные моряки и офицеры приносили её домой и обрабатывали ею днища машин.
После этого любая Жучка, Москвич или Волга в мерседесы, конечно, не превращались, но время теряло власть над машинами. Мог ломаться двигатель, выходила из строя электрика, ломалось всё, но ни единой капли ржавчины на днище НЕ БЫЛО!
Потом какой-то светлой голове пришла мысль о том, что если не гниёт ведро с болтами родимый автопром, то смазкой можно защищать что-нибудь ещё, например, дерево. АМС-3 оказалась эффективнее любого антисептика, битумных мастик, отработки и прочих специализированных составов.
Дерево становилось практически вечным, так как со временем смазка проникала на несколько сантиметров вглубь древесины и надёжно её защищало от гниения и вредителей. Стоило смазкой обработать нижний венец сруба - про гниль можно забыть. Бревно становилось неприятно жирным, маслянистым навсегда.
Поскольку флот и армия при СССР у нас были самыми многочисленными на планете, то смазка производилась в гигантских количествах. Жестянки с этой нутеллой можно до сих пор найти практически в первозданном виде, особенно в воинских частях, связанных с ответхранением и стратегическим резервом. При развале советской армии, когда пропадали даже танки, многие уносили жестянки со смазкой домой.
Помимо армии, её часто использовали портовые службы, поэтому на побережье с её уникальными свойствами знакомы многие. У нас на Урале её делали в Оренбурге. Что интересно, её до сих пор производят, правда не в таких больших количествах, но всё же производят. И стоит она сущие копейки по сравнению с современными средствами био-защиты.
©Стеклянная сказка