Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
10
111qwe
На uCrazy 15 лет 4 месяца
Интересное

Сопромат - базовые знания

Среди всех наук в мире самой трудной и нудной считается сопромат – то есть сопротивление материалов. Почему? Прежде всего потому, что в ней объединяются как минимум четыре научные дисциплины: математика, теоретическая механика (ещё одно пугало для студентов – «тер-мех»), физика сплошных сред (одно название чего стоит!) и материаловедение. Испугались? Страшно?

А ведь на самом деле с основами сопромата вы прекрасно знакомы. Да, скорее всего вы не умеете производить сложные расчёты, строить графики внутренних напряжений («эпюры») и так далее. Но очень многие основы этой науки вам отлично известны, причём некоторые – с детского сада.

Сопромат - базовые знания

Самый первый «учебник по сопромату», с которым в возрасте примерно 3-4 лет сталкивается практически каждый ребёнок – это... сказка «Три поросёнка». Помните? Ниф-Ниф строит себе домик из соломы, Нуф-Нуф – из веток, а Наф-Наф – из камня. Вот вам и первый закон сопромата, самый простой – прочность предмета зависит от материала, из которого изготовлен данный предмет.

Сопромат - базовые знания

А продолжая изучать сопромат, можно наткнуться на множество интереснейших вещей! Ну например: оказывается не существует такого понятия, как «прочность». Не бывает в природе «прочности вообще»! А бывает: «прочность на разрыв», «прочность на растяжение», «прочность на изгиб», «прочность на удар», «статическая прочность», «динамическая прочность» и даже «усталостная (да-да, неживая материя тоже может уставать) прочность».

Немножко пересочиним нашу сказку про трёх поросят. Один из поросят, пускай это будет Ниф-Ниф, решил построить себе домик из бумаги! Бумага это прочный материал или нет? Обычно дети и даже большинство взрослых в ответ на этот вопрос смеются – ну какая может быть прочность у бумаги? А вот и нет! Традиционные дома в Японии представляют собой ажурный деревянный каркас, на котором крепятся панели «сёдзи», сделанные из... бумаги! Из японской бумаги, которая называется «васи». И дома эти отличаются вполне себе недурной прочностью. Как же так?

Традиционный японский дом из бумажных панелей сёдзи

Проведём опыт. Возьмите обычный тетрадный лист. Сможете разорвать его пополам? Да легче лёгкого: берём лист двумя руками, одну руку тянем на себя, вторая на месте – и лист разлетается на две половинки!

Продолжим. Берём в точности такой же тетрадный лист, но пытаемся разорвать его, растягивая поперёк. То есть действуем руками не «вперёд-назад», а «вправо-влево», как будто растягиваем резинку. Вы тут же почувствуете, что разорвать бумажный лист таким образом уже намного труднее, и сил приходится прилагать намного больше!

Теперь третья часть опыта, самая трудоёмкая. Возьмём собранную из деревянных реек квадратную шарнирную рамку – с не туго затянутыми винтами, то есть так, чтобы рамку можно было свободно сдвигать-раздвигать руками «в ромбик».


Берём всё тот же самый тетрадный лист и наклеиваем на рамку. Даём высохнуть. Попробуйте теперь сжать и деформировать рамку! Это окажется ещё сложнее – такое впечатление, что внутри рамки приклеенный бумажный лист вдруг неожиданно «набрался сил», стал ещё жёстче, крепче! (А японская бумага «васи» толще и прочнее нашей обычной бумаги; так что стены из панелей «сёдзи» на самом деле совсем не «хлипкие»!)

А вот вам другой пример «из той же оперы» – алмаз. Вы, наверное, не раз слышали, что алмаз – это самый твёрдый на Земле камень. Это на самом деле так и есть – твёрдость алмаза по шкале Мооса равняется 10, это самый твёрдый материал на планете. Но означает ли это, что его невозможно разрушить? Ни в коем случае. Даже не самый сильный удар металлическим предметом способен расколоть алмаз на мельчайшие осколки! Вот тебе и «самый твёрдый»... А вывод – это второй закон сопромата: прочность предмета зависит от того, каким именно нагрузкам он подвергается.

Хотите ещё? Возьмём достаточно длинную деревянную рейку квадратного сечения и уложим её краями на два табурета – так, чтобы получился «мостик». В центре этого мостика уложим груз – тяжёлый, но не настолько, чтобы нашу рейку сломать. Под действием груза рейка прогнётся дугой:


Теперь мысленно разделим эту рейку на тонкие горизонтальные слои. Нетрудно понять, что под нагрузкой верхний слой рейки сдавливается, а нижний – наоборот, растягивается. А средний слой? А средний слой «отдыхает», он деформируется совсем мало... То есть разные «слои» нашей деревянной рейки под нагрузкой «работают», «напрягаются» с разной силой! А это значит, что недогруженную «серединку» нашей рейки мы можем совершенно спокойно сделать более тонкой – не теряя при этом общей прочности!

Посмотрите на настоящие строительные металлические конструкции (балки). Часто ли вы видите, чтобы они делались из «сплошных», квадратных или прямоугольных в сечении элементов? Нет. Намного чаще мы видим детали в форме уголка (буквой «Г»), швеллера (буквой «П»), «тавра» (то есть буквой «Т») и «двутавра» (в русском языке такой буквы нет, зато есть японская буква «エ»). Или даже вообще в форме полой металлической трубы! Почему?

Швеллер и двутавровые балки

Мы не будем приводить здесь расчёты и формулы – они слишком сложны; надеемся, вы поверите нам на слово. Однако оказывается, что стальная пустая внутри трубка диаметром 14 миллиметров и сплошной стальной круглый прут диаметром 10 миллиметров по прочности совершенно одинаковы. Но при этом пустотелая трубка в пять раз легче сплошного прутка! Вот вам и третий закон сопромата: прочность любого предмета под нагрузкой зависит от его формы.

Применение законов сопромата позволяет инженерам создавать конструкции одновременно лёгкие и прочные. При этом учитывается и конструкционный материал, и форма, и характер приложенных нагрузок. Скажем, пошли вы на концерт любимой группы на стадион. Посмотрите – повсюду висят сверхмощные звуковые современные колонки, так называемые «линейные массивы». Каждый такой массив может весить полторы-две тонны, а то и больше – как машина-внедорожник! Но подвешен такой линейный массив на ажурной, практически «воздушной» ферме из лёгкого алюминиевого сплава.

Многотонные акустические линейные массивы подвешены на легких алюминиевых фермах

Из таких ажурных ферм сценические техники могут за считанные часы возводить сложнейшие и очень прочные конструкции – с «колоннами», «стенами» и «крышами», для подвеса самых разных звуковых колонок и световых приборов. Между прочим, современные многолучевые прожекторы могут весить по 50 килограмм каждый – а их на концерте задействован не один десяток! А лёгкие фермы, так похожие на детали от конструктора (только большие), весь этот многотонный вес держат без проблем. А всё благодаря сопромату...

Ажурные фермы кажутся хрупкими и ненадёжными, но на самом деле очень прочны

Комментарии1
  1. constanta
    На uCrazy 15 лет 7 месяцев
    "Традиционные дома в Японии представляют собой ажурный деревянный каркас, на котором крепятся панели «сёдзи», сделанные из... бумаги!" - в 1945г они ох*** как шустро горели в Токио, Хиросиме и др... А вот дома из кирпича:

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}