Кто победит: Самурай и конкистадор
Как ни странно, в истории есть ответ на этот вопрос, причём подтверждённый.
Предыстория событий
Филиппинские острова лежат на перекрёстке морских путей. Климат там ровный, тропический, земля плодородная – неудивительно, что за острова всё время кто-нибудь с кем-нибудь воевал. Китайские пираты осаждали портовые города, японцы бились в джунглях с арабами из Брунея. Европейцы с энтузиазмом включились в эти баталии. Сначала португальцы, потом испанцы задались целью закрепиться на архипелаге.
В 1570-м году испанец Мигель Лопес де Легаспи с отрядом в четыреста конкистадоров штурмовал столицу местного султаната город Манилу. После недолгого сопротивления сутанское войско бежало. Испанцы обосновались в городе и принялись его укреплять. Слухи о новых хозяевах Манилы дошли до китайских пиратов и до японских князей островов Рюкю. Новый противник показался им очень опасным, настолько, что (небывалый случай!) они согласились действовать сообща.
Штурм Манилы
В жаркий день конца осени, 30 ноября 1574 года, объединённое войско китайских пиратов и японских воинов общей численностью более 5000 человек на 62 вооружённых джонках подвергло обстрелу береговые дома и склады. Высаженные с джонок десанты подожгли поля и пригороды. В густом дыму нападающие двинулись на приступ укреплений Манилы. В первых рядах шли двести японских самураев. Обращённая к суше стена крепости была низкой, орудий на ней было мало. Стена была взята с налёта, бой закипел внутри крепости.
Конкистадоры и самураи
В тот день на узких улочках цитадели с обеих сторон действовали не зелёные новобранцы, а закалённые в битвах воины. Совсем незадолго до этого в Японии закончился почти столетний период феодальных войн, когда все воевали со всеми, по горам шастали разбойники, а рыбаки, выходя в море, ритуально прощались с жизнью. За эти годы выросли и возмужали самураи, никогда не расстававшиеся с оружием, беспощадные к себе и к другим, презирающие смерть. Многие самураи, чей род был уничтожен, становились изгоями, ронинами. Они могли добывать себе на жизнь только мечом. Скорее всего, именно они и составили передовой отряд захватчиков Манилы.
Самураи
Каждый самурай имел холодное оружие: меч (катану или более длинный но-дачи), алебарду (нагинату) или длинное копьё (яри). У многих было и огнестрельное оружие, аркебузы, которыми торговали в Японии португальцы. Китайские свидетели упоминают о ружейной перестрелке с судов и уже позднее – на улицах города. Впрочем, те, кто не обзавёлся аркебузой, мало чем уступали в смертоносности: стрела из самурайского лука в городской тесноте разит точнее и, главное, чаще.
Предводительствовал объединённым войском знаменитый китайский пират Лин Фенг, гроза Южно-Китайского моря, разоритель Гуандуна и Шанхая. Впрочем, сам он на берег не сошёл и не вёл воинов на штурм. Он остался на флагмане эскадры и руководил обстрелом крепости с моря.
Китайский пират
В осаждённой крепости сидели триста испанских конкистадоров и триста ополченцев из филиппинских христиан под командованием Хуана де Салседо. Почти все триста испанцев до высадки в Маниле прошли с боями Центральную и Южную Америку, а кое-кто застал ещё и Реконкисту (отвоевание Испании у мавров). Китайских свидетелей штурма удивили седые бороды защитников: многим испанцам было за шестьдесят, но у каждого их этих стариков были за плечами десятилетия боевого опыта. Их командиру было всего двадцать пять, из которых десять лет он провёл в сражениях и в других армиях мог бы считаться ветераном.
Конкистадоры
Испанский солдат тех времён был облачён в кирасу и шлем (защиту для рук и ног в жарком климате обычно не надевали). Основным оружием была аркебуза, а в рукопашном бою использовался длинный меч или пара «меч – кинжал». Многие ветераны де Салседо не доверяли тяжёлым и капризным аркебузам, предпочитая в бою пику или тяжёлую алебарду на длинном древке.
Кто кого?
Как мы видим, в цитадели Манилы встретились не случайные люди, а ветераны, воспитанные и обученные по обычаям своего времени. Они могли быть плохи в дисциплине, как пираты, отвлёкшиеся на грабёж дома наместника. Они могли быть никудышными строителями, как испанцы гарнизона, не сумевшие достроить стену. Но в бою обе стороны были твёрдыми и намеревались стоять до конца.
Атакующий отряд пиратов и японцев ворвался в крепость. Из-за дыма горящих строений корабли не могли прицеливаться, и Лин Фенг прекратил обстрел. Он ожидал стягов победы на стенах крепости. Ожидание затягивалось, он выслал подкрепление, но вестей о взятии цитадели всё не было. Уже вечером на корабли стали возвращаться остатки атакующего войска, усталые, израненные. Среди них не было ни одного самурая: японский отряд не отступил и был уничтожен. Испанцы в уличных боях потеряли троих, но почти все были ранены.
Сражение это с первого взгляда не оставило особого следа. Пусть не вышло у Лин Фенга с базой в Маниле, но он перебрался на соседний остров. Пусть испанцы остояли Манилу, но городу предстояло еще много штурмов. Но оно упало гирькой на весы истории.
Через 60 лет после событий правящий клан Токугава закрыл Японию для иностранцев, посчитав их «слишком опасными» для стабильности империи.
Филиппины остались под испанским владычеством, и оставались до XX века. Вот и мы теперь знаем, кто сильнее, конкистадоры или самураи.
Комментарии3