Вечная война в Афганистане: причины и факторы конфликта
Афганистан – давно стал синонимом войны. Вот уже не протяжении последних лет 200 афганскую землю сотрясают конфликты. Почему здесь кипит вечная война?
Коллаж автора.
Не повезло с географией
Персы, русские, американцы, монголы, греки – это только не полный перечень народов, которые вторгались в Афганистан. И что же им было нужно, здесь что, мёдом намазано?!
Всё дело в уникальном расположении страны. Современный Афганистан граничит сразу с 7 государствами. И не просто с какими-то захудалыми государствами, а с настоящими странами-цивилизациями: Индией, Китаем и Ираном. Афганистан является как бы связующим звеном между ними.
Поэтому любые мало-мальски серьёзные завоеватели вроде Тамерлана не могли пройти мимо суровых афганских гор.
Завоевателей афганская земля интересовала главным образом как ворота в Индию. В античную эпоху путь в Индию здесь прорубал Александр Македонский. В раннем Средневековье с той же целью в Афганистан вторглись монголы. В 19 веке здесь столкнулись интересы России и Британии. Первая недвусмысленно угрожала гегемонии англичан на Индостанском субконтиненте, а вторая – всячески пыталась защитить свои заморские владения.
Боясь потерять Индию, поданные британской короны несколько раз с переменным успехом пытались установить свою власть в Афганистане, что вылилось в ряд англо-афганских войн.
В 20 веке афганская земля стала полем битвы Холодной войны между СССР и США. И в 21 веке Афганистан не знал покоя. В 2001 году блок НАТО под надуманным предлогом вторгся в страну и изгнал талибов. В 2020 году талибы вернулись и вышвырнули западные войска из Афганистана.
Разобщённость афганцев
В представлении обывателя афганец – это бородатый человек в шароварах и «пуштунке». Однако Афганистан этнически очень разнообразен. Здесь живут пуштуны, хазарейцы, таджики, калаши, узбеки и многие другие народы. Они часто отличаются друг от друга внешностью и культурой.
Дружными их назвать сложно. Пуштуны, считающие себя государствообразующим народом, частенько пренебрежительно относятся к другим народам. В их представлении потомки монголов – хазарейцы – это местные «понаехавшие». А многочисленные памирцы вроде бывших язычников нуристанцев – это вообще недавние «кяфиры» (неверные), с которыми и здороваться то противно.
Всё это не может способствовать единению страны. А так как местные нацменьшинства отстаивают свои права не на мирных митингах, а с автоматом Калашникова в руках, то можно представить, какой «межнациональный мир» царит в Афганистане.
Ограниченность природных ресурсов
Афганистан – это суровая горная страна, где мало плодородной земли и ощущается постоянный дефицит пресной воды. Поэтому за них идёт постоянная борьба, которая часто выливается в локальные вооружённые стычки.
Правда, Афганистан очень богат на полезные ископаемые. В афганских недрах много угля, железной руды, меди, соли. Здесь даже есть нефть и газ!
Но, во-первых, их трудно извлечь, ведь Афганистан почти сплошь состоит из гор. Во-вторых, местная инфраструктура развита крайне слабо, а это дополнительные издержки для ресурсодобывающих компаний.
Но самое главное – нестабильность. В условиях политической турбулентности и перманентной войны в режиме «всех против всех» редкий смельчак возьмётся здесь за добычу полезных ископаемых.
Незрелость афганского общества
Когда вы смотрите репортажи из Афганистана, особенно из его провинций, то наверняка ловите себя на мысли, что видите декорации какого-то исторического фильма.
Оно и не удивительно. Афганистан давно и прочно застрял в Средневековье. И эта отсталость проявляется не только в архитектуре, но и в общественном устройстве. Около 77% афганцев до сих пор живёт в сельской местности. Примерно половина населения неграмотна. Религия не отделена от государства. А в афганском обществе до сих пор сильны родоплеменные отношения. Так что не удивительно, что афганцы не могут создать зрелое, современное общество.
А если у национальных лидеров, какими бы они ни были сильными и харизматичными, нет опоры на современное общество, то они не могут создать и сильное государство. Ну а если нет сильного государства, то на его территории царит политическая нестабильность, и она регулярно подвергается внешней интервенции.
Раз за разом афганская история делает круговой цикл. Сперва появляется некая прогрессивная сила в лице местных реформаторов или оккупационной администрации развитой страны. Прогрессивные реформы находят живой отклик среди городского населения, прежде всего в среде интеллигенции, военных, чиновничества.
Но проблема в том, что Афганистан крайне слабо урбанизированная страна. Доля городского населения даже в XXI веке не превышает 26%. Условная афганская «деревня» никак не вовлекается в реформистский процесс. Она так и живёт по заветам пращуров из эпохи Средневековья. Поэтому когда из раза в раз в Афганистане появляется деструктивная, архаичная сила вроде талибов, она находит живой отклик у косной, невежественной афганской провинции.
Условная прогрессивная власть свергается. На её место возвращается архаичная, но зато понятная большинству простых афганцев сила.
Спустя какое-то время очередная западная империя завоёвывает страну. В Афганистане наступает «оттепель». Но следом за «оттепелью» приходят бородачи, которые изгоняют «неверных» и реставрируют средневековые порядки.
И так раз за разом...
Порвать этот порочный круг ещё никому не удалось. Чтобы это сделать, нужна жёсткая, деспотичная власть, которая буквально через колено сломает традиналистическое афганское общество. К власти должна прийти этакая ядрёная помесь Кемаля Ататюрка и Иосифа Сталина. Однако такой фигуры, или политической силы, на горизонте пока нет...
Персы, русские, американцы, монголы, греки – это только не полный перечень народов, которые вторгались в Афганистан. И что же им было нужно, здесь что, мёдом намазано?!
Всё дело в уникальном расположении страны. Современный Афганистан граничит сразу с 7 государствами. И не просто с какими-то захудалыми государствами, а с настоящими странами-цивилизациями: Индией, Китаем и Ираном. Афганистан является как бы связующим звеном между ними.
www.sanstv.ru
Поэтому любые мало-мальски серьёзные завоеватели вроде Тамерлана не могли пройти мимо суровых афганских гор.
Завоевателей афганская земля интересовала главным образом как ворота в Индию. В античную эпоху путь в Индию здесь прорубал Александр Македонский. В раннем Средневековье с той же целью в Афганистан вторглись монголы. В 19 веке здесь столкнулись интересы России и Британии. Первая недвусмысленно угрожала гегемонии англичан на Индостанском субконтиненте, а вторая – всячески пыталась защитить свои заморские владения.
Боясь потерять Индию, поданные британской короны несколько раз с переменным успехом пытались установить свою власть в Афганистане, что вылилось в ряд англо-афганских войн.
www.britishbattles.com
В 20 веке афганская земля стала полем битвы Холодной войны между СССР и США. И в 21 веке Афганистан не знал покоя. В 2001 году блок НАТО под надуманным предлогом вторгся в страну и изгнал талибов. В 2020 году талибы вернулись и вышвырнули западные войска из Афганистана.
Разобщённость афганцев
В представлении обывателя афганец – это бородатый человек в шароварах и «пуштунке». Однако Афганистан этнически очень разнообразен. Здесь живут пуштуны, хазарейцы, таджики, калаши, узбеки и многие другие народы. Они часто отличаются друг от друга внешностью и культурой.
Слева пуштун, посередине хазареец, а справа, нет не ваша одноклассница из Иваново, а представительница одного из памирских народов.
Дружными их назвать сложно. Пуштуны, считающие себя государствообразующим народом, частенько пренебрежительно относятся к другим народам. В их представлении потомки монголов – хазарейцы – это местные «понаехавшие». А многочисленные памирцы вроде бывших язычников нуристанцев – это вообще недавние «кяфиры» (неверные), с которыми и здороваться то противно.
Всё это не может способствовать единению страны. А так как местные нацменьшинства отстаивают свои права не на мирных митингах, а с автоматом Калашникова в руках, то можно представить, какой «межнациональный мир» царит в Афганистане.
Ограниченность природных ресурсов
Афганистан – это суровая горная страна, где мало плодородной земли и ощущается постоянный дефицит пресной воды. Поэтому за них идёт постоянная борьба, которая часто выливается в локальные вооружённые стычки.
Как видно на карте, Афганистан это почти сплошные горы. www.geographyofrussia.com
Правда, Афганистан очень богат на полезные ископаемые. В афганских недрах много угля, железной руды, меди, соли. Здесь даже есть нефть и газ!
Но, во-первых, их трудно извлечь, ведь Афганистан почти сплошь состоит из гор. Во-вторых, местная инфраструктура развита крайне слабо, а это дополнительные издержки для ресурсодобывающих компаний.
Но самое главное – нестабильность. В условиях политической турбулентности и перманентной войны в режиме «всех против всех» редкий смельчак возьмётся здесь за добычу полезных ископаемых.
Незрелость афганского общества
Когда вы смотрите репортажи из Афганистана, особенно из его провинций, то наверняка ловите себя на мысли, что видите декорации какого-то исторического фильма.
На дворе 21 век на минуточку. www.imghub.ru
Оно и не удивительно. Афганистан давно и прочно застрял в Средневековье. И эта отсталость проявляется не только в архитектуре, но и в общественном устройстве. Около 77% афганцев до сих пор живёт в сельской местности. Примерно половина населения неграмотна. Религия не отделена от государства. А в афганском обществе до сих пор сильны родоплеменные отношения. Так что не удивительно, что афганцы не могут создать зрелое, современное общество.
А если у национальных лидеров, какими бы они ни были сильными и харизматичными, нет опоры на современное общество, то они не могут создать и сильное государство. Ну а если нет сильного государства, то на его территории царит политическая нестабильность, и она регулярно подвергается внешней интервенции.
Раз за разом афганская история делает круговой цикл. Сперва появляется некая прогрессивная сила в лице местных реформаторов или оккупационной администрации развитой страны. Прогрессивные реформы находят живой отклик среди городского населения, прежде всего в среде интеллигенции, военных, чиновничества.
Эмир Аманулла-хан – правитель Афганистана в 1919 – 1929 годах. «Афганский Пётр I» провёл ряд прогрессивных реформ, но остался непонятым своим народом. После восстания пуштунских племён был вынужден отречься от престола и бежать за границу.
Но проблема в том, что Афганистан крайне слабо урбанизированная страна. Доля городского населения даже в XXI веке не превышает 26%. Условная афганская «деревня» никак не вовлекается в реформистский процесс. Она так и живёт по заветам пращуров из эпохи Средневековья. Поэтому когда из раза в раз в Афганистане появляется деструктивная, архаичная сила вроде талибов, она находит живой отклик у косной, невежественной афганской провинции.
Условная прогрессивная власть свергается. На её место возвращается архаичная, но зато понятная большинству простых афганцев сила.
Талибы в Кабуле, 2021 год. После их возвращения Афганистан снова стал жить по законам шариата. www.ria.ru
Спустя какое-то время очередная западная империя завоёвывает страну. В Афганистане наступает «оттепель». Но следом за «оттепелью» приходят бородачи, которые изгоняют «неверных» и реставрируют средневековые порядки.
И так раз за разом...
Порвать этот порочный круг ещё никому не удалось. Чтобы это сделать, нужна жёсткая, деспотичная власть, которая буквально через колено сломает традиналистическое афганское общество. К власти должна прийти этакая ядрёная помесь Кемаля Ататюрка и Иосифа Сталина. Однако такой фигуры, или политической силы, на горизонте пока нет...
Комментарии1