Секреты силы воинов Древней Спарты: 10 важных правил, которые делали их непобедимыми
Загадка непобедимости спартанцев до сих пор окутана тайнами и легендами. Маленький полис вошел в легенды со своей мощной армией и очень эффективными бойцами.
Спарта, возникшая в IX веке до нашей эры, выбрала необычный путь развития и стала настоящей военной державой. Соберем воедино всю информацию, которая известна о воспитании спартанских воинов, и выясним причины их устрашающей мощи.
Суперсолдатом нужно родиться
Спарта не зря вошла в историю как самая жестокая цивилизация из всех когда-либо существовавших. Даже новорожденные дети проходили строгую систему отбора. В слабых младенцах не видели военного потенциала и практически вычеркивали их из жизни. Древнегреческий философ Плутарх в своем произведении «Сравнительные жизнеописания» пишет об этом так:
Считается, что около половины рожденных в Спарте детей не доживали до года. Однако археологам удалось опровергнуть созданную Плутархом легенду и снять со спартанцев этот ужасный грех. После раскопок, проведенных в 2000-х годах, выяснилось, что никаких детских останков в районе предполагаемого сброса «неправильных» младенцев обнаружено не было.
Обливание вином и отсутствие родительской любви
Перед тем, как отнести ребенка к старейшинам, его проверяли на прочность сами родители, проводя так называемый винный тест. Вместо воды новорожденного купали в крепком вине. Считалось, что такая процедура укрепляет дух и здоровье младенца. Этим же методом якобы выявлялась склонность к эпилепсии, если малыш во время купания начинал биться в конвульсиях, значит, долго не проживет. Историки же отмечают, что подобным способом совершенно невозможно выявить склонность к эпилепсии.
Дети, которые прошли все отборочные этапы, воспитывались в крайне суровых условиях. В семье было принято игнорировать плач ребенка, а любые проявления любви запрещены и невозможны. Железные методы воспитания так восхищали иноземных гостей, что они частенько приглашали спартанских женщин в свои дома в качестве нянечек.
Военный лагерь после семи лет
После достижения семилетнего возраста мальчиков забирали из семьи и селили в специальных казармах под присмотром надзирателя с кнутом, где начиналось настоящее спартанское воспитание. Такая практика называлась «агогэ» (в переводе «увод»). Дети спали на соломе или крапиве, которую перед этим обдавали кипятком, чтобы она не жгла кожу.
Историк Марк Голден писал:
Группы состояли из 60-ти человек и назывались «илеа». Чтобы снизить чувствительность к боли, мальчиков постоянно пороли. Если во время избиения ребенок кричал, то порка продолжалась до тех пор, пока он не начнинал переносить ее молча. По вечерам учеников заставляли петь песни о войне и участвовать в разных обучающих викторинах, днем они плавали, ездили верхом, танцевали и боролись. Так продолжалось до 16 лет.
Искусство воровать
Во время обучения в военном лагере мальчики получали только самое необходимое. Чтобы быть закаленными и выносливыми, они имели всего одну одежду, в которой ходили круглый год. Обуви у этих ребят не было вообще, так их заставляли двигаться быстрее и не замечать преград.
Пищи им давали достаточно, ведь голодный воин не может быть сильным, но вот разнообразием она не отличалась, никаких дополнительных лакомств не было и подавно. Все остальное подростки добывали воровством. Надзиратели всячески поощряли это занятие. Считалось, что это способствует смекалке и развитию. Но только до тех пор, пока кто-нибудь не попадется. Уличенного воришку жестоко избивали.
Убийство раба
Когда ребенку исполнялось 16 лет, его военная подготовка переходила на новый уровень. Начиналась она с самого страшного ритуала древней Спарты – «Криптии» (в переводе «секретная вещь»). По сути, это была война против спартанских рабов – «илотов». Мальчики должны были спрятаться в лесу до наступления ночи, после чего выйти и убить всех рабов, которые попадутся им на пути.
Таким жестоким способом будущим воинам прививалась скрытность, способность выживать в условиях дикой природы и невосприимчивость к убийству человека. «Это не люди, они как волки» – так предводитель отряда говорил мальчикам, которые не хотели брать в руки оружие.
По словам Аристотеля:
Так Спарта изобрела свой собственный изощренный геноцид.
Жестокое избиение на публике
Одним из методов воспитания был ежегодный фестиваль «Диамастигосис» (в переводе «избиение плетью»). Юношей ставили перед толпой и пороли бичом до тех пор, пока они могли стоять. Для мальчиков эта пытка была большой честью, они добровольно давали себя истязать, доказывая окружающим, что перед ними не просто обычный человек, а настоящий воин.
Плутарх говорил об этом обряде:
Слухи о необычном состязании быстро вышли за пределы Спарты. Римляне приезжали наблюдать за добровольным истязанием, а сами спартанцы вскоре стали продавать билеты на свой варварский фестиваль.
Первым делом - наставники
В возрасте 16 лет юноша должен был найти себе мужчину постарше, который был его наставником. Такое общение должно было помочь мальчику в укреплении мужественности.
А женщины потом
После исполнения 20 лет мальчик наконец становится мужчиной: он идет в армию, подает заявление в сисситию (столовая по интересам из 15 человек) и может жениться. Однако до исполнения 30-ти лет жить со своей женой ему не разрешалось. Единственный способ увидеться – сбежать ненадолго ночью. Все остальное время спартанец должен был проводить со своими собратьями, преломлять с ними хлеб, культивировать братство и всякое прочее.
Измен в древней Спарте не существовало. Если кому-то понравилась женщина, он мог ее просто попросить. Об этом мы и читаем у Плутарха:
Очень мило, учитывая, что потом, по словам того же историка, этих детей обливали вином и швыряли в пропасть.
Только война и никакого образования
Все обучение спартанцев сводилось к тому, чтобы сделать из них суперсолдат, несокрушимых, бессердечных, готовых на все. Обязательная система образования включала в себя минимальный объем знаний и была подчинена одной конкретной цели – воспитание истинных патриотов.
Юношам было запрещено самостоятельно изучать философские и иные науки, чтобы это не привело к брожению в умах и развитию собственного мнения. Излишняя ученость считалась пороком и слабостью.
А вот знанию тактики ведения боя уделялось много времени и сил. Дж. Ф. Лэзенби в своей работе «Спартанская армия» пишет:
Лучше умереть, чем сдаться
Поставить под удар все войско, не выполнить задачу было неприемлемым. Если спартанец умирал естественной смертью, от старости, это считалось постыдным и неправильным, такому гражданину не отдавали почестей и не ставили надгробия на могиле.
Другое дело, если мужчина умирал в бою. Подобная смерть заслуживала оваций, похороны могли происходить прямо на месте гибели со всеми подобающими атрибутами.
Презрение к трусости и бесстрашие в любой ситуации хорошо выражено известной фразой спартанских женщин, которая отлично резюмирует всю культуру целиком:
Суперсолдатом нужно родиться
Спарта не зря вошла в историю как самая жестокая цивилизация из всех когда-либо существовавших. Даже новорожденные дети проходили строгую систему отбора. В слабых младенцах не видели военного потенциала и практически вычеркивали их из жизни. Древнегреческий философ Плутарх в своем произведении «Сравнительные жизнеописания» пишет об этом так:
«Родители не имели власти воспитывать детей своих. Отец приносил младенца вскоре по рождении на место, именуемое «лесха», где сидели всех колен старейшины, которые его тут осматривали. Если находили его крепким и здоровым, то приказывали кормить и уделяли ему одну из десяти тысяч частей земли. Если же он был слаб и безобразен, то отсылали его в так называемые Апофеты, место, исполненное пропастей, близ Тайгета. Они думали, что родившийся слабым и нездоровым не может быть полезным ни себе, ни обществу».
Считается, что около половины рожденных в Спарте детей не доживали до года. Однако археологам удалось опровергнуть созданную Плутархом легенду и снять со спартанцев этот ужасный грех. После раскопок, проведенных в 2000-х годах, выяснилось, что никаких детских останков в районе предполагаемого сброса «неправильных» младенцев обнаружено не было.
Обливание вином и отсутствие родительской любви
Перед тем, как отнести ребенка к старейшинам, его проверяли на прочность сами родители, проводя так называемый винный тест. Вместо воды новорожденного купали в крепком вине. Считалось, что такая процедура укрепляет дух и здоровье младенца. Этим же методом якобы выявлялась склонность к эпилепсии, если малыш во время купания начинал биться в конвульсиях, значит, долго не проживет. Историки же отмечают, что подобным способом совершенно невозможно выявить склонность к эпилепсии.
Дети, которые прошли все отборочные этапы, воспитывались в крайне суровых условиях. В семье было принято игнорировать плач ребенка, а любые проявления любви запрещены и невозможны. Железные методы воспитания так восхищали иноземных гостей, что они частенько приглашали спартанских женщин в свои дома в качестве нянечек.
Военный лагерь после семи лет
После достижения семилетнего возраста мальчиков забирали из семьи и селили в специальных казармах под присмотром надзирателя с кнутом, где начиналось настоящее спартанское воспитание. Такая практика называлась «агогэ» (в переводе «увод»). Дети спали на соломе или крапиве, которую перед этим обдавали кипятком, чтобы она не жгла кожу.
Историк Марк Голден писал:
«Агоге стремился привить солдатские добродетели: силу, выносливость, солидарность».
Группы состояли из 60-ти человек и назывались «илеа». Чтобы снизить чувствительность к боли, мальчиков постоянно пороли. Если во время избиения ребенок кричал, то порка продолжалась до тех пор, пока он не начнинал переносить ее молча. По вечерам учеников заставляли петь песни о войне и участвовать в разных обучающих викторинах, днем они плавали, ездили верхом, танцевали и боролись. Так продолжалось до 16 лет.
Искусство воровать
Во время обучения в военном лагере мальчики получали только самое необходимое. Чтобы быть закаленными и выносливыми, они имели всего одну одежду, в которой ходили круглый год. Обуви у этих ребят не было вообще, так их заставляли двигаться быстрее и не замечать преград.
Пищи им давали достаточно, ведь голодный воин не может быть сильным, но вот разнообразием она не отличалась, никаких дополнительных лакомств не было и подавно. Все остальное подростки добывали воровством. Надзиратели всячески поощряли это занятие. Считалось, что это способствует смекалке и развитию. Но только до тех пор, пока кто-нибудь не попадется. Уличенного воришку жестоко избивали.
Убийство раба
Когда ребенку исполнялось 16 лет, его военная подготовка переходила на новый уровень. Начиналась она с самого страшного ритуала древней Спарты – «Криптии» (в переводе «секретная вещь»). По сути, это была война против спартанских рабов – «илотов». Мальчики должны были спрятаться в лесу до наступления ночи, после чего выйти и убить всех рабов, которые попадутся им на пути.
Таким жестоким способом будущим воинам прививалась скрытность, способность выживать в условиях дикой природы и невосприимчивость к убийству человека. «Это не люди, они как волки» – так предводитель отряда говорил мальчикам, которые не хотели брать в руки оружие.
По словам Аристотеля:
«Каждую осень спартанские эфоры объявляли войну населению илотов, что позволяло им охотиться за головами, не опасаясь наказания. Избранных криптаев затем отправляли в сельскую местность, вооруженных кинжалами, с инструкциями убивать любого илота, которого они встретят».
Так Спарта изобрела свой собственный изощренный геноцид.
Жестокое избиение на публике
Одним из методов воспитания был ежегодный фестиваль «Диамастигосис» (в переводе «избиение плетью»). Юношей ставили перед толпой и пороли бичом до тех пор, пока они могли стоять. Для мальчиков эта пытка была большой честью, они добровольно давали себя истязать, доказывая окружающим, что перед ними не просто обычный человек, а настоящий воин.
Плутарх говорил об этом обряде:
«Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли «диамастигосис», и происходило оно каждый год».
Слухи о необычном состязании быстро вышли за пределы Спарты. Римляне приезжали наблюдать за добровольным истязанием, а сами спартанцы вскоре стали продавать билеты на свой варварский фестиваль.
Первым делом - наставники
В возрасте 16 лет юноша должен был найти себе мужчину постарше, который был его наставником. Такое общение должно было помочь мальчику в укреплении мужественности.
А женщины потом
После исполнения 20 лет мальчик наконец становится мужчиной: он идет в армию, подает заявление в сисситию (столовая по интересам из 15 человек) и может жениться. Однако до исполнения 30-ти лет жить со своей женой ему не разрешалось. Единственный способ увидеться – сбежать ненадолго ночью. Все остальное время спартанец должен был проводить со своими собратьями, преломлять с ними хлеб, культивировать братство и всякое прочее.
Измен в древней Спарте не существовало. Если кому-то понравилась женщина, он мог ее просто попросить. Об этом мы и читаем у Плутарха:
«Если честному человеку приходилась по сердцу чужая жена, плодовитая и целомудренная, он мог попросить ее у мужа, дабы, словно совершив посев в тучной почве, дать жизнь добрым детям, которые будут кровными родичами добрых граждан».
Очень мило, учитывая, что потом, по словам того же историка, этих детей обливали вином и швыряли в пропасть.
Только война и никакого образования
Все обучение спартанцев сводилось к тому, чтобы сделать из них суперсолдат, несокрушимых, бессердечных, готовых на все. Обязательная система образования включала в себя минимальный объем знаний и была подчинена одной конкретной цели – воспитание истинных патриотов.
Юношам было запрещено самостоятельно изучать философские и иные науки, чтобы это не привело к брожению в умах и развитию собственного мнения. Излишняя ученость считалась пороком и слабостью.
А вот знанию тактики ведения боя уделялось много времени и сил. Дж. Ф. Лэзенби в своей работе «Спартанская армия» пишет:
«Вероятно, именно их обучение тактическим маневрам действительно дало спартанским солдатам преимущество на поле боя».
Лучше умереть, чем сдаться
Поставить под удар все войско, не выполнить задачу было неприемлемым. Если спартанец умирал естественной смертью, от старости, это считалось постыдным и неправильным, такому гражданину не отдавали почестей и не ставили надгробия на могиле.
Другое дело, если мужчина умирал в бою. Подобная смерть заслуживала оваций, похороны могли происходить прямо на месте гибели со всеми подобающими атрибутами.
Презрение к трусости и бесстрашие в любой ситуации хорошо выражено известной фразой спартанских женщин, которая отлично резюмирует всю культуру целиком:
«Возвращайся со своим щитом, или не возвращайся вовсе».
Комментариев пока нет