Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
7
Evrocot
На uCrazy 9 лет 8 месяцев
Интересное

История тетриса: кто и где создал самую популярную игру из СССР

Вы, конечно, знаете, где придумали тетрис – в одном из вычислительных центров СССР. В 2024 году легендарная игра отмечает 40-летний юбилей.

История тетриса: кто и где создал самую популярную игру из СССР

Расскажем, кто придумал эту увлекательную головоломку, какие скандалы окружали ее распространение, и как тетрис стал самой популярной игрой начала 2000-х в мире.

Старт тетриса: как все началось

История тетриса: кто и где создал самую популярную игру из СССР

В 1984 году Алексей Пажитнов работал инженером-программистом Вычислительного центра при Академии наук СССР.

Будущий инженер родился в семье гуманитарев. Он происходил из интеллигентной творческой семьи, мать – кинокритик, отец – философ и литературовед. Родители приобщили Алексея к искусству, привили страсть к кино.


Но он выбрал свой путь. Сперва поступил в МАИ. Но после первого курса перешел на мехмат МГУ – у него были прекрасные способности к математике. Поступив на работу в ВЦ АН СССР, Пажитнов занимался искусственным интеллектом и распознаванием речи (и это - в 80е!), а в свободное время писал игры на компьютере «Электроника-60».

Интересный факт. Самый известный саундтрек "Тетриса" — это аранжировка песни "Коробейники" (или "Коробушка"). Кстати, "Коробейники" - не народная песня. Стихи - поэта Николая Некрасова. А мелодию к ней в начале XX века написал композитор Яков Пригожий. Пусть хоть так мы смогли популяризировать русское искусство на Западе.

По словам Алексея, компьютерные игры позволяли преодолеть разрыв между логикой и эмоциями. Другие технологические достижения того времени были уж слишком алгоритмизированы.

На создание игры «Тетрис» его вдохновила головоломка «Пентамино» – популярный в советское время пазл, в которой фигуры из пяти квадратов нужно было собирать в большие формы.

Пример Пентамино

На ее основе он создал «виртуальную» версию на языке Pascal. Количество квадратов сократилось до четырех, а готовые ряды исчезали. Название игра получила от слова «тетрамино» (тетра с греческого – четыре) плюс окончание от слова «теннис». Так получилось абстрактное и звучное название, которое сейчас известно во всем мире.


Потом Пажитнов с помощниками сделал вариант игры на РС, добавил цвета, таблицу результатов. Игра стала популярной в СССР и распространялась на 5,25-дюймовых дискетах, «из рук в руки», естественно, бесплатно. Постепенно она стала известна и в странах соцлагеря.

Бой за тетрис


В Венгерском институте проблем кибернетики в 1986 году сотрудники портировали тетрис на компьютеры Commodore 64 и Apple 2. Там игру увидел англичанин Роберт Штайн и, оценив потенциал, предложил за нее Академии наук СССР 10 000 долларов сразу и 75% прибыли.

Тетрис - топ-1 по популярности компьютерная игра за всю историю. В мире было продано 502 млн ее копий.. На втором месте - Minecraft с 300 млн копий. Забавное совпадение, ведь Minecraft тоже связан с кубиками. Видимо "геометрический" формат - самый понятный и востребованный во всем мире. А вот знаменитая GTA - только на третьем месте.

Тетрис начали готовить к запуску в США. Первые копии игры «из-за железного занавеса» должны были выйти в красной коробке с изображением собора Василия Блаженного, коммунистическими символами, под звук песни «Калинка-малинка».

Изначально "Тетрис" был разработан для советского компьютера "Электроника 60".

Но бюрократическая машина в СССР была очень неповоротливой: каждая телеграмма требовала немало согласований, и переговоры шли долго. В какой-то момент в Москве спохватились, поняли скрытую мощь новой игры – и отказались передать права на условиях Штайна.


В 1987 году игра уже вышла в США фактически как пиратская версия. Она моментально стала популярной, получила множество наград. Новый всплеск произошел в 1989 году, когда "Тетрис" вышел на мобильном игровом устройстве - Game Boy.

На Game Boy тетрис сразу стал хитом

Тогда же появилась шуточная легенда, что русский тетрис – разработка КГБ для развала американской экономики. В Америке все, от офисных клерков до высших чиновников, играли в тетрис вместо работы.


Тогда развернулся настоящий экшен – «битва за тетрис», в котором участвовали международные корпорации. За правами на игру охотились производители приставок и игровых автоматов. Тогда права принадлежали организации «Элорг» – одной из структур Академии наук СССР. Между компаниями Nintendo и Atari Games шли суды, и дело было окружено интригами и разбирательствами. Дошло даже до того, что медиамагнат Роберт Максвелл, который был вхож в высшие политические круги СССР, звонил Горбачеву с требованием передать права его компании.

Позже тетрис стал одной из самых популярных игр всех времен. Только компания Nintendo заработала на нем по разным оценкам от 2 до 3 млрд долларов. К фантастическим тиражам тетриса пока не удалось никому приблизиться.

Судьба Алексея Пажитнова

Сам автор не получал никаких выплат за созданный им бестселлер до 1996 года, когда к нему вернулись права на игру, переданные на 10 лет «Элоргу».

Кадр из фильма "Тетрис"

В 1989 году Пажитнов создал студию AnimaTek по разработке логических игр. В 1991 году переехал в Сан-Франциско, а в 1993 перебрался с семьей в Сиэтл. Всю свою жизнь он продолжал создавать игры. С 1996 по 2005 годы работал в Microsoft, где создал проект с маленькими онлайн-головоломками – предшественник MSN Games, знаменитую игру Pandora’s Box («Ящик Пандоры»), в которой было около 350 головоломок.


После возвращения прав создатель тетриса основал компанию The Tetris Company со штаб-квартирой на Гавайях и до сих пор живет в США. Пажитнов женат, в его семье родилось двое сыновей. В 2017 году его 31-летний сын Дмитрий трагически погиб в горнолыжном происшествии.

Тетрис сегодня

Тетрис стал не просто игрой, но и культурным феноменом. По словам Алексея Пажитнова «Тетрис оказался таким феноменом культуры, потому что в то время людям было не во что играть. Других таких хороших игр для взрослых не существовало».

В 2023 году на Apple TV+ вышел фильм «Тетрис», посвященный культовой игре-головоломке, которая завоевала весь мир. Главную роль сыграл актер Никита Ефремов.


Игра стала объектом исследований, и многие исследователи приходили к выводу, что тетрис помогает от депрессии, улучшает пространственное мышление, тренирует внимание, снижает эффект от аддикции (то есть - пагубные привычки и зависимости). Игра даже помогает переключиться и снять стресс.

Сейчас "Тетрис" иногда используют, как учебный инструмент для развития пространственного мышления и логики.


Когда появилась игровая индустрия мобильных телефонов, игры типа тетрис ничуть не потеряли свою популярность. Есть множество различных версий тетриса: 3D, 4D, с физикой, от первого лица. При этом везде суть игры остается такой же – расставлять блоки в ряд так, чтобы собирать горизонтальные линии, которые исчезают, и не допускать заполнение поля до верха. Это значит, что оригинальное творение было простым и гениальным, не зависимым от времени, и мир тетриса все еще продолжает развиваться.

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

Тетрис, СССР
все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии3
  1. Водаврот
    На uCrazy 18 лет 9 месяцев
    Про него даже фильм есть, весьма интересный
  2. Faaker
    На uCrazy 4 месяца 6 дней
    СССр развалился,
    основатель игры - вовремя сбежал с США.. молодец, живет как человек.
    мы тут тухнем
  3. Nika Nika
    На uCrazy 6 месяцев 6 дней
    да ты уже протух и воняешь

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}