От зарождения до упадка: история и актуальность юмора «Крокодила»
Сегодня мы поговорим про «родителя» современных комиксов – знаменитый журнал «Крокодил». Который первым в советском союзе заставлял читателей смеяться от острот ярких картинок.
Легендарный журнал начал свою жизнь в 1922 году, и был лишь приложением к «Рабочей газете». Поначалу этот «аппендикс» даже не имел своего названия, но со временем количество юмора, а значит и страниц в приложении выросло, и появилась идея сделать из него полноценный, самостоятельный журнал.
О том, как появилось название «Крокодил» - доподлинно неизвестно. Существует несколько версий. По воспоминаниям карикатуриста Бориса Ефимова, смешное название предложил молодой журналист Сергей Гессен под общий смех коллег.
По второй версии – имя журнала придумала уборщица редакции, которая как-то назвала сотрудников – крокодилами, за то, что те натоптали на полу грязными ботинками. А эти самые сотрудники не только не обиделись на обзывательство, да возьми – и назови им целый журнал!
Третий вариант – название было позаимствовано у одноименного сатирического журнала из Одессы, который просуществовал всего два года, и на тот момент давно уже был забыт читателями.
«Крокодил» довольно быстро стал самостоятельным, а вскоре перешёл под покровительство могущественного издания «Правда». Тогда-то журнал и развернулся во всю мощь. Он стал неким медиахолдингом, потому что выходил в пяти уникальных вариантах: общесоюзный, московский, ленинградский, урало-сибирский, украинский. Каждый из которых отображал болевые точки конкретного региона.
Журнал освещал все ключевые сатирические темы и работал быстрее новостных газет! Только случалось какое-то событие, в «Крокодиле» тут же шутили на эту тему. Вначале журнал высмеивал белоэмигрантов, затем навострил свои вилы на пьяниц и халтурщиков. Доставалось и интеллигентам, которые тяготели к буржуазному образу жизни. Журнал был наполнен карикатурами на бытовые и политические темы.
Резко сменилась тематика журнала в годы Великой Отечественной войны. Тогда его страницы полностью заполнил материал о защите Родине и фашистских захватчиках. И всё бы прекрасно, но такая сильная агитация смутила даже высокопоставленное руководство страны, и журналу был сделан выговор за «однобокость».
Кажется, главным девизом «Крокодила» на протяжении всей его советской истории была фраза: «Все должны работать много и честно». В Каждом выпуске журнал боролся с бюрократической волокитой, казнокрадством и лаботрясничеством. Журнал так же стал мощным мотиватором для советских заводов и фабрик. Ведь те производства, кто часто допускал брак, или не выполняли план, попадали на «доску позора» - на страницах «Крокодила».
Художественное качество карикатур и статей журнала было очень высоким. Еще бы – ведь он сотрудничал с лучшими писателями и художниками. Михаил Зощенко, Илья Ильф, Евгений Петров, Владимир Маяковский… и это далеко неполный список мастеров пера того времени, кто приложил свою руку к материалам великого «Крокодила».
Увы, до нашего времени журнал недожил. Одни считают, что его сгубило упавшее качество публикуемого, другие уверены – что проблема в банальной нехватке финансирования. Так или иначе, в 2008 году вышел последний выпуск самого «зубастого» сатирического журнала страны.
О том, как появилось название «Крокодил» - доподлинно неизвестно. Существует несколько версий. По воспоминаниям карикатуриста Бориса Ефимова, смешное название предложил молодой журналист Сергей Гессен под общий смех коллег.
По второй версии – имя журнала придумала уборщица редакции, которая как-то назвала сотрудников – крокодилами, за то, что те натоптали на полу грязными ботинками. А эти самые сотрудники не только не обиделись на обзывательство, да возьми – и назови им целый журнал!
Третий вариант – название было позаимствовано у одноименного сатирического журнала из Одессы, который просуществовал всего два года, и на тот момент давно уже был забыт читателями.
«Крокодил» довольно быстро стал самостоятельным, а вскоре перешёл под покровительство могущественного издания «Правда». Тогда-то журнал и развернулся во всю мощь. Он стал неким медиахолдингом, потому что выходил в пяти уникальных вариантах: общесоюзный, московский, ленинградский, урало-сибирский, украинский. Каждый из которых отображал болевые точки конкретного региона.
Журнал освещал все ключевые сатирические темы и работал быстрее новостных газет! Только случалось какое-то событие, в «Крокодиле» тут же шутили на эту тему. Вначале журнал высмеивал белоэмигрантов, затем навострил свои вилы на пьяниц и халтурщиков. Доставалось и интеллигентам, которые тяготели к буржуазному образу жизни. Журнал был наполнен карикатурами на бытовые и политические темы.
Резко сменилась тематика журнала в годы Великой Отечественной войны. Тогда его страницы полностью заполнил материал о защите Родине и фашистских захватчиках. И всё бы прекрасно, но такая сильная агитация смутила даже высокопоставленное руководство страны, и журналу был сделан выговор за «однобокость».
Кажется, главным девизом «Крокодила» на протяжении всей его советской истории была фраза: «Все должны работать много и честно». В Каждом выпуске журнал боролся с бюрократической волокитой, казнокрадством и лаботрясничеством. Журнал так же стал мощным мотиватором для советских заводов и фабрик. Ведь те производства, кто часто допускал брак, или не выполняли план, попадали на «доску позора» - на страницах «Крокодила».
Художественное качество карикатур и статей журнала было очень высоким. Еще бы – ведь он сотрудничал с лучшими писателями и художниками. Михаил Зощенко, Илья Ильф, Евгений Петров, Владимир Маяковский… и это далеко неполный список мастеров пера того времени, кто приложил свою руку к материалам великого «Крокодила».
Увы, до нашего времени журнал недожил. Одни считают, что его сгубило упавшее качество публикуемого, другие уверены – что проблема в банальной нехватке финансирования. Так или иначе, в 2008 году вышел последний выпуск самого «зубастого» сатирического журнала страны.
Комментарии4