Как возникли слова «можно» и «нельзя» и как «нельзя» превратить в «можно»
Было в древнерусском языке слово «льга» – «свобода». Его следы хорошо видны в слове «льгота» (разрешение, поблажка). А ещё от слова «льга» образовались современные слова «польза» (исторически – «польга») и «лёгкий».
Выходит, «лёгкий» – это «свободный»? Совершенно верно! Любое дело даётся легче, если занимаешься им свободно – не «из-под палки», а потому что интересно.
А теперь смотрите, как интересно получается... Форма дательного падежа («кому? чему?») у этого слова была «льзѣ» («льзе»). То есть «нельзя» – «нет свободе!»...
А как возникло слово «можно»?
Тоже очень просто. Было древнерусское слово «мога», или «можа». От него произошли слова «мощь», «подмога», «невмоготу» и «можно». Догадываетесь, что значило «мога»? «Сила»! Таким образом, «можно» переводится с древнерусского на современный как…
Лучик: «Да пребудет с тобою сила!»
Ну да, примерно так. Много лет назад в нашей стране была очень популярна шуточная сценка, которую часто показывали по телевизору. Её разыгрывали два клоуна. Один другому всё время всё запрещал, говорил «Низ-зя» и «Ай-яй-яй». Второй клоун его сначала слушался, а потом «взбунтовался» и стал кричать: «Льзя-а-а-а!» Взрослые дяденьки и тётеньки очень смеялись.
Лучик: Ну и чего тут смешного?
Понимаешь, когда люди смотрели эту сценку, они представляли, что первый клоун – это государство, которое всё запрещает, а второй клоун – это они, зрители, народ. Они мечтали о свободе, понимаешь? Вот и смеялись. Радовались, что «льзя».
Лучик: А это хорошо – смеяться над государством?
Крит Критыч: А вы учителей не передразниваете?.. Люди тогда думали так: «льзя» – хорошо, «нельзя» – плохо. Но они чуть-чуть ошибались...
Подумай: хорошо ли будет жить в мире, где всё «льзя»? Абсолютно всё? Ковырять в носу, не мыть руки перед едой, раздавать тумаки прохожим, лгать, бездельничать, воровать?
Понятно, что в мире должны существовать и «нельзя», и «можно». Но легко ли им ужиться друг с другом? На первый взгляд – всё просто: вот тут «нельзя», а тут «можно», так делай, а так не делай… Но жизнь сложна, её не разделишь, как лист бумаги, на два столбика!
Знаешь, что такое культура?
Лучик: Ну, это правила поведения всякие…
Верно. И не только за столом в гостях, а вообще – в жизни. Давайте для простоты представим, что мы первобытные люди. Наша культура пока проста: вот эти ягоды и корешки есть можно, а эти нельзя, они ядовиты. Но вот пришли чужие воинственные племена и вытеснили нас за пределы привычной нам среды обитания. Или мы сами забрели куда-то далеко. А здесь корешки и ягоды совсем другие! Непривычные, нам незнакомые… А привычных, знакомых нет – не растут! Что делать? Можно или нельзя? С одной стороны, наша культура нам говорит: «Нельзя! Незнакомое не ешь!» А с другой – что ж теперь, с голоду помирать? Значит, придётся пробовать… Нарушать запрет! И что произойдёт в результате нарушения запрета? Люди получат новые знания.
Марь Иванна: Это называется «эксперимент».
Да! А что такое эксперимент? Эксперимент – это когда «раньше так не делали». Никогда люди не плавали в Китай и Индию через Атлантический океан, а Колумб попробовал… «Не по правилам!» Кстати, его эксперимент, можно сказать, провалился – ведь ни до Китая, ни до Индии он не доплыл. Но зато открыл Америку – Новый Свет!
«Так не делают, а я попробую!» Именно таким путём развивается человеческая культура. Начинается она всегда с запрета: так не делай! А продолжается – нарушением этого запрета.
Как мы ходим? Двумя ногами: шаг левой, шаг правой. Так и культура движется: нельзя, можно, нельзя, можно…
Лучик: Понял, понял…
Крит Критыч: Погоди, торопыга, ничего ты ещё не понял. Я ещё главного не сказал. Чем больше в человеке «не льги», несвободы, тем меньше в нём «моги» – силы. Энтузиазма. Творческого начала. Изобретательности. Да просто желания что-то делать.
Вот сегодня многие говорят: давайте всюду поставим камеры, которые будут следить за людьми: кто куда пошёл, кто чем занят, кто хорошо работает, а кто плохо… Уже есть компьютерные программы, которые способны по лицу человека определить, например, слушает он в классе учительницу или «в облаках витает»! Прилежных будем поощрять, а лентяев наказывать… Но если человек, слушая учительницу, задумался о своём, это ведь не обязательно значит, что он ленится! А может, он сейчас открытие делает? Или просто вспоминает что-то такое, что он уже знает, читал, слышал по теме урока? Это называется «творческий процесс»! А компьютер посчитает, что он ленится, и снизит ему оценку по предмету или за поведение. И «не пустит» его в университет – раз оценка плохая…
Так «дисциплина и порядок» (система запретов и принуждения) будет шаг за шагом искоренять в людях творческое начало. И с обществом будет происходить – что? Оно будет деградировать. Чем больше «нельзя», тем меньше силы, помнишь?
Лучик: Я помню, помню. А как тренировать свободу? Ну, чтобы быть сильным?
Крит Критыч: Хм… Ну, если хочешь, расскажу… А пока давайте запомним две вещи.
Первая: «слушаться» важно и нужно, пока учишься, набираешься опыта. Пока другие что-то знают и умеют лучше тебя, их надо «слушаться». Но наступает момент, когда тебе хочется шагнуть дальше тех, кого ты привык слушаться…
И второй момент, самый важный. Слушаться нужно тех, кто желает тебе добра, а не тех, кому на тебя плевать. А если будешь слушаться жуликов или врагов, это будет уже глупость или трусость! А может, и предательство…
А теперь о том, как «натренировать свободу». К свободе есть два пути, два способа. Первый называется «Воспитываем родителей», а второй – «Способ Диогена».
Итак, способ первый. Почему детям ничего не разрешают? Потому что боятся, что они «натворят дел». Станут мыть посуду – разобьют стакан. Останутся одни дома – устроят пожар. Пойдут гулять без присмотра – попадут под машину… В общем, взрослые детям не доверяют. А что нужно делать, чтобы они доверяли? Их нужно воспитывать.
Да-да, не смейтесь! Не только взрослые влияют на детей, дети на них тоже влияют. Только воспитывать взрослых надо не словами (как они детей), а поступками. Тогда они не заметят, что их воспитывают, и воспитание лучше подействует. Например, если вы идёте гулять со взрослым, не ждите, что он возьмёт вас за руку, переходя через дорогу, а сами его возьмите. И при этом говорите (как будто про себя, но так, чтобы взрослый слышал):
– Так, сначала смотрим налево… потом направо…
А если кто-то рядом с вами переходит дорогу на красный свет (ваш взрослый никогда так не сделает, правда?), обязательно поворчите: дескать, так делать нельзя и вы бы ни за что так не сделали.
Дома, когда вам дают поручение полить цветы, или вымыть посуду, или сбегать за продуктами в магазин, не надо говорить «угу» и забывать об этом поручении навсегда. Надо мысленно произносить кодовые слова, которые придадут вам сил (например, «Воспитываю родителей!») и, стиснув зубы, тут же, немедленно, оторваться от своего важного и приятного занятия, пойти и сделать. А потом спросить: «Мам!.. А что ещё нужно сделать?» Взрослый чем-то занят – подойти и спросить: «Помочь»?
Лучик: В общем, стать рабом лампы…
Нет! Раб ведёт себя хорошо, потому что его заставили, потому что боится. А у тебя есть цель – ты взрослых воспитываешь. И уверяем тебя, это отличный способ! Взрослые увидят, что ты человек ответственный, и станут тебе больше доверять, а значит – и разрешать. Вот она, свобода!
Лучик: Хм… Ну, а «способ Диогена»?
Этот способ сложный и опасный...
Диоген – это древнегреческий философ. Рассказывают, что однажды, когда он сидел на земле и предавался размышлениям, к нему подошёл сам великий император Александр Македонский со своей свитой. Александр был властителем всей Греции и ещё половины мира! Он сказал:
– Я наслышан о твоей мудрости, старик. Можешь просить у меня всё, что хочешь!
– Отойди, ты загораживаешь мне солнце, – попросил Диоген…
Вскоре после этого Диоген собрался обедать. Весь его обед состоял из хлеба и чечевицы. Слуги Александра сказали ему:
– Научись угождать нашему господину, и ты будешь есть не только чечевицу.
– Научитесь есть чечевицу, и вам не придётся угождать вашему господину, – ответил Диоген.
Поняли, в чём хитрость? Диогену ни от кого ничего не было нужно. Поэтому он чувствовал себя совершенно свободным. Но, если вам всё-таки что-то нужно от других людей (а это, скорее всего, так), вам лучше использовать первый способ.
А теперь смотрите, как интересно получается... Форма дательного падежа («кому? чему?») у этого слова была «льзѣ» («льзе»). То есть «нельзя» – «нет свободе!»...
А как возникло слово «можно»?
Тоже очень просто. Было древнерусское слово «мога», или «можа». От него произошли слова «мощь», «подмога», «невмоготу» и «можно». Догадываетесь, что значило «мога»? «Сила»! Таким образом, «можно» переводится с древнерусского на современный как…
Лучик: «Да пребудет с тобою сила!»
Ну да, примерно так. Много лет назад в нашей стране была очень популярна шуточная сценка, которую часто показывали по телевизору. Её разыгрывали два клоуна. Один другому всё время всё запрещал, говорил «Низ-зя» и «Ай-яй-яй». Второй клоун его сначала слушался, а потом «взбунтовался» и стал кричать: «Льзя-а-а-а!» Взрослые дяденьки и тётеньки очень смеялись.
Лучик: Ну и чего тут смешного?
Понимаешь, когда люди смотрели эту сценку, они представляли, что первый клоун – это государство, которое всё запрещает, а второй клоун – это они, зрители, народ. Они мечтали о свободе, понимаешь? Вот и смеялись. Радовались, что «льзя».
Лучик: А это хорошо – смеяться над государством?
Крит Критыч: А вы учителей не передразниваете?.. Люди тогда думали так: «льзя» – хорошо, «нельзя» – плохо. Но они чуть-чуть ошибались...
Подумай: хорошо ли будет жить в мире, где всё «льзя»? Абсолютно всё? Ковырять в носу, не мыть руки перед едой, раздавать тумаки прохожим, лгать, бездельничать, воровать?
Понятно, что в мире должны существовать и «нельзя», и «можно». Но легко ли им ужиться друг с другом? На первый взгляд – всё просто: вот тут «нельзя», а тут «можно», так делай, а так не делай… Но жизнь сложна, её не разделишь, как лист бумаги, на два столбика!
Знаешь, что такое культура?
Лучик: Ну, это правила поведения всякие…
Верно. И не только за столом в гостях, а вообще – в жизни. Давайте для простоты представим, что мы первобытные люди. Наша культура пока проста: вот эти ягоды и корешки есть можно, а эти нельзя, они ядовиты. Но вот пришли чужие воинственные племена и вытеснили нас за пределы привычной нам среды обитания. Или мы сами забрели куда-то далеко. А здесь корешки и ягоды совсем другие! Непривычные, нам незнакомые… А привычных, знакомых нет – не растут! Что делать? Можно или нельзя? С одной стороны, наша культура нам говорит: «Нельзя! Незнакомое не ешь!» А с другой – что ж теперь, с голоду помирать? Значит, придётся пробовать… Нарушать запрет! И что произойдёт в результате нарушения запрета? Люди получат новые знания.
Марь Иванна: Это называется «эксперимент».
Да! А что такое эксперимент? Эксперимент – это когда «раньше так не делали». Никогда люди не плавали в Китай и Индию через Атлантический океан, а Колумб попробовал… «Не по правилам!» Кстати, его эксперимент, можно сказать, провалился – ведь ни до Китая, ни до Индии он не доплыл. Но зато открыл Америку – Новый Свет!
«Так не делают, а я попробую!» Именно таким путём развивается человеческая культура. Начинается она всегда с запрета: так не делай! А продолжается – нарушением этого запрета.
Как мы ходим? Двумя ногами: шаг левой, шаг правой. Так и культура движется: нельзя, можно, нельзя, можно…
Лучик: Понял, понял…
Крит Критыч: Погоди, торопыга, ничего ты ещё не понял. Я ещё главного не сказал. Чем больше в человеке «не льги», несвободы, тем меньше в нём «моги» – силы. Энтузиазма. Творческого начала. Изобретательности. Да просто желания что-то делать.
Вот сегодня многие говорят: давайте всюду поставим камеры, которые будут следить за людьми: кто куда пошёл, кто чем занят, кто хорошо работает, а кто плохо… Уже есть компьютерные программы, которые способны по лицу человека определить, например, слушает он в классе учительницу или «в облаках витает»! Прилежных будем поощрять, а лентяев наказывать… Но если человек, слушая учительницу, задумался о своём, это ведь не обязательно значит, что он ленится! А может, он сейчас открытие делает? Или просто вспоминает что-то такое, что он уже знает, читал, слышал по теме урока? Это называется «творческий процесс»! А компьютер посчитает, что он ленится, и снизит ему оценку по предмету или за поведение. И «не пустит» его в университет – раз оценка плохая…
Так «дисциплина и порядок» (система запретов и принуждения) будет шаг за шагом искоренять в людях творческое начало. И с обществом будет происходить – что? Оно будет деградировать. Чем больше «нельзя», тем меньше силы, помнишь?
Лучик: Я помню, помню. А как тренировать свободу? Ну, чтобы быть сильным?
Крит Критыч: Хм… Ну, если хочешь, расскажу… А пока давайте запомним две вещи.
Первая: «слушаться» важно и нужно, пока учишься, набираешься опыта. Пока другие что-то знают и умеют лучше тебя, их надо «слушаться». Но наступает момент, когда тебе хочется шагнуть дальше тех, кого ты привык слушаться…
И второй момент, самый важный. Слушаться нужно тех, кто желает тебе добра, а не тех, кому на тебя плевать. А если будешь слушаться жуликов или врагов, это будет уже глупость или трусость! А может, и предательство…
А теперь о том, как «натренировать свободу». К свободе есть два пути, два способа. Первый называется «Воспитываем родителей», а второй – «Способ Диогена».
Итак, способ первый. Почему детям ничего не разрешают? Потому что боятся, что они «натворят дел». Станут мыть посуду – разобьют стакан. Останутся одни дома – устроят пожар. Пойдут гулять без присмотра – попадут под машину… В общем, взрослые детям не доверяют. А что нужно делать, чтобы они доверяли? Их нужно воспитывать.
Да-да, не смейтесь! Не только взрослые влияют на детей, дети на них тоже влияют. Только воспитывать взрослых надо не словами (как они детей), а поступками. Тогда они не заметят, что их воспитывают, и воспитание лучше подействует. Например, если вы идёте гулять со взрослым, не ждите, что он возьмёт вас за руку, переходя через дорогу, а сами его возьмите. И при этом говорите (как будто про себя, но так, чтобы взрослый слышал):
– Так, сначала смотрим налево… потом направо…
А если кто-то рядом с вами переходит дорогу на красный свет (ваш взрослый никогда так не сделает, правда?), обязательно поворчите: дескать, так делать нельзя и вы бы ни за что так не сделали.
Дома, когда вам дают поручение полить цветы, или вымыть посуду, или сбегать за продуктами в магазин, не надо говорить «угу» и забывать об этом поручении навсегда. Надо мысленно произносить кодовые слова, которые придадут вам сил (например, «Воспитываю родителей!») и, стиснув зубы, тут же, немедленно, оторваться от своего важного и приятного занятия, пойти и сделать. А потом спросить: «Мам!.. А что ещё нужно сделать?» Взрослый чем-то занят – подойти и спросить: «Помочь»?
Лучик: В общем, стать рабом лампы…
Нет! Раб ведёт себя хорошо, потому что его заставили, потому что боится. А у тебя есть цель – ты взрослых воспитываешь. И уверяем тебя, это отличный способ! Взрослые увидят, что ты человек ответственный, и станут тебе больше доверять, а значит – и разрешать. Вот она, свобода!
Лучик: Хм… Ну, а «способ Диогена»?
Этот способ сложный и опасный...
Диоген – это древнегреческий философ. Рассказывают, что однажды, когда он сидел на земле и предавался размышлениям, к нему подошёл сам великий император Александр Македонский со своей свитой. Александр был властителем всей Греции и ещё половины мира! Он сказал:
– Я наслышан о твоей мудрости, старик. Можешь просить у меня всё, что хочешь!
– Отойди, ты загораживаешь мне солнце, – попросил Диоген…
Вскоре после этого Диоген собрался обедать. Весь его обед состоял из хлеба и чечевицы. Слуги Александра сказали ему:
– Научись угождать нашему господину, и ты будешь есть не только чечевицу.
– Научитесь есть чечевицу, и вам не придётся угождать вашему господину, – ответил Диоген.
Поняли, в чём хитрость? Диогену ни от кого ничего не было нужно. Поэтому он чувствовал себя совершенно свободным. Но, если вам всё-таки что-то нужно от других людей (а это, скорее всего, так), вам лучше использовать первый способ.
Комментариев пока нет