Токийский мессия: история секты Аум Синрикё
Автор: Дима Шуман.
28 июня 2000 года отделением ФСБ во Владивостоке был задержан (по официальной версии - сам явился с повинной) некто Дмитрий Сигачев. Следствие установило, что вместе с двумя сообщниками он планировал угнать морскую яхту, незаконно пробраться в Японию и развернуть там неограниченную террористическую войну. Для этого было закуплено оружие (автомат Калашникова, несколько пистолетов ТТ, гранаты) и изготовлено 7 взрывных устройств. Бомбы планировали разместить в людных местах в различных городах Японии, чтобы добиться максимального количества жертв. Всё это Сигачев делал во имя высшей цели — добиться от японских властей освобождения своего гуру, Духа Истины, воплощения бога Шивы, токийского Христа, Спасителя мира и великого учителя - Сёко Асахары, главы секты «Аум синрикё».
Будущий великий учитель, тогда еще Тидзуо Мацумото, родился в 1955 году четвертым ребенком в бедной семье плетельщика циновок. С раннего детства у него развилась глаукома, из-за чего он стал полностью слепым на левый глаз и частично на правый. Родителям удалось пристроить Тидзуо в специальную школу для детей с ослабленным зрением. Там он, помимо учебы, неплохо зарабатывал, прислуживая как поводырь для совсем ослепших учеников, на практике воплощая известную поговорку про одноглазого в царстве слепых.
После школы Тидзуо мечтал стать врачом, однако с поступлением не задалось (карьера врача в Японии вообще не для слабых духом). Поэтому он самостоятельно начал изучать акупунктуру, травничество и прочую «народную» медицину и вскоре открыл собственную аптеку. Благо на дворе стояли 70е и общество интересовалось всякими неофициальными и «традиционными» практиками. Но бизнес прожил недолго — в 1982 году аптеку прикрыли за нелицензионную торговлю лекарственными препаратами, а самому Мацумото вкатили крупный штраф на 200 000 иен (примерно 1300 долларов США). Бизнес прогорел и Тидзуо, который к тому времени уже обзавелся семьей, оказался на грани разорения. Именно в этот период он начинает плотно интересоваться религиозными вопросами и разной эзотерикой. В 1984 году он впервые сформулировал основы своего учения, открыл зал для медитаций, сменил имя на Асахара Сёко и начал активно привлекать адептов.
С августа 1989 года объединение «Аум синрикё» (переводится примерно как «Учение абсолютной истины») приобрело известность в Японии и было зарегистрировано в качестве религиозной организации. Секта активно вкладывалась в средства массовой информации, покупала рекламу на радио и телевидении, а в 1991 году даже заказала производство агитационного аниме-сериала (гуглим Chouetsu Sekai).
Организация привлекала такое впечатляющее число молодых студентов из японских элитных университетов, что получила второе название — «религия для элит». Благодаря мощному притоку новых адептов и пожертвований учение «Аум Синрикё» стало глубже проникать в структуру японского общества, находя последователей и сочувствующих на всех уровнях социальной пирамиды, вплоть до очень высоких кругов, в том числе в полиции и армии. На пике своего могущества в организации только официально состояло около 50 000 человек. Секта напрямую и через «прокладки» активно скупала недвижимость и земельные участки, открывала свои отделения по всей Японии и даже за границей.
Особенно мощную поддержку «Аум Синрикё» нашла в России, удачно вписавшись в атмосферу краха советского материализма и «лихих 90х». Весной 1992 года Сёко Асахара посетил Россию и встречался с рядом политических и религиозных деятелей, а также выступал перед студентами в МГУ, МГИМО и Бауманке. Его визит сопровождался мощнейшей рекламной кампанией, в первые месяцы своей деятельности «Аум Синрикё» вложила около миллиона долларов в рекламу на радио и получасовую еженедельную передачу на канале 2х2. В июле 1992 года «Аум синрикё» была официально зарегистрирована Министерством юстиции РФ. Деятельность секты активно и вряд ли бесплатно лоббировал секретарь СовБеза РФ Олег Лобов. К этому имени мы еще вернемся.
Чем же было так привлекательно это учение? Ведь на деле теологическая доктрина «Аум Синрикё» представляет собой настолько лютое варево из различных религий, что аж обои отклеиваются. За основу взят буддизм с идеей достижения просветления через различные духовные и телесные практики, раскрытия «спящей духовной энергии» (кундалини) и получения таким образом сверхчеловеческих возможностей. При этом в секте почитались и божества даосизма. Сам Асахара Сёко считался воплощением бога Шивы (впрочем, как и всех остальных божеств) и якобы обладал властью распространять свои божественные силы на своих последователей. Ритуалы секты активно заимствовались из тантризма и йоги. Кое-что натаскали из индуизма и ламаизма. Из христианства была взята идея искупления через жертву, общей греховности мира и близкого апокалипсиса. Всё это было щедро приправлено старой доброй конспирологией, всемирным заговором, антиглобализмом и жидоедством. Вкратце, согласно учению «Аум Синрикё», погрязшее в грехах человечество в самое ближайшее время будет очищено огнем ядерного апокалипсиса, пережить который смогу только «просветленные» (угадайте кто). Они же и построят на руинах старого мира Шамбалу, новое общество добра и справедливости. Под чутким руководством великого учителя Асахары, само собой.
Казалось бы такая мешанина должна вызывать отторжение у любого худо-бедно думающего человека. Но ВНЕЗАПНО именно за счет универсальности она и привлекала в свои ряды самых разных людей. Любителей мистики и эзотерики привлекали идеи просветления, очищения, ритуалы и таинственная атмосфера секты. Людей с низкой самооценкой, властолюбивых и неудачников по жизни затягивала возможность быстрого роста в рядах секты, получение сверхспособностей и будущая перспектива владычества над миром после апокалипсиса. Совсем уж приземленные циники были не прочь прямо здесь и сейчас использовать в своих интересах связи и влияние секты. В итоге доктрина «Аум Синрикё»затрагивала интересы огромного количества людей, каждый из которых приходил туда за чем-то своим, а потом... Ну вы же понимаете, не затем создаются тоталитарные секты, чтобы из них можно было просто так выйти.
Внутреннее административное устройство «Аум Синрикё» представляло собой классическую иерархическую пирамиду. На самой вершине, разумеется, был лично сам Асахара Сёко, «кормчий наш и рулевой», живой бог, абсолютная истина и непререкаемый авторитет для своих последователей.
Ниже шел круг ближайших соратников, своеобразное правительство. Тут имелся свой «министр здоровья» (отвечал за социальные вопросы), «министр строительства» (финансы и недвижимость), «министр толкования» (религиозные вопросы), «министр внутренних дел духовного императора» (по сути — охранка и силовые структуры), каждый со своим штатом. Помимо решения текущих вопросов деятельности секты эти люди должны были с началом апокалипсиса заменить действующее правительство Японии. Всего в секте имелось 20 ступеней, двигаясь по которым адепт приближался к своему гуру, причем как духовно, так и физически. Новообращенный получал фото Асахары, затем его портрет, большой портрет и, наконец, личное прикосновение, дарующее очищение и прощение всех грехов. Продвижение по иерархии осуществлялось путем набора условных «баллов». Да-да, Асахара начал применять этот ваш социальный рейтинг (миска рис и сектант-жена в подарок) до того, как это стало мейнстримом. Баллы начислялись за пожертвования, а также за деятельность в интересах секты, от раздачи листовок до... Впрочем, этого «до» мы подробно коснемся позже. Постоянный набор баллов и перспектива «левел-апа» создавали у адептов иллюзию непрерывного движения к успеху и буквально подсаживали на эту систему, прям как в какой-нибудь гача-ММО. Существовал и своеобразный «донат» - те из адептов, кто распродавал свое имущество и передавал секте вырученные средства, мог проскочить несколько ступеней, поселиться в особом общежитии и сразу считаться «избранным». При этом обязательно составлялся документ, по которому средства передавались в секту безусловно — даже выйдя из нее адепт уже не мог хоть что-то вернуть обратно.
На каждого новообращенного заводилось подробное компьютерное досье и присваивался личный номер. В «Аум Синрикё» вообще очень котировались достижения прогресса, одной статей дохода секты были магазины компьютерной техники. Ежедневные ритуалы сектантов включали многочасовые медитации под особую музыку и поклонение алтарю с изображением Асахары, членов его семьи и «правительства». Каждый раз при переходе на новый уровень проводился обряд инициации, «крещение огнем и духом», в ходе которого адепт проходил различные испытания. По сути это были процедуры, направленные на то, чтобы лишить человека остатков рационального мышления, вызвать галлюцинации и ощущение экстаза. Активно применялись вещества (осуждаем), жесткий пост, подвешивание вниз головой, лишение сна, чувственная депривация (испытуемого могли на неделю закрыть в темной и звуконепроницаемой комнате), некоторые адепты упоминали также испытание «шлемом спасения», по описанию подозрительно похожему на электрошоковую терапию, популярную в психиатрических клиниках в середине 20 века. Любую информацию о ритуалах секты, разумеется, было запрещено разглашать непосвященным.
Несколько лет «Аум Синрикё» успешно набирала силу, в 1990 году Асахара и 24 других члена секты даже баллотировались в Палату представителей Парламента Японии, впрочем безуспешно. Провал на выборах, разумеется, был объявлен происками тайного масонского правительства. Тем временем «Аум Синрикё» столкнулась с проблемой всех сект апокалиптического характера. Конец света, вокруг которого строилась вся идеология, как-то... задерживался. Имелись проблемы и более прозаические. Японское общество всё активнее сопротивлялось распространению секты. Людей «почему-то» не устраивало, что их родные и близкие передают все свои средства и имущество непонятному «гуру», после чего или исчезают в недрах «ашрамов» (общежитий) секты или становятся похожими на живых зомби. Полицейские участки были завалены заявлениями родственников, стали появляться различные общественные объединения против деятельности секты, жители городов, особенно в глубинке, начали выходить на пикеты и демонстрации, протестуя против открытия региональных отделений «Аум Синрикё». Деньги, связи и отсутствие внятного законодательства против тоталитарных сект пока защищали Асахару и его последователей, но было ясно, что долго так продолжаться не будет. И сектанты пошли в наступление.
С 1993 года риторика Асахары становится всё агрессивнее и истеричнее. В зданиях секты тайно обустраиваются оружейные мастерские. В России были незаконно закуплены несколько автоматов Калашникова для изучения и запуска собственного производства. Но основная ставка делалась на биологическое и химическое оружие. Сначала сектанты попытались выделить и распылить возбудители ботулизма, но без понимания технологического процесса ничего путного из этого, к счастью, не вышло. А вот на химическом фронте их ждал успех. Позже Икуо Хаяси, «министр здоровья», даст показания, что технологическая документация для производства отравляющего газа зарина была закуплена за 80 000 долларов в России при непосредственном посредничестве упомянутого выше Олега Лобова. Как ни странно, российских правоохранителей вообще не заинтересовала информация, о том, что член правительства РФ поставляет химическое оружие террористам. Расследования не было, представители ФСБ ограничились публичным заявлением в духе «такого не могло быть, потому что не могло быть никогда». Что ж, это были лихие 90е, каждый зарабатывал как умел.
Как бы то ни было, производство зарина было налажено. Химикаты и необходимое промышленное оборудование закупалось через фирмы-прокладки и поставлялось в переоборудованное здание секты в округе Камикуишики, получившее условное название «Сатья-7». Впоследствии затраты на производство оценивались примерно в 30 миллионов долларов. «Сатья-7» начала работу в сентябре 1993 года и к декабрю уже было получено около 3 литров зарина в капельно-жидком виде. Вскоре они были пущены в дело.
Первой предполагаемой жертвой стал Дайсаку Икеда. Лидер буддистского религиозного движения Сока Гаккаи, который активно обличал в медиа деятельность «Аум Синрикё». Для покушения использовался грузовик со скрытым в кузове распылителем, однако две попытки покушения окончились провалом — распылитель дал сбой и в итоге отравление получили сами сектанты. Однако они учились.
В середине 1994 года с помощью зарина попытались убить лидеров общественных организаций против «Аум Синрикё» - Секо Егаву и Хироюки Нагаоку. Оба выжили, но получили серьезно отравление. 12 декабря 1994 года был отравлен газом Тадахито Хамагучи, в котором заподозрили полицейского «крота». В конце того же года были убиты 20 членов «Аум Синрикё», принявших решение покинуть секту.
Но самую крупную, если считать до теракта в токийском метро, химическую атаку секта организовала 27 июня 1994 года в городе Мацумото. Жители этого города активно протестовали против открытия там отделения «Аум Синрикё» и покупки ей недвижимости. Под соответствующей петицией подписались 140 000 человек, почти 70% населения. Дело должно было рассматриваться в суде и судья больше склонялся на сторону горожан. Сначала сектанты планировали выпустить газ в здании суда, но после было принято решение ночью распылить облако зарина в направлении дома, где проживал неудобный им чиновник. В 22.40 из кузова переоборудованного грузовика было выпущено около 12 литров зарина в форме аэрозоля. Примерно через полчаса службы «скорой помощи» один за другим стали принимать десятки звонков с вызовами. Прибыв на место медики обнаружили более 200 человек с отравлением разной степени тяжести. Тошнота, рвота, боль в глазах, помутнение зрения, судороги, частичный паралич. В квартирах нашли 5 мертвых тел, еще 2 человека умерли в больнице, всего пострадало 276 человек. Прибывшие на место полицейские застали апокалиптическую картину — трава и листья на деревьях рядом с домом пожухли, вокруг валялись трупики птиц и насекомых, в небольшом пруду рядом с домом всплыли тушки дохлой рыбы.
Несмотря на несколько анонимок, указывающих на вину «Аум Синрикё», полиция сосредоточилась на неком Йошиюки Коно. Ему не повезло незадолго до происшествия приобрести крупную партию пестицидов, которые,по мнению полиции, теоретически можно было использовать для получения зарина (на самом деле нет). Несмотря на отсутствие хоть каких-то улик и тот факт, что тяжелое отравление газом получила жена Коно (она оставалась полностью парализованной вплоть до смерти в 2008 году), полиция упорно пыталась доказать его вину, а явно намеренная утечка в прессу привела к целой кампании травли и потоку писем с обвинениями и угрозами. Истина была установлена только после токийской атаки, Йошиюки Коно были принесены извинения от властей, газеты также опубликовали официальные опровержения и извинения, но нетрудно понять, что он думал по этому поводу.
Помимо химических атак сектанты не брезговали и старой доброй уголовщиной. Еще в 1989 году их целью стал адвокат Цуцуми Сакамото, который вел иск против «Аум Синрикё», поданный родственниками новообращенных сектантов. В ночь на 05 ноября группа сектантов вломилась к нему в дом. Киёхидэ Хаякава, будущий «министр строительства» нанес Сакамото удар молотком по голове и задушил его, остальные набросились на жену и 14летнего сына адвоката. После жестокого избиения каждому члену семьи была сделана смертельная инъекция хлорида калия. Их останки нашли только в 2015 году.
28 февраля 1995 года был похищен и убит 69-летний нотариус Киёси Кария, младшая сестра которого пыталась выйти из секты. Его тело было сожжено в печи внутри одного из отделений секты, а кости выброшены в море.
Все эти происшествия не могли не привлечь внимание полиции. Круг постепенно сужался, несмотря на заговор молчания сектантов и давление сочувствующих секте из высших кругов. Управлению полиции наконец удалось добиться разрешения на массовый обыск в отделениях «Аум Синрикё» по всей стране. Операция была назначена на конец марта 1995 года. Но они опоздали.
В утром понедельника, 20 марта 1995 года, в самый час пик 5 человек спустились на разные ветки токийского метрополитена. Они несли в руках пакеты с герметичными виниловыми емкостями, в каждой из которых содержалось примерно по поллитра зарина в жидком состоянии.
Зайдя в переполненные вагоны каждый из них проткнул лежащие на полу емкости специально заточенным концом зонта и вышел на улицу, где его поджидала машина с водителем. Пассажиры сразу почувствовали странный запах, люди в вагонах начали задыхаться и терять сознание, но понадобилось какое-то время, чтобы понять что происходит и остановить движение. Сами того не осознавая, люди разносили разлитый зарин на подошвах обуви по платформам и переходам, еще больше увеличивая количество жертв. Многие отравились, помогая пострадавшим в вагонах. Врачи тоже не сразу разобрались, что происходит и что именно им делать. Ситуацию спас доктор Нобуо Янагисава, который ранее оказывал помощь пострадавшим в Мацумото. Он увидел по телевизору репортаж с места событий, узнал знакомые симптомы и немедленно организовал команду из своих коллег, которые стали массово обзванивать токийские больницы. Пострадавшим начали вводить антидот, что спасло жизнь и здоровье сотням, возможно тысячам человек.
Всего в результате зариновой атаки погибло 12 человек (по другим данным — от 10 до 27), 37 человек получили тяжелое поражение нервной системы (слепота, полный или частичный паралич), около 1000 серьезно пострадали, но смогли выздороветь после длительного лечения. Общее число пострадавших от газовой атаки составило более 5000 человек.
Расследование было проведено в рекордные сроки, в основном потому что в незадолго до атаки в полицию поступали ДЕСЯТКИ анонимных и вполне адресных предупреждений о деятельности «Аум Синрикё» и о возможном теракте. Результаты обысков в «ашрамах» секты, обнаруженные оружейные мастерские, химические лаборатории, запасы наркотических веществ, огромные суммы наличности и скрытые комнаты, подозрительно напоминающие застенки темного властелина из комиксов, повергли японское общество в шок. Начались массовые аресты, всего было задержано около 500 человек. Самого Асахару вынули из тайника в стене, где тот прятался в обнимку со спальным мешком, запасом продовольствия и несколькими сумками денег.
Сам Асахара категорически отказался общаться и со следователями и с адвокатами и даже со своими последователями, но его ближайшее окружение сообщило более чем достаточно. Судебные разбирательства продолжались аж до 2016 года. В итоге Асахара Сёко, все исполнители теракта в токийском метро и люди из его ближнего круга (всего 13 человек) были приговорены к смертной казни, 6 человек — к пожизненному заключению и еще 190 человек — к различным срокам лишения свободы. Смертные приговоры были приведены в исполнение 06 и 26 июля 2018 года. Асахара сохранял молчание вплоть до самого конца.
В России также были проведены обыски и аресты членов секты. Упомянутый в самом начале Дмитрий Сигачев получил 8 лет лишения свободы, его сообщники — 6 и 4 года. Руководитель российского подразделения «Аум Синрикё» Михаил Устьянцев был осужден на 15 лет.
В самом Японии отношение ко всей этой истории остается довольно неоднозначным. Токийская атака оставила глубокий след в общественном сознании, на уровне Беслана и Норд-Оста для россиян. Много вопросов продолжает вызывать тот факт, что на протяжении нескольких лет огромная группировка религиозных фанатиков спокойно разрабатывала и применяла оружие массового поражения под самым носом у властей. В конспирологических кругах бродят разные теории, от личной невиновности Асахары (гуру ничего не знал, в секту пробрались враги) до организации всех терактов японскими властями в страхе перед праведниками.
Движение «Аум Синрикё» было запрещено во всем мире, но ВНЕЗАПНО не в Японии. Секта сменила название на «Алеф», согласилась на строжайший надзор со стороны полиции и всё еще продолжает свою деятельность. Восток - дело тонкое.