О различиях и сходствах в мужской и женской прозе
Любые темы, связанные с гендерными проблемами, имеют такое множество острых углов, что за них страшно браться. Да к тому же обязательно найдётся кто-то сильно обиженный (именно обиженный, а не обидчивый), и примет сказанное автором лично на свой счёт.
Но я всё-таки рискну затронуть тему гендерного подхода в современной литературе.
©Записки литературного редактора
На вопрос о мужской и женской литературе есть две точки зрения.
1. Нет мужской и женской литературы, есть хорошая и плохая.
2. Мужчины пишут для мужчин, женщины для женщин, и отражают потребности своей аудитории.
Я намеренно не касаюсь третьей точки зрения: «Есть нормальная литература и есть бабские розовые сопли». Эта позиция связана не с литературой, а с воспитанием и уровнем интеллекта тех, кто её поддерживает. Тем более, обычно они женскую литературу не читали и не собирались, но мнение своё о ней имеют.
Так вот из двух адекватных точек зрения мне импонирует первая. Но современная реальность всё больше подтверждает вторую.
Что там в реальности
В сравнительно недалёком прошлом вопроса о гендерном аспекте литературы не стояло. Нет, он, конечно, имелся, по нему даже диссертации защищались, но для широкой общественности этот вопрос был неактуален.
Вплоть до конца XX века подавляющее большинство писателей были мужчинами, вообще, литературное творчество, считалось мужской сферой, так же как и живопись. И не сказать чтобы массу женщин это сильно расстраивало.
Представительницы прекрасного пола с удовольствием читали писателей-мужчин, в книгах которых можно было найти великолепные романтические истории в сочетании с умными мыслями и головокружительными приключениями – кому что интересно.
А авторы, учитывая интересы женской аудитории, не забывали добавлять романтики в свои тексты. Можно назвать множество произведений, написанных мужчинами, где хорошо прописана любовная линия. Перечислять их здесь нет смысла.
Женщин среди писателей было мало, а известных ещё меньше.
Кстати, в XIX веке их можно найти гораздо больше, чем в XX, думаю, потому что романтизм тогда был в моде. Но и в XX веке известны Агата Кристи и Урсула Ле Гуин, Андре Нортон и Астрид Линдгрен, Франсуаза Саган и ещё кое-кого можно вспомнить. Но, по сравнению с массой мужских имён, это капля в море.
И вдруг в самом конце XX века появляется целый пласт литературы, написанной женщинами для женщин – любовные романы, где романтическая линия была сюжетообразующий, всё крутилось вокруг отношений героя и героини.
Женщины отправились покорять и другие жанры: от фэнтези до магического реализма, от сентиментальной прозы до детективов и фантастики. Количество авторов-женщин быстро увеличивается, заставив потесниться мужчин в очереди на публикацию.
В начале 2000-х появляются и соавторские пары, которые успешно сочетают мужской экшен и женский романтизм.
Я приведу пример из того жанра, который знаю лучше всего – фэнтези. Успешные творческие тандемы с десятками тысяч тиражей – А. Белянин и Г. Чёрная, О. Громыко и А. Уланов, Макс Фрай (Светланы Мартынчик и Игорь Степин).
А Алексей Пехов сумел заключить творческий союз даже с двумя очаровательными женщинами – Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой.
Но идиллия была недолгой.
«Мы разошлись, как в море корабли»
Очень быстро пути женской и мужской литературы начали расходиться, даже казавшиеся прочными творческие союзы распадаются. Больше нет совместных книг Громыко и Уланова; Светлана Мартынчик, сохранив псевдоним, пишет одна; фамилия Пехова тоже чаще появляется на обложках в одиночестве. Пока ещё иногда мелькают соавторские книги Белянина и Черной.
Женская литература все больше становится «гендерно ориентированной», и постепенно завоёвывает рынок, что раздражает писателей сильного пола и читателей-мужчин.
Первыми порталами для продажи сетевой литературы, не считая «внегендерного» и невыгодного Литреса, стали «Призрачные миры» и Литнет, ориентированные на женскую аудиторию.
И женщины-авторы стали неплохо зарабатывать. И, что интересно, смогли «вырастить» поколение читательниц, понимающих необходимость оплачивать труд писателя и покупающих электронку.
Тогда как читатели-мужчины и до сих пор чаще предпочитают пиратскую халяву. А это привело к тому, что ситуация в книжном мире стала меняться не в пользу мужчин.
Вот буквально вчера увидела Вконтакте комментарий к подборке книг, изданных «Альфа-книгой». Мужчина пишет: «На одну нормальную книгу, три книжонки с девчачьим бредом. Заполонили этим мусором весь интернет». Несмотря на уничижительный тон и сомнительную позицию, автор комментария очень точно подметил соотношение 1/3.
Что мы потеряли
Чтобы привлечь свою аудиторию, писатели-мужчины стали осваивать сугубо мужские поджанры, избавляться даже от намёков на романтические отношения. Не все, конечно, но многие, даже мэтры.
И книги их всё больше превращаются в руководства по рукопашному бою, энциклопедии оружия, рассказы о бесчисленных войнах кланов, прокачивании навыков и бандитских разборках.
Избегая романтики, авторы часто сводят отношения между мужчиной (героем) и женщиной к мимолётному сексу или вообще отказываются от женских персонажей.
Из мужской литературы уходит рефлексия – какой нормальный мужик будет заниматься самокопанием? Исчезает глубина и психологизм.
А женская литература становится всё более легковесной. Ориентация исключительно на отношения героев ограничивает возможности построения сюжета. И мир, и приключения, и поступки превращаются в декорации, на фоне которых разворачиваются романтические отношения героев.
Причем итог их известен, перипетии сюжета, если они и есть, становятся несущественны и неинтересны, если всё равно герои будут не только живы, но и вместе. А иначе читательницы не примут.
В этой ситуации возникает проблема новизны, ведь все романтические истории стары, как мир.
Вот и изощряются авторы в поисках демонов и в описании любовных отношений с бандитами, призраками, драконами.
То есть от этого «разбегания в разные стороны» потеряли все – и читатели, и литература. А те немногие писательницы, которые пытались удержаться «между двумя стульями» и отказывались от чрезмерной романтизации ради сюжета, либо сошли с дистанции, либо взяли мужские псевдонимы.
Почему? А потому что, оказалось, что книгу с женской фамилией на обложке не покупают мужчины (поэтому даже не знают насколько она хорошо написана), а малое внимание к любовным отношениям не оценивают женщины.
Есть, конечно, исключения, но их немного: Мария Семенова, Ольга Громыко, Мариам Петросян, Джоан Харрис, а также авторы, пишущие для подростков, например, Дж. Роулинг, Н. Щерба и др. Есть, конечно, Улицкая, Яхина, Петрушевская, Донцова, Рубина. Но кто из мужчин читает их книги?
Вот как-то так. Мне эта тенденция не нравится. Но она есть, это реальность, с ней надо считаться. Возможно, произойдут изменения, но, думаю, нескоро. А пока принимаем реальность позитивно и находим своё место в этой реальности. Другой у нас пока нет.
1. Нет мужской и женской литературы, есть хорошая и плохая.
2. Мужчины пишут для мужчин, женщины для женщин, и отражают потребности своей аудитории.
Я намеренно не касаюсь третьей точки зрения: «Есть нормальная литература и есть бабские розовые сопли». Эта позиция связана не с литературой, а с воспитанием и уровнем интеллекта тех, кто её поддерживает. Тем более, обычно они женскую литературу не читали и не собирались, но мнение своё о ней имеют.
Так вот из двух адекватных точек зрения мне импонирует первая. Но современная реальность всё больше подтверждает вторую.
Что там в реальности
В сравнительно недалёком прошлом вопроса о гендерном аспекте литературы не стояло. Нет, он, конечно, имелся, по нему даже диссертации защищались, но для широкой общественности этот вопрос был неактуален.
Вплоть до конца XX века подавляющее большинство писателей были мужчинами, вообще, литературное творчество, считалось мужской сферой, так же как и живопись. И не сказать чтобы массу женщин это сильно расстраивало.
Представительницы прекрасного пола с удовольствием читали писателей-мужчин, в книгах которых можно было найти великолепные романтические истории в сочетании с умными мыслями и головокружительными приключениями – кому что интересно.
А авторы, учитывая интересы женской аудитории, не забывали добавлять романтики в свои тексты. Можно назвать множество произведений, написанных мужчинами, где хорошо прописана любовная линия. Перечислять их здесь нет смысла.
Женщин среди писателей было мало, а известных ещё меньше.
Кстати, в XIX веке их можно найти гораздо больше, чем в XX, думаю, потому что романтизм тогда был в моде. Но и в XX веке известны Агата Кристи и Урсула Ле Гуин, Андре Нортон и Астрид Линдгрен, Франсуаза Саган и ещё кое-кого можно вспомнить. Но, по сравнению с массой мужских имён, это капля в море.
И вдруг в самом конце XX века появляется целый пласт литературы, написанной женщинами для женщин – любовные романы, где романтическая линия была сюжетообразующий, всё крутилось вокруг отношений героя и героини.
Женщины отправились покорять и другие жанры: от фэнтези до магического реализма, от сентиментальной прозы до детективов и фантастики. Количество авторов-женщин быстро увеличивается, заставив потесниться мужчин в очереди на публикацию.
В начале 2000-х появляются и соавторские пары, которые успешно сочетают мужской экшен и женский романтизм.
Я приведу пример из того жанра, который знаю лучше всего – фэнтези. Успешные творческие тандемы с десятками тысяч тиражей – А. Белянин и Г. Чёрная, О. Громыко и А. Уланов, Макс Фрай (Светланы Мартынчик и Игорь Степин).
А Алексей Пехов сумел заключить творческий союз даже с двумя очаровательными женщинами – Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой.
Но идиллия была недолгой.
«Мы разошлись, как в море корабли»
Очень быстро пути женской и мужской литературы начали расходиться, даже казавшиеся прочными творческие союзы распадаются. Больше нет совместных книг Громыко и Уланова; Светлана Мартынчик, сохранив псевдоним, пишет одна; фамилия Пехова тоже чаще появляется на обложках в одиночестве. Пока ещё иногда мелькают соавторские книги Белянина и Черной.
Женская литература все больше становится «гендерно ориентированной», и постепенно завоёвывает рынок, что раздражает писателей сильного пола и читателей-мужчин.
Первыми порталами для продажи сетевой литературы, не считая «внегендерного» и невыгодного Литреса, стали «Призрачные миры» и Литнет, ориентированные на женскую аудиторию.
И женщины-авторы стали неплохо зарабатывать. И, что интересно, смогли «вырастить» поколение читательниц, понимающих необходимость оплачивать труд писателя и покупающих электронку.
Тогда как читатели-мужчины и до сих пор чаще предпочитают пиратскую халяву. А это привело к тому, что ситуация в книжном мире стала меняться не в пользу мужчин.
Вот буквально вчера увидела Вконтакте комментарий к подборке книг, изданных «Альфа-книгой». Мужчина пишет: «На одну нормальную книгу, три книжонки с девчачьим бредом. Заполонили этим мусором весь интернет». Несмотря на уничижительный тон и сомнительную позицию, автор комментария очень точно подметил соотношение 1/3.
Что мы потеряли
Чтобы привлечь свою аудиторию, писатели-мужчины стали осваивать сугубо мужские поджанры, избавляться даже от намёков на романтические отношения. Не все, конечно, но многие, даже мэтры.
И книги их всё больше превращаются в руководства по рукопашному бою, энциклопедии оружия, рассказы о бесчисленных войнах кланов, прокачивании навыков и бандитских разборках.
Избегая романтики, авторы часто сводят отношения между мужчиной (героем) и женщиной к мимолётному сексу или вообще отказываются от женских персонажей.
Из мужской литературы уходит рефлексия – какой нормальный мужик будет заниматься самокопанием? Исчезает глубина и психологизм.
А женская литература становится всё более легковесной. Ориентация исключительно на отношения героев ограничивает возможности построения сюжета. И мир, и приключения, и поступки превращаются в декорации, на фоне которых разворачиваются романтические отношения героев.
Причем итог их известен, перипетии сюжета, если они и есть, становятся несущественны и неинтересны, если всё равно герои будут не только живы, но и вместе. А иначе читательницы не примут.
В этой ситуации возникает проблема новизны, ведь все романтические истории стары, как мир.
Вот и изощряются авторы в поисках демонов и в описании любовных отношений с бандитами, призраками, драконами.
То есть от этого «разбегания в разные стороны» потеряли все – и читатели, и литература. А те немногие писательницы, которые пытались удержаться «между двумя стульями» и отказывались от чрезмерной романтизации ради сюжета, либо сошли с дистанции, либо взяли мужские псевдонимы.
Почему? А потому что, оказалось, что книгу с женской фамилией на обложке не покупают мужчины (поэтому даже не знают насколько она хорошо написана), а малое внимание к любовным отношениям не оценивают женщины.
Есть, конечно, исключения, но их немного: Мария Семенова, Ольга Громыко, Мариам Петросян, Джоан Харрис, а также авторы, пишущие для подростков, например, Дж. Роулинг, Н. Щерба и др. Есть, конечно, Улицкая, Яхина, Петрушевская, Донцова, Рубина. Но кто из мужчин читает их книги?
Вот как-то так. Мне эта тенденция не нравится. Но она есть, это реальность, с ней надо считаться. Возможно, произойдут изменения, но, думаю, нескоро. А пока принимаем реальность позитивно и находим своё место в этой реальности. Другой у нас пока нет.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1