Сироты Дюплесси: трагедия детей, забытых государством и церковью
В истории Канады есть темная страница, о которой на протяжении многих лет умалчивали как власти, так и церковь, а также общество в целом. Это история о так называемых «сиротах Дюплесси» — тысячах детей, которых в середине XX века насильно оторвали от семей, признали умственно отсталыми и отправили в психиатрические учреждения и приюты. Там они стали жертвами пыток, изнасилований и медицинских экспериментов. Это рассказ о сговоре властных структур и религиозных институтов, а также о множестве сломанных судеб и утраченных жизнях.
Кто такой Морис Дюплесси и какое отношение это имеет к сиротам?
Морис Дюплесси
Морис Дюплесси — премьер-министр франкоязычной провинции Квебек с 1936 по 1959 год (с перерывом в 1939–1944 гг.). Его правление часто называют эпохой «Великой Тьмы» из-за жестокого авторитаризма, коррупции и близости государства к католической церкви. В это время в Канаде проводилась политика, направленная на защиту традиционных семейных ценностей. В частности, правительство настоятельно рекомендовало матерям-одиночкам отдавать своих детей в приюты под угрозой тюремного заключения. Дюплесси использовал систему приютов и психиатрических больниц, находящихся под контролем церкви, для получения федеральных субсидий.
Размер субсидий, выделяемых правительству Квебека, существенно варьировался в зависимости от назначения учреждения: на содержание одного сироты в день выделялось 1 доллар 25 центов, в то время как на пациента психиатрической больницы — 2 доллара 75 центов.
Всего за несколько дней воспитанники приютов становились пациентами психиатрических больниц, каждому ставился соответствующий диагноз. Монахини, работающие в этих учреждениях, самостоятельно заполняли медицинские карты «больных». Некоторые детей отправляли в настоящие лечебницы, где они вынуждены были находиться среди психически больных людей.
Детей из неблагополучных семей, особенно рожденных вне брака, объявляли «умственно отсталыми» или «неподдающимися воспитанию». Их насильно изымали у родителей (часто под угрозой тюрьмы) и отправляли в церковные приюты.
Церковь, в свою очередь, использовала детей как бесплатную рабочую силу и как "материал для опытов", также занималась продажей детей иностранцам.
По различным оценкам, жертвами этой системы стали от 20 000 до 50 000 детей.
Ад за стенами «богоугодных заведений»
Детский дом Нотр-Дам-де-ла-Мерси в Юбердо, Квебек, был одним из множества учреждений, где содержались сироты Дюплесси.
Подростков с ложными диагнозами помещали в настоящие лечебницы, где они были вынуждены сосуществовать с психически больными. Маленькие дети оставались в приютах под надзором монахинь и подвергались жестокому обращению. Позже выжившие делились рассказами о том, как их часами держали в ледяных ваннах, надевали смирительные рубашки и приковывали к кроватям за шею, руки и ноги, при этом кровати не имели матрасов и белья. За любое, даже незначительное проступок, их избивали, запирали в карцере и лишали еды и воды. Кроме того, дети тяжело трудились в подсобных хозяйствах и регулярно становились жертвами сексуального насилия (дети, рожденные после изнасилования, продавались иностранцам на усыновление). Цена на ребенка могла достигать нескольких тысяч долларов.
На сиротах испытывали лекарства, включая запрещенные, их подвергали лечению нейролептиками, а в некоторых случаях осуществляли лоботомию. С 6-7 лет детей заставляли работать по 12 часов в день: шить одежду, убирать, ухаживать за скотом. Заработанные деньги шли в карман церкви.
В ужасных условиях дети быстро умирали или совершали самоубийства. Их тела приюты продавали исследовательским институтам и анатомическим театрам за десять долларов.
В 1999 году на ферме, принадлежащей одному из таких приютов, были найдены останки 2000 детей, вероятно, погибших от невыносимых условий и экспериментов.
Согласно результатам доклада двух канадских исследователей Лео-Пола Лазона и Мартина Порье, опубликованного в 1999 году, католическая церковь и правительство Квебека заработали на сиротском «бизнесе» около 70 миллионов долларов за два десятилетия (1940-1950-е годы).
Сокрытие правды: заговор молчания
После достижения совершеннолетия дети, которые смогли выжить, выходили в «свободное плавание», однако не обладали никакими навыками и образованием. Кроме того, им было практически невозможно устроиться на работу из-за записи о душевном заболевании в медицинской карте. Некоторые жертвы политики Дюплесси позже пытались объединиться, чтобы помочь друг другу адаптироваться к нормальной жизни, найти родственников и рассказать свои истории широкой публике. Тем не менее, до начала 1990-х годов тема «сирот Дюплесси» оставалась закрытой страницей канадской истории. Ни политики, ни католическая церковь не желали обсуждать данный вопрос.
В конце 1990-х годов, под давлением общественности, власти Квебека предложили выплатить каждой жертве системы Дюплесси компенсацию в размере 15 тысяч канадских долларов. Однако пострадавшие отвергли это предложение, назвав его унизительным. Позже, в 2001 году, был предложен новый вариант: 10 тысяч долларов единовременно плюс по 1 тысяче за каждый год, проведенный в психиатрических учреждениях. Эта схема исключала тех, кто, несмотря на перенесенные физические и психологические страдания, не числился в клиниках официально, оставляя их без какой-либо поддержки.
Более того, правительство Квебека не решилось возбуждать уголовное дело по факту пыток и экспериментов. Представители католической церкви публично заявили, что не несут ответственности за произошедшее и отказались приносить извинения пострадавшим. Одна из монахинь, давших комментарий журналистам, сестра Жизель Фотье, отметила, что обвинения сильно «раздуты» и всю ситуацию следует рассматривать «в контексте».
Ни правительство, ни католическая церковь не сочли нужным извиниться перед людьми, чьи жизни были искалечены. В настоящее время в живых осталось около трех сотен бывших сирот Дюплесси.
Если Дюплесси можно понять, он любит власть и деньги, плевать ему на детей и вообще всех кроме себя, то как понять служителей церкви? Все эти монахини, кардиналы ведь должны служить богу ? Или садизм это нормально в церкви? Ответ на эти вопросы есть в истории, если почитать о крестовых походах, педофилии в рядах священнослужителях, и как церковь тесно связана с политикой ,то вывод получается сам собой....