HMS Victoria: символ морской мощи, ушедший на дно за 13 минут
Броненосец "Виктория", спущенный на воду в 1887 году, был не просто судном, а мощным символом британского морского господства. Как флагман Средиземноморского флота, он воплощал собой мощь и превосходство британского флота. Его характеристики были действительно внушительными и способны вызывать трепет у любого, кто сталкивался с ним. Главный калибр броненосца состоял из двух орудий калибром 16,25 дюймов (413 мм), установленных в единой носовой башне, которые были самыми крупными из всех когда-либо установленных на британском военном корабле. Эти орудия были способны пробить броню любого современного ему судна, что делало их грозным оружием на море. Однако стволы этих орудий оказались настолько тяжелыми, что при установке на крепления они провисали, и их ресурс был ограничен всего 75 выстрелами, после чего требовался капитальный ремонт. Это подчеркивало сложности и проблемы, связанные с разработкой и эксплуатацией таких мощных военных судов.
Броненосец "Виктория"
Броненосец "Виктория" был оснащен массивным стальным корпусом, мощной броней и имел высокую скорость для своего класса, достигая примерно 17 узлов. Он стал первым кораблем Королевского флота, на котором была установлена паровая турбина, использовавшаяся для работы динамо-машины.
Корабль получил прозвище "Тапочка" из-за своей низкой носовой палубы, которая скрывалась из виду даже при слабом волнении, а также из-за низкой передней палубы и приподнятой кормовой надстройки, что придавало ему сходство с домашним тапком.
Схема Броненосца "Виктория"
22 июня 1893 года Средиземноморская эскадра под командованием вице-адмирала сэра Джорджа Трайона проводила рутинные маневры у мыса Триполи. Эскадра двигалась двумя параллельными кильватерными колоннами на расстоянии примерно 6 кабельтовых (около 1200 метров) друг от друга. Левую колонну возглавлял "Виктория", а правую - броненосец "Кемпердоун".
Джордж Трайон
Около 15:00 Трайон отдал приказ, который вызвал ужас у опытных офицеров на мостиках обоих кораблей: обеим колоннам было приказано развернуться на 180 градусов навстречу друг другу, сходясь носовыми частями в одной точке. Офицеры штаба заметили, что предполагаемая дистанция между колоннами для разворота должна составлять не менее 1500 метров вместо планируемых 1100 метров, и в итоге было решено совершить разворот на дистанции 1300 метров между колоннами.
"Виктория" и "Кемпердоун"
Флаг-капитан "Виктории", Морис Бурк, и другие офицеры сразу поняли опасность. Они деликатно попытались переспросить адмирала, намекая на недостаточную дистанцию. Но Трайон, известный своим авторитарным характером, безупречной памятью на дистанции и любовью к сложным, эффектным маневрам, был непреклонен. Он подтвердил приказ. Контр-адмирал Маркхэм на "Кэмпердоуне", хотя и был смущен, не решился открыто оспорить начальника и также отдал команду к повороту.
В 15:28 начался поворот. Почти сразу стало очевидно, что корабли сходятся под опасным углом. На "Кэмпердоуне" осознали критичность ситуации раньше и попытались дать задний ход, но инерция огромного броненосца (водоизмещение 10 500 тонн) была слишком велика. На "Виктории" Трайон, наконец, понял ошибку и приказал "Полный назад!", но было уже поздно.
В 15:34 нос "Кэмпердоуна", под углом почти 90 градусов, врезался в правый борт "Виктории", чуть впереди носовой башни главного калибра и ниже ватерлинии. Удар был чудовищным, нос "Кэмпердоуна" пробил огромную дыру в обшивке "Виктории" размером примерно 3,6 x 2,7 метра. Поскольку машины "Кемпердоуна" в момент столкновения работали на "Полный назад", он быстро вывел таран из пробоины, в которую сразу хлынула вода, не дав экипажу закрыть водонепроницаемые двери в переборках. Вода хлынула в носовые отсеки.
Поврежденный нос "Кемпердоуна"
Первоначально "Виктория" получила крен на правый борт (со стороны удара). Казалось, ситуация тяжелая, но корабль может удержаться на плаву. Однако вода, хлынувшая в нос, начала смещать центр тяжести. Еще более критичным стало то, что произошло дальше.
Накануне, готовясь к визиту высокопоставленного гостя, адмиральские каюты на левом борту были проветрены, и иллюминаторы остались открытыми. Когда корабль, перегруженный в носу, начал неожиданно и стремительно опрокидываться на левый борт, эти иллюминаторы оказались ниже ватерлинии. Мощные потоки воды устремились внутрь через незакрытые отверстия, мгновенно затопляя огромные внутренние пространства корабля.
"Кемпердоун" таранит "Викторию"
Спустя восемь минут после столкновения нос был затоплен, а корма поднялась из воды, оголив вращающиеся винты и руль. Боевой корабль был обречен. Трайон, поняв безвыходность ситуации, дал команду: "Покинуть корабль!" Когда вода достигла воздухозаборников котельных и дымовых труб, изнутри корабля раздались взрывы, вероятно, из-за имплозии котлов. В конце концов, корабль перевернулся вверх килем и с вращающимися винтами ушел под воду. Никто из судовых механиков не покинул свои посты, в спешке им забыли отдать приказ об эвакуации, и они навсегда остались в машинном зале.
"Виктория" тонет
Из 715 человек, находившихся на борту "Виктории", 358 погибли (включая адмирала Трайона и капитана Бурка). Спасти удалось 357 человек, во многом благодаря самоотверженности команды других кораблей эскадры и местных ливанских рыбаков, которые первыми пришли на помощь на своих лодках. Многие рыбаки позже были награждены британскими медалями.
"Кэмпердоун" получил тяжелые повреждения носа, но остался на плаву и был отведен на ремонт. Нелепая гибель дорогостоящего корабля вызвала широкий общественный резонанс. В конце концов во всем обвинили покойного адмирала Трайона.
"Виктория" была найдена 22 августа 2004 года на глубине около 150 метров. Останки корабля находятся в вертикальном положении, нос корабля на 30 метров ушел в ил. Такое необычное положение объясняется тем, что масса единственной на корабле носовой башни главного калибра создала большой диферент на нос, и корабль вертикально ушел вниз.