Junkie XL
Многие популярные ныне DJ - Моби, Норман Кук, Пол Окенфолд - прошли долгий и извилистый путь от безвестности к мировой славе. Многие - а среди них немало талантливых музыкантов! - так и остались локальными героями, и число их несоизмеримо велико. Голландца Тома Холькенборга (Tom Holkenborg, aka Junkie XL) можно назвать везунчиком - заработав себе за пятнадцать лет карьеры имя талантливого ремиксера и сочинителя музыки к рекламным роликам, как-то раз Том получил заказ на запись коммерческой рекламы фирмы Nike. Когда и каким образом ему в голову пришла идея использовать для ролика давно забытую песню Элвиса Пресли «A Little Less Conversation» - уже не суть важно. Важно другое: сделав потрясающую рекламу для Nike, музыкант по ходу дела убил еще двух зайцев - реанимировал карьеру четверть века назад почившего в бозе Короля рок-н-ролла и заработал статус супердиджея, сделав свое имя достоянием истории.
Невероятный успех ремикса Elvis vs JXL «A Little Less Conversation» кардинально изменил жизнь музыканта, добавив ему работы и - седых волос. Но и до этого Junkie XL трудился как вол, работая сразу в нескольких направлениях: сочинял и записывал собственную музыку, продюсировал других исполнителей, делал ремиксы и создавал рекламные ролики для кино и телевидения. Вот только труды его, как это часто бывает, были незаметны широкой публике: ну кто станет интересоваться именем продюсера или автора рекламного ролика? Имя Junkie XL было неплохо известно в среде прогрессив-хаус, но об успехе в качестве сольного исполнителя он не мог и мечтать. То ли дело сейчас: прогремев по всему миру новым прочтением хита 35-летней давности, Том отложил на время свои продюсерские дела и занялся собственным творчеством. 2 июня 2003 года вышел новый альбом музыканта «Radio XL: A Broadcast From The Computer Hell Cabin», ознаменовавшийся невероятным количеством приглашенных звезд. За честь записаться вместе с новой звездой танцевальной сцены почли Гэри Ньюмен, Дэйв Гэхен, Роберт Смит и многие другие...
Несмотря на приверженность Тома Холькенборга прогрессив-хаус музыке, музыкант утверждает, что вдохновляется рок-музыкой: «В отличие от, скажем, Fatboy Slim, который делает танцевальную музыку с рок-гитарами, я делаю рок-музыку с танцевальными элементами», - говорит он. Чтобы понять, каким уникальным образом в творчестве Junkie XL сочетается и то и другое, придется совершить небольшой экскурс в историю...
Том Холькенборг родился 8 декабря 1967-го года в Лихтенворде (Голландия). Его мать была преподавателем музыки, а отец выступал вместе с локальными группами, так что к музыке Том привыкал с малолетства. Когда ему исполнилось 8 лет, мальчик увлекся The Who и захотел стать Китом Муном - родителям пришлось купить ему ударную установку. «Примерно в то же самое время началось мое музыкальное воспитание, - вспоминает музыкант, - моя кузина пыталась подсадить меня на Pink Floyd и King Crimson». Получилось или нет - об этом Том умалчивает, но на вопрос о музыкальных влияниях отвечает так: «я вдохновлялся музыкой 80-х: Kraftwerk, Yello и KLF». В десятилетнем возрасте паренек стал брать уроки игры на фортепиано, а еще через четыре года, продав ударную установку, купил бас-гитару. Но и этого инструмента ему показалось мало и Том стал копить деньги на синтезатор.
Закончив школу, парень переехал в Льюворден и устроился на работу в один из музыкальных магазинов, куда «каждую неделю поступали все новые и новые модели синтезаторов». Пустили лиса в курятник, что называется. К исходу своей карьеры продавца (весьма непродолжительной), Том разбирался в синтезаторах, как бог.
В конце 80-х Том Холькенберг присоединился на правах мультиинструменталиста и продюсера к местной группе Weekend At Waikiki, датским «Talking Heads». В 1987-м году вышел первый и единственный альбом WAW, позволивший музыкантам отправиться в европейское турне с заездом в Россию. «Это было самое настоящее рок-н-ролльное путешествие, невероятное приключение!» - говорит Том. Вскоре после этого группа распалась и музыкант стал «свободным продюсером», занимаясь созданием рекламных роликов и ремиксов.
В начале 90-х музыкат обнаружил себя участником индастриал-группы Nerve, с которой выпустил целых два альбома - «Cancer Of Choice» и «Blood & Gold». В 1995-м году группа приказала долго жить: в результате морального и физического истощения, вызванного непрерывной работой и почти круглосуточным пребыванием в студии («я спал два-три часа в день») у 27-семилетнего работоголика случился сердечный приступ. Оправившись после него, музыкант решил пересмотреть свой режим и снизить темп жизни. «С тех пор друзья не называли меня иначе как Junkie», - делится воспоминаниями он. Чуть позже музыкант добавил «расширение» к уже прижившемуся нику и стал Junkie XL (eXpanding Limits - без границ). К этому моменту Том Холькенборг зарекомендовал себя талантливым ремиксером - его клиентами были Soulfly, Dog Eat Dog, Fear Factory - сплошь рок-исполнители, к творчеству которых музыкант питал большое уважение.
Датой рождения проекта «Junkie XL» можно считать 1997-й год. Первоначально это объединение представляло собой полноценную группу с вокалистом (которым стал рэппер Rudeboy, автор текстов группы), гитаристами, среди которых единовременно засветился Дино Казарес из Fear Factory, ударником и диджеем. В таком составе был выпущен один альбом - «Saturday Night Teenage Kick» (1997), соединявший эстетику танцевальной и рок-музыки.
После выпуска первого альбома «Junkie XL» уехали на гастроли по Германии в компании с Prodigy, затем провели турне по США, охватив 80 городов - выступая сольно и на разогреве у Gravity Kills. Американцы приняли их, как родных. MTV напрямую связалось с Томом, чтобы попросить поставить в ротацию видео на «Billy Club». (Здесь нужно заметить, что Junkie Xl выпускается на Roadrunner и является единственным представителем электронного лагеря на лейбле, занимающемся исключительно тяжелой и экстремальной музыкой. Roadrunner не сотрудничают с MTV - форматец не тот).
Многие рецензенты сочли творчество «Junkie XL» слабым подобием Prodigy и Chemical Brothers и «джанки» пошли безумствовать дальше. Выпущенный в 2000-м году второй альбом группы был записан с участием одних лишь Холькенборга и Rudeboy: к этому времени другие музыканты уже покинули проект. «Big Sounds Of The Drags» являл собой резкий уход в сторону хауса, которым к тому моменту увлекся Том, и Rudeboy, недовольный таким поворотом, также покинул группу. Так что с 2000-го года, говоря «Junkie XL», мы подразумеваем одного Тома Холькенборга, музыканта, диджея и продюсера в одном лице.
Человеком, в какой-то мере ответственным за распад группы, можно считать немецкого диджея Sasha, большого поклонника творчества Холькенборга, познакомившего того с местной танцевальной сценой. Услышав композицию «Future In Computer Hell» с альбома «Big Sounds Of The Drags», Sasha пришел в неописуемый восторг и включил ее в свою подборку «Global Underground Ibiza». После этого произошло безотлагательное знакомство, вылившееся в долгую и крепкую дружбу. Junkie XL увлекся исследованием новых раскрывающихся перед ним горизонтов, и с идеями брейк-бита и психоделии было покончено. Тем не менее, музыкант не смог окончательно порвать с рок-музыкой, но теперь интегрирует ее в прогрессив-хаус. Что касается Sasha, то Junkie XL отблагодарил его, поработав над дебютным сольным альбомом музыканта. «Airdrawndagger», вышедший в 2002-м году, является продуктом совместного продюсирования Sasha и Junkie XL.
Наступил 2002-й год. Компания Nike, для которой продюсер однажды уже делал рекламные ролики, предложила ему создать музыкальное сопровождение к коммерческой рекламе Nike, приуроченной к Чемпионату мира по футболу. Произошедшее за этим представляется Тому чудесным сном: «Мы были в студии с несколькими парнями из Nike и думали над тем, какую же композицию использовать для этой рекламы. Рекламу планировалось запустить по всему миру, так что песня должна была быть универсальной, легкой и запоминающейся. Я подумал, что неплохо было бы попробовать элвисовскую «A Little Less Conversation» - когда я был ребенком, мой отец постоянно слушал Элвиса и ничего удивительного, что эта песня мне запомнилась. Ее слова идеально подходили для рекламного слогана: «Меньше слов, больше дела!» (A little less conversation, a little more action!). Ребята согласились и через две недели у них на столе был мой вариант ремикса».
Словами музыканта получается легко и несерьезно, однако на самом деле он проделал большую работу. «У записи не было аут-тэгов, другими словами, файлов с дорожками использованных в ней музыкальных инструментов. Это и неудивительно, так как «A Little Less Conversation» датируется 1968-м годом, когда ни о каком стерео еще и речи не шло. Поэтому мне пришлось разрезать ее на тысячи кусочков, а потом сложить все заново, обработав их по-новому». Кропотливая и тяжелая работа. Однако она стоила того.
Следующим препятствием на пути к успеху стал фонд распорядителей наследием Элвиса Пресли (Elvis Presley Estate), следящий за правомочностью использования песен Короля и собирающий дивиденты. До сих пор EPE пресекало на корню все попытки ремиксования песен Пресли. Junkie XL стал первым музыкантом, получившим такое разрешение. Что именно стало решающим фактором в выдаче лицензии - оригинальность самого ремикса, необходимость громко отметить 25-летие со дня смерти Пресли или прозрачные намеки Nike - истинные причины мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Итак, EPE дали Тому зеленый свет, но выдвинули два условия. Во-первых, ремикс должен был войти на сборник лучших хитов Элвиса Пресли «30 # 1 Hits» без каких-либо материальных выгод для самого ремиксера. «Ради бога, - сказал Том, понимая, что нужно подвинуться. - Я делаю это их уважения к Элвису». «Когда ты делаешь подобный ремикс, ты должен понимать, что это большая честь для тебя, - сказал он потом. - Выгоду ты оценишь потом - когда к тебе обратятся другие клиенты, которым пришлась по душе твоя работа».
Вторым условием EPE стало требование сменить ник. Элвис - это Элвис, рядом с ним не должно было быть никаких джанки. «Ради бога», - привычно пожал плечами Junkie XL. И стал JXL. Итак, все формальности были улажены и обновленную песню запустили в эфир.
В краткие сроки композиция Elvis vs JXL «A Little Less Conversation» возглавила хит-парады 24 стран мира, включая Австралию, Германию, США и Великобританию. В Англии сингл установил новый рекорд и стал 18-м синглом Элвиса Пресли, поднявшимся на вершину чартов. До сего момента ноздря в ноздрю с Пресли шли «Битлз», имевшие 17 прямых попаданий. Таким образом благодаря Джанки Король снова воцарился на троне.
«Мне немного грустно, - отозвался на это известие Том, - потому что я большой поклонник «Битлз». Но и Элвис мне не чужой, я рос вместе с его записями... Да и вообще, стоит признать, что лучшая музыка была записана в 50-х, 60-х и 70-х». Неожиданное, прямо скажем, заявление от музыканта, имеющего собственные амбиции.
Junkie XL осознает свою роль в успехе композиции. Однако не слишком обольщается на этот счет: «Без моей помощи Элвису не удалось бы возглавить чарты 24 стран мира через 25 лет после своей смерти. Это на самом деле хороший ремикс, однако, в то же время, я отлично понимаю, что 19-миллионный бюджет рекламной кампании не мог не сыграть своей роли!»
«Каким образом мне в голову пришло использовать именно эту мелодию Элвиса? - ну, она очень простая и запоминающаяся и потом - ее ведь никто не знает! Для нынешних слушателей это совершенно новый Элвис. Я не думаю, что идея сработала бы с такими раскрученными песнями, как «Love Me Tender» или что-то вроде нее».
А не страшно ли было работать с таким драгоценным материалом? Многие ведь до сих пор уверены, что делать ремиксы на песни Элвиса - большое кощунство... «Я отлично понимаю мнение скептиков, - отвечает музыкант. - Когда ты делаешь что-нибудь, подобное этому, ты должен делать это с уважением и фантазией. Я выбрал малоизвестный трек Элвиса, чтобы избежать сравнений. Я никогда бы не взялся за «Love Me Tender» или «Jailhouse Rock».
После успеха «A Little Less Conversation» у Junkie нет отбоя от клиентов. За последний год, работая над своим сольным диском, он умудрился сделать ремиксы для Натали Имбрульи («Beauty On The Fire»), Rammstein («Feuer Frei») и Дэйва Гэхена («Dirty Sticky Floors»). Кроме того, после работы над треком Элвиса Тому поступили предложения сделать ремиксы на других «старичков» - любимых им «Битлз» и Джими Хендрикса, но музыкант отказался: хватит, мол, с меня мертвецов. «Я получил парочку странных запросов - на ремиксы Хендрикса и «битлов». Но не собираюсь этим заниматься. Во-первых, в одну реку не войти дважды. А во-вторых, по моему мнению, треки этих артистов настолько совершенны, что нет никакого резону делать ремиксы». Его большая мечта - познакомиться с Кайли Миноуг и, если повезет, поработать с ней. «Она просто невероятна, - восторгается Том. - Я хотел назвать свой новый альбом «The Quest For Kylie Minogue», но мой менеджер сказал, что это уже перебор...»
Двухплитник «Radio JXL - A Broadcast From The Computer Hell Cabin» стал третьим по счету альбомом Junkie XL. Такое странное название объясняется довольно просто. Новая работа базируется на концепции пиратской радиостанции, вещающей в интернете. А «Computer Hell Cabin» - собственная студия Junkie XL в Амстердаме. Сложить дважды два нетрудно. Первый диск - «3 PM» - представляет собой образец «дневных» радиопередач, с рекламными блипами, обрывками разговоров и, конечно же, музыкальными треками. В него вошли 20 композиций, записанных с помощью 15-ти приглашенных вокалистов. «Довольно трудно собрать такой коллектив, - говорит Том. - Огромное количество времени уходит на согласование времени с лейблами и менеджментами музыкантов. Чтобы записать мой альбом, мне понадобилось целых три года!»
Второй диск - «3AM» - это стандартный ночной радиоэфир: трансовый поток сознания часовой длительности.
Junkie XL, несомненно, нестандартный диджей. Он не играет на виниле, он вообще предпочитает не использовать готовый материал, «играя» на сэмплерах, и каждый раз разнообразя свое выступление. «То, что я делаю на сцене, можно сравнить с выступлениями Chemical Brothers или Underworld, - говорит Том. - Со мной на сцене много техники и оборудования - с помощью этого я в живую воссоздаю свою музыку. Я не использую готовые записи, тем более, чужие. Есть два сценария моего выступления: в одиночку - это случается на фестивалях сугубо танцевальной музыки; и с приглашенными музыкантами - на рок-фестивалях, для эффекта».
Комментарии11