Модест Петрович Мусоргский
Мусоргский Модест Петрович, родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине, умер 28 марта1881 года
Трудно найти в истории русской музыки другого композитора с такой трудной и несчастливой судьбой как Модест Петрович Мусоргский.
Род Мусоргских известен в Псковском крае с древних времен. Родоначальник фамилии, Роман Васильевич Монастырев, по прозванию Мусорга, происходил из князей Смоленских и считал себя потомком Рюрика. Он был внуком Андрея Юрьевича Монастыря, Рюриковича шестнадцатого поколения. Однако княжеское достоинство Мусоргских было утеряно еще в XV веке.
Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в сельце Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Куньинского района), здесь в Кареве и соседнем Наумове прошло его ранее детство, сюда он неоднократно возвращался.
Со своей родиной композитор поддерживал постоянную связь. Его интересовали особенности народной жизни, интонации речи, фольклор. Глубоко волновала его история Псковской земли. Упоминания местных обычаев, стародавних псковских выражений нередко встречаются в его немногих дошедших до нас письмах. "Няня, - писал Мусоргский в "Автобиографической записке", - близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано".
Мать его Юлия Ивановна была хорошо образована, и первые музыкальные навыки он получил от нее. Когда ему исполнилось 10 лет, отец отвез его в Петербург учиться.
Талант Мусоргского, который принято называть "могучим" вырос и созрел под влиянием передовых общественных течений 60-х годов прошлого столетия, большое влияние на него оказали революционные идеи Н. Г. Чернышевского, ведущее положение эстетических воззрений которого - "Прекрасное есть жизнь" - легло в основу творческих принципов композитора. "Жизнь, где бы она ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая искренняя речь к людям в упор - вот моя закваска, вот чего хочу, и в чем боялся бы промахнуться", - писал Модест Петрович в письме к В. Стасову в1876 году.
Огромное значение для формирования композиторского дарования, имели его встречи с А. С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, содружество, известное в истории русской музыки под названием "Могучей кучки". В него вошли композиторы: М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М. П. Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и музыкальный критик В.В.Стасов.
В 1868 году композитор начинает работу над - музыкально-исторической драмой "Борис Годунов" по одноименной трагедии А. С. Пушкина, либретто оперы пишет сам, сосредотачивая все внимание на развитии драматического конфликта между царем Борисом и народом. Впервые в истории русской оперы Мусоргский использовал хоровой речитатив; мы как бы слышим разговор между отдельными группами хора. С Псковской землей связаны и многие другие его произведения: песни и романсы, наиболее значительные инструментальные произведения - фортепианная сюита "Картинки с выставки" и симфоническая поэма "Ночь на Лысой горе". Мусоргский сумел добиться того, что основой декламационных и речитативных эпизодов оперы явилась песенность, широко льющаяся мелодия.
Современники не оценили новаторства его произведений. Очень тяжелы были последние годы жизни композитора. Болезнь, материальная нужда не позволяли ему работать плодотворно. Мусоргский в те годы работал аккомпаниатором классов пения, организованных певицей Д. Леоновой. С ней же совершил он концертную поездку по Украине и Кавказу, во время которой наряду с произведениями других композиторов исполнял отрывки из "Сорочинской ярмарки", "Хованщины", а также свои романсы и песни.
Облик композитора последних дней жизни запечатлен на портрете, написанном И. Репиным во время пребывания Мусоргского в госпитале. В некрологе, посвященном композитору, Стасов писал: "Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта... Но на него наложила чугунную, неумолимую руку та самая горькая судьба, которая тяготеет над всеми, почти без исключения, самыми большими талантами нашего отечества... Почти все скошены на полдороге. Искусство Мусоргского подлинно народно
Род Мусоргских известен в Псковском крае с древних времен. Родоначальник фамилии, Роман Васильевич Монастырев, по прозванию Мусорга, происходил из князей Смоленских и считал себя потомком Рюрика. Он был внуком Андрея Юрьевича Монастыря, Рюриковича шестнадцатого поколения. Однако княжеское достоинство Мусоргских было утеряно еще в XV веке.
Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в сельце Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Куньинского района), здесь в Кареве и соседнем Наумове прошло его ранее детство, сюда он неоднократно возвращался.
Со своей родиной композитор поддерживал постоянную связь. Его интересовали особенности народной жизни, интонации речи, фольклор. Глубоко волновала его история Псковской земли. Упоминания местных обычаев, стародавних псковских выражений нередко встречаются в его немногих дошедших до нас письмах. "Няня, - писал Мусоргский в "Автобиографической записке", - близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано".
Мать его Юлия Ивановна была хорошо образована, и первые музыкальные навыки он получил от нее. Когда ему исполнилось 10 лет, отец отвез его в Петербург учиться.
Талант Мусоргского, который принято называть "могучим" вырос и созрел под влиянием передовых общественных течений 60-х годов прошлого столетия, большое влияние на него оказали революционные идеи Н. Г. Чернышевского, ведущее положение эстетических воззрений которого - "Прекрасное есть жизнь" - легло в основу творческих принципов композитора. "Жизнь, где бы она ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая искренняя речь к людям в упор - вот моя закваска, вот чего хочу, и в чем боялся бы промахнуться", - писал Модест Петрович в письме к В. Стасову в1876 году.
Огромное значение для формирования композиторского дарования, имели его встречи с А. С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, содружество, известное в истории русской музыки под названием "Могучей кучки". В него вошли композиторы: М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М. П. Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и музыкальный критик В.В.Стасов.
В 1868 году композитор начинает работу над - музыкально-исторической драмой "Борис Годунов" по одноименной трагедии А. С. Пушкина, либретто оперы пишет сам, сосредотачивая все внимание на развитии драматического конфликта между царем Борисом и народом. Впервые в истории русской оперы Мусоргский использовал хоровой речитатив; мы как бы слышим разговор между отдельными группами хора. С Псковской землей связаны и многие другие его произведения: песни и романсы, наиболее значительные инструментальные произведения - фортепианная сюита "Картинки с выставки" и симфоническая поэма "Ночь на Лысой горе". Мусоргский сумел добиться того, что основой декламационных и речитативных эпизодов оперы явилась песенность, широко льющаяся мелодия.
Современники не оценили новаторства его произведений. Очень тяжелы были последние годы жизни композитора. Болезнь, материальная нужда не позволяли ему работать плодотворно. Мусоргский в те годы работал аккомпаниатором классов пения, организованных певицей Д. Леоновой. С ней же совершил он концертную поездку по Украине и Кавказу, во время которой наряду с произведениями других композиторов исполнял отрывки из "Сорочинской ярмарки", "Хованщины", а также свои романсы и песни.
Облик композитора последних дней жизни запечатлен на портрете, написанном И. Репиным во время пребывания Мусоргского в госпитале. В некрологе, посвященном композитору, Стасов писал: "Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта... Но на него наложила чугунную, неумолимую руку та самая горькая судьба, которая тяготеет над всеми, почти без исключения, самыми большими талантами нашего отечества... Почти все скошены на полдороге. Искусство Мусоргского подлинно народно
Комментарии11