Жанна Бичевская
Родилась 17 июня 1944 года в Москве. Отец – Владимир Константинович. Мать – Кошелева Лидия Гавриловна. Супруг – Пономарев Геннадий Робертович, поэт и композитор.
Гитару Жанне подарили, когда ей было 17 лет. Она с удовольствием пела песни самодеятельных авторов, студенческие, лирические, туристские. Затем были годы учебы в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (1966-1971), где она занималась вокалом у великолепных педагогов Ирмы Петровны Яунзем и Елены Яковлевны Петкер. Будучи студенткой, она начинает собирать и записывать народные песни.
Параллельно с учебой Жанна Бичевская работала педагогом по классу гитары в Загорской вечерней музыкальной школе, затем - солисткой-вокалисткой в эстрадном оркестре под управлением Э. Рознера. По окончании училища с 1971 по 1973 год она была солисткой вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы», с 1973 года работала в Москонцерте.
Жанна Бичевская на эстраде всегда существовала индивидуально. Не похожая ни на кого, с «лица необщим выраженьем», она несет со сцены свою тему, свой стиль. О ней не скажешь: модная певица. Она - певица духовно востребованная. В последнее время эта востребованность растет. Причем не только в России, но и в других странах, где она гастролирует. Бичевская не угождает слушателю. Она поет то, что отвечает ее собственным духовным исканиям.
Булат Окуджава, которого певица называет своим крестным отцом на эстраде, еще на заре ее творчества говорил о ней: «Жанна Бичевская совершает пешее восхождение». С его благословения она пошла именно по такому пути – по пути серьезного служения культуре. Жанна Бичевская - человек высоко духовный, это доминанта в ее творчестве.
Избрав далеко не самый легкий путь в искусстве, она непрестанно трудится. «Каждая песня, - говорит певица, - долго вынашивается, продумывается и появляется на свет в муках, как ребенок… я вкладываю в нее частицу своего сердца».
В 1970-е годы Жанне Бичевской удалось возродить интерес к настоящей русской песне. В ее репертуар вошли старинные народные песни: трудовые и обрядовые песни деревни; песни-шутки и песни-плачи; городская песня, баллада с ее роковыми страстями, пылкостью чувств, любовью и смертью. «У церкви стояла карета», «Миленький ты мой», «Бродяга», «Донская баллада», «Казачья притча», «Черный ворон», «Зеленый сарафан», «Матушка», «Разлука», «Вечерний звон», «Как служил солдат» - голос Бичевской был услышан и волновал. В нем чувствовался истинно русский дух, искренность и душевная теплота. Она была единственной певицей на отечественной эстраде, которая исполняла фольклор по-бардовски, балладно.
Всероссийский конкурс артистов эстрады 1973 года принес Бичевской звание лауреата. С тех пор певица объездила с концертами всю страну, побывала в Финляндии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Германии, Югославии и многих других странах.
«Звезда международной эстрады», «Певица, которая покоряет публику в любой стране, где бы она ни выступала», «Победительница многих международных фестивалей эстрадной песни, по оценкам музыкальных критиков – новая Джоан Баэз», - так международная пресса называла Жанну Бичевскую.
Жанна Бичевская заслужила прочную и устойчивую популярность у любителей музыки как на Родине, так и за рубежом. Ее пластинки с записями народных песен, романсов, баллад и притч расходились миллионными тиражами более чем в 40 странах мира. Популярность эта имела надежный фундамент – она была основана на трепетном отношении певицы к русской народной песне, отличных вокальных данных, оригинальной манере исполнения, которая использовала и лучшие достижения стиля «фолк» и «кантри».
В творчестве Жанны Бичевской привлекали яркая индивидуальность, готовность спорить с привычными эстрадными канонами. «Жанна Бичевская – это погружение в чистый, неприукрашенный фольклор, его глубину. Она открывает старинные песни в их чистом виде, освобождает от канонов и талантливо авторизует», - писала газета «Советская культура».
Жанна Бичевская - единственная в мире исполнительница такого направления (сама она его называет русский кантри-фолк), которая 8 раз подряд с аншлагом собирала престижнейший в Западной Европе парижский зал «Олимпия». На Международном конкурсе артистов эстрады в Познани (Польша) в 1980 году помимо звания лауреата Жанна Бичевская была удостоена звания «Мисс творческая индивидуальность». В 1989 году на Международном конкурсе в Сан-Ремо (Италия) за выдающийся вклад в мировое исполнительское искусство ей был присвоен титул «Золотая гитара», которого до нее из женщин-гитаристок удостоилась только знаменитая исполнительница в стиле «кантри», американка Джоан Баэз.
Более 30 лет Жанна Бичевская поет песни, снискавшие любовь миллионов людей независимо от национальности. Репертуар певицы огромен, он насчитывает несколько сотен произведений – песни духовного и гражданского содержания, русские народные песни, а также песни на стихи поэтов «серебряного века».
Концерты Жанны Бичевской – это всегда незабываемое событие в культурной жизни той страны, куда она приезжает. По словам М. Джаггера, Жанна Бичевская – «островок настоящего, вечного искусства в океане современной музыки». Ее лирика пронизана острым чувством драматизма, который певица не маскирует, не сглаживает, а порой обнажает до предела.
В 1990-е годы на смену фольклору в творчество Жанны Бичевской пришли белогвардейские (альбомы «Любо, братцы, любо…», «Русская Голгофа»), а затем духовные песни - песни иеромонаха Романа и песни, написанные ее мужем, поэтом и композитором Геннадием Пономаревым. После пластинки духовных песнопений иеромонаха Романа («Родник», «Господи, помилуй», «Горе мне», «Станем перед Царицею Небесною», «Русь Святая зовет», «Покаяние», «Сон мне приснился», «Радость моя», «Солнце истины»), на которые ее благословил сам иеромонах Роман, появился новый лазерный диск - «Имени Твоему, Господи». На эту работу певицу благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это беспрецедентный случай, когда патриарх благословил певицу, работающую на эстраде.
Жанна Бичевская обращается и к бардовской песне. Компакт-диск «Слишком короток век» объединяет песни А. Дольского, В. Сергеева, С. Никитина, В. Берковского, Г. Пономарева, А. Макаревича, А. Вертинского, Ю. Гарина, Ю. Левитанского. Другой альбом включает в ее исполнении песни Булата Окуджавы «Живописцы», «К чему нам быть на ты», «Грузинская песня», «Простите пехоте», «Три сестры», «О Володе Высоцком», «Песенка старого шарманщика» и другие.
Недавно репертуар Жанны Бичевской пополнил новый цикл песен - о России, где доминантой является царская тема. Они вошли в компакт-диски «Верую» («Верую», «Мой народ», «Свобода», «Царским орлам», «Россия», «Николай II» и др.); «Царь Николай» («Царь Николай», «Двухглавый орел», «Боже, отдай нам Царя», «Конец русской былины» и др.); «Мы – русские» («Мы – русские», «Куликово поле», «Державная царица», «Странник одухотворенный», «Наша вера», «Храни тебя Господь», «К русским», «Русский марш», «Царица Александра», «Царь», «Венценосец», «Гимн самодержавной России»).
Всего за период творческой деятельности певица записала 15 лазерных дисков.
Ж.В. Бичевской присвоено звание Народной артистки России. В 1998 году она награждена золотой медалью православного общества «Радонеж» за большие заслуги в деле духовного просвещения. С декабря 1999 года Жанна Владимировна является автором и ведущей своей авторской программы «От сердца к сердцу» на Всемирной русской службе радиокомпании «Голос России».
«Я прежде всего труженик, - говорит о себе Жанна Владимировна. - На земле этой живу, работаю. Не для того, чтобы что-то осталось после меня, – это не моя цель. Мне важно сейчас мою жизнь прожить по-человечески. Духовно. И напитать своей верой, песнями, которые я пою, эту многострадальную землю. Моя задача сказать все, что кажется важным для меня и окружающих меня людей. Я не пастырь, не веду овец к Христу. Но я в числе этих овец». Ее путь – путь откровенного служения Богу, людям, России.
Живет и работает в Москве.
Гитару Жанне подарили, когда ей было 17 лет. Она с удовольствием пела песни самодеятельных авторов, студенческие, лирические, туристские. Затем были годы учебы в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (1966-1971), где она занималась вокалом у великолепных педагогов Ирмы Петровны Яунзем и Елены Яковлевны Петкер. Будучи студенткой, она начинает собирать и записывать народные песни.
Параллельно с учебой Жанна Бичевская работала педагогом по классу гитары в Загорской вечерней музыкальной школе, затем - солисткой-вокалисткой в эстрадном оркестре под управлением Э. Рознера. По окончании училища с 1971 по 1973 год она была солисткой вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы», с 1973 года работала в Москонцерте.
Жанна Бичевская на эстраде всегда существовала индивидуально. Не похожая ни на кого, с «лица необщим выраженьем», она несет со сцены свою тему, свой стиль. О ней не скажешь: модная певица. Она - певица духовно востребованная. В последнее время эта востребованность растет. Причем не только в России, но и в других странах, где она гастролирует. Бичевская не угождает слушателю. Она поет то, что отвечает ее собственным духовным исканиям.
Булат Окуджава, которого певица называет своим крестным отцом на эстраде, еще на заре ее творчества говорил о ней: «Жанна Бичевская совершает пешее восхождение». С его благословения она пошла именно по такому пути – по пути серьезного служения культуре. Жанна Бичевская - человек высоко духовный, это доминанта в ее творчестве.
Избрав далеко не самый легкий путь в искусстве, она непрестанно трудится. «Каждая песня, - говорит певица, - долго вынашивается, продумывается и появляется на свет в муках, как ребенок… я вкладываю в нее частицу своего сердца».
В 1970-е годы Жанне Бичевской удалось возродить интерес к настоящей русской песне. В ее репертуар вошли старинные народные песни: трудовые и обрядовые песни деревни; песни-шутки и песни-плачи; городская песня, баллада с ее роковыми страстями, пылкостью чувств, любовью и смертью. «У церкви стояла карета», «Миленький ты мой», «Бродяга», «Донская баллада», «Казачья притча», «Черный ворон», «Зеленый сарафан», «Матушка», «Разлука», «Вечерний звон», «Как служил солдат» - голос Бичевской был услышан и волновал. В нем чувствовался истинно русский дух, искренность и душевная теплота. Она была единственной певицей на отечественной эстраде, которая исполняла фольклор по-бардовски, балладно.
Всероссийский конкурс артистов эстрады 1973 года принес Бичевской звание лауреата. С тех пор певица объездила с концертами всю страну, побывала в Финляндии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Германии, Югославии и многих других странах.
«Звезда международной эстрады», «Певица, которая покоряет публику в любой стране, где бы она ни выступала», «Победительница многих международных фестивалей эстрадной песни, по оценкам музыкальных критиков – новая Джоан Баэз», - так международная пресса называла Жанну Бичевскую.
Жанна Бичевская заслужила прочную и устойчивую популярность у любителей музыки как на Родине, так и за рубежом. Ее пластинки с записями народных песен, романсов, баллад и притч расходились миллионными тиражами более чем в 40 странах мира. Популярность эта имела надежный фундамент – она была основана на трепетном отношении певицы к русской народной песне, отличных вокальных данных, оригинальной манере исполнения, которая использовала и лучшие достижения стиля «фолк» и «кантри».
В творчестве Жанны Бичевской привлекали яркая индивидуальность, готовность спорить с привычными эстрадными канонами. «Жанна Бичевская – это погружение в чистый, неприукрашенный фольклор, его глубину. Она открывает старинные песни в их чистом виде, освобождает от канонов и талантливо авторизует», - писала газета «Советская культура».
Жанна Бичевская - единственная в мире исполнительница такого направления (сама она его называет русский кантри-фолк), которая 8 раз подряд с аншлагом собирала престижнейший в Западной Европе парижский зал «Олимпия». На Международном конкурсе артистов эстрады в Познани (Польша) в 1980 году помимо звания лауреата Жанна Бичевская была удостоена звания «Мисс творческая индивидуальность». В 1989 году на Международном конкурсе в Сан-Ремо (Италия) за выдающийся вклад в мировое исполнительское искусство ей был присвоен титул «Золотая гитара», которого до нее из женщин-гитаристок удостоилась только знаменитая исполнительница в стиле «кантри», американка Джоан Баэз.
Более 30 лет Жанна Бичевская поет песни, снискавшие любовь миллионов людей независимо от национальности. Репертуар певицы огромен, он насчитывает несколько сотен произведений – песни духовного и гражданского содержания, русские народные песни, а также песни на стихи поэтов «серебряного века».
Концерты Жанны Бичевской – это всегда незабываемое событие в культурной жизни той страны, куда она приезжает. По словам М. Джаггера, Жанна Бичевская – «островок настоящего, вечного искусства в океане современной музыки». Ее лирика пронизана острым чувством драматизма, который певица не маскирует, не сглаживает, а порой обнажает до предела.
В 1990-е годы на смену фольклору в творчество Жанны Бичевской пришли белогвардейские (альбомы «Любо, братцы, любо…», «Русская Голгофа»), а затем духовные песни - песни иеромонаха Романа и песни, написанные ее мужем, поэтом и композитором Геннадием Пономаревым. После пластинки духовных песнопений иеромонаха Романа («Родник», «Господи, помилуй», «Горе мне», «Станем перед Царицею Небесною», «Русь Святая зовет», «Покаяние», «Сон мне приснился», «Радость моя», «Солнце истины»), на которые ее благословил сам иеромонах Роман, появился новый лазерный диск - «Имени Твоему, Господи». На эту работу певицу благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это беспрецедентный случай, когда патриарх благословил певицу, работающую на эстраде.
Жанна Бичевская обращается и к бардовской песне. Компакт-диск «Слишком короток век» объединяет песни А. Дольского, В. Сергеева, С. Никитина, В. Берковского, Г. Пономарева, А. Макаревича, А. Вертинского, Ю. Гарина, Ю. Левитанского. Другой альбом включает в ее исполнении песни Булата Окуджавы «Живописцы», «К чему нам быть на ты», «Грузинская песня», «Простите пехоте», «Три сестры», «О Володе Высоцком», «Песенка старого шарманщика» и другие.
Недавно репертуар Жанны Бичевской пополнил новый цикл песен - о России, где доминантой является царская тема. Они вошли в компакт-диски «Верую» («Верую», «Мой народ», «Свобода», «Царским орлам», «Россия», «Николай II» и др.); «Царь Николай» («Царь Николай», «Двухглавый орел», «Боже, отдай нам Царя», «Конец русской былины» и др.); «Мы – русские» («Мы – русские», «Куликово поле», «Державная царица», «Странник одухотворенный», «Наша вера», «Храни тебя Господь», «К русским», «Русский марш», «Царица Александра», «Царь», «Венценосец», «Гимн самодержавной России»).
Всего за период творческой деятельности певица записала 15 лазерных дисков.
Ж.В. Бичевской присвоено звание Народной артистки России. В 1998 году она награждена золотой медалью православного общества «Радонеж» за большие заслуги в деле духовного просвещения. С декабря 1999 года Жанна Владимировна является автором и ведущей своей авторской программы «От сердца к сердцу» на Всемирной русской службе радиокомпании «Голос России».
«Я прежде всего труженик, - говорит о себе Жанна Владимировна. - На земле этой живу, работаю. Не для того, чтобы что-то осталось после меня, – это не моя цель. Мне важно сейчас мою жизнь прожить по-человечески. Духовно. И напитать своей верой, песнями, которые я пою, эту многострадальную землю. Моя задача сказать все, что кажется важным для меня и окружающих меня людей. Я не пастырь, не веду овец к Христу. Но я в числе этих овец». Ее путь – путь откровенного служения Богу, людям, России.
Живет и работает в Москве.
Комментарии5