Goran Bregovic (композитор)
Когда в 1995-м Эмир Кустурица затеял новый кинопроект, Брегович (Брега) немедленно встал под его знамена. Это был фильм "Была когда-то одна страна", во всем цивилизованном мире известный как Underground, или "Подполье". Вместо политической драмы Кустурица устроил полную фантасмагорию - музыка была соответствующая. В ней куда меньше рока, куда больше фольклора - "Калашников", стилизованный под народный танец, и потрясающая Ausencia в исполнении настоящей звезды "world music" Сезарии Эворы. Саундтрек к "Подполью" стал одной из лучших пластинок 1995-96 годов. Горан, в отличие от друга-режиссера, не имел вообще никаких политических взглядов, кроме глубочайшего отвращения к политике и политикам. Оттого-то и саундтрек оказался, может быть, более интересным и цельным, чем собственно фильм.
"Подполье" стало последним плодом сотрудничества Бреги и Кусты. Началось с того, что Кустурица сделал публичное заявление о том, что не будет больше снимать кино, а Брега работал в кино все больше и больше. Когда Куста все же решил снять новое кино, он уже не обратился к Бреге, а вспомнил о старых приятелях, группе No Smoking Orchestra, с которой периодически играл. Но об этом уже очень хорошо известно.
Брегович не перестает выдавать и чисто музыкальные продукты. Появилось как минимум четыре его сборника (Ederlezi, P.S., Songbook и Music For Films), каждый из которых почти что в точности повторяет другой; вышли три диска-сотрудничества - с греческой звездой Георгиу Даларасом, с турчанкой Сезен Аксу, с полячкой Кайей (турецкий чуть экзотичнее, греческий за счет удивительного тембра голоса Далараса и инструмента бузуки много лучше, польский совсем роковый). В прошлом году ему исполнилось 50 - самый рабочий возраст, шутит Брега.
Он пишет музыку для голландских, бельгийских, румынских, польских, француских, английских фильмов и гастролирует по миру с оркестром, названным "Свадьбы и похороны". Он играет музыку цыган, но не чисто этническую, а пропущенную сквозь призму его, Брегиного, восприятия. В каждой новой стране он привлекает к сотрудничеству местных музыкантов. На концерты в Театре им. Моссовета (15 и 16 апреля) он привез поляков и болгар, с нашей стороны присутствует мужской хор "Пересвет".
В последнее время в Москве чуть ли не каждую неделю играли какие-то сербы - начиная с кустурицыных "некурильщиков", на поверку оказавшихся просто веселыми раздолбаями, и заканчивая оркестром Бориса Ковача - клубным составом из тех, каких по нескольку в любом приморском городке на Адриатике. Как теперь выясняется, все это было просто растянутым по времени разогревающим первым отделением - в концерте Бреговича, самого главного музыкального серба.
Комментарии1