Дворцы и замки Германии: Королевская усадьба Линдерхоф (Linderhof)
В красивой долине на юге Баварии, в 8 км от альпийской деревушки Обераммергау, в окружении чудесного парка с сотней красочных аллей и позолоченных скульптур, находится изящный замок Линдерхоф (нем. Linderhof) – один из сказочных дворцов Людвига II. Баварский король, отличавшийся своей мечтательностью, начал строительство трех необычных замков: Нойшванштайн, Херренкимзее и Линдерхоф, но только этот замок был закончен при его жизни.
Дворец Линдерхоф выстроен на территории заповедника Аммергебирге в центре красивого парка рядом с королевским охотничьим домиком Линдерхоф, который ещё Максимилиан II купил у близлежащего монастыря Этталь.
Великолепие барокко и роскошь роккоко в мраморе, картинах и гобеленах в сочетании с избытком позолоты и зеркал, оптически увеличивающих размеры помещений, ошеломляет своей пышностью. Здесь всего слишком: слишком много позолоты, слишком много росписи, вышивок и гобеленов, зеркал и прочих красивостей для невзыскательного глаза неискушенного зрителя.
Людвиг, выросший в красивом замке с романтичным названием Хоэншвангау - "Лебединый замок высокой страны", с детства увлекался легендами Германии и сказочными замками, отождествляя себя с рыцарем-лебедем, героем оперы Ричарда Вагнера. В одиннадцать лет он уже чертил эскизы своих фантастических дворцов, а в более зрелые годы начал серьезно изучать архитектуру. После посещения Франции в 1867 году, Людвиг загорелся идеей построить свой Версальский дворец в Альпах.
Король Максимилиан умер 10 марта 1864 года, в тот же день королём Баварии был объявлен 18-летний Людвиг. 11 марта в 10 часов утра в зале заседаний государственного совета Людвиг принёс клятву на конституции Баварии. Новый рослый (1,93 м) король впервые предстал общественности на траурной церемонии похорон своего отца 14 марта.
С самого начала Людвиг занялся вопросами развития культуры и, к примеру, уже 4 мая 1864 года лично познакомился с Рихардом Вагнером. Его финансовая поддержка Вагнеру в 1865 году составила 170 тысяч гульденов. Людвиг выделил средства на музыкальную драму Вагнера «Кольцо Нибелунга», которую тот должен был написать за три года. В декабре 1865 года Людвиг был вынужден пойти навстречу требованиям государственного правительства, жителей Мюнхена и его собственной семьи и выслать непопулярного Вагнера из Баварии. Но близкая дружба короля и композитора поначалу сохранялась. Премьеры опер Вагнера «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Золото Рейна» и «Валькирия» состоялись в Мюнхенском национальном театре. С 1872 года Людвиг слушал оперы Вагнера без публики. Он также финансировал строительство Дворца фестивалей Рихарда Вагнера в Байрейте и поддерживал созданное Марией фон Шлейниц Байройтское патронажное общество.
В 1869 году в 87 км к югу от Мюнхена (в 20 км от замков Хоэншвангау и Нойшванштайн), на месте охотничьего домика своего отца Максимилиана II, Людвиг начал строительство нового загородного дворца. Придворный архитектор Георг Долманн спроектировал замок Линдерхоф так, чтобы ничто не мешало уединенному отдыху короля: многочисленные аллеи на разных уровнях утопают в зелени, скрывая посетителей и слуг.
В 1869 Людвиг II перестроил домик лесника и сделал из него «Королевскую виллу» (стадия 1) – здесь начинается история строительства и развития дворца.
В 1870 под руководством архитектора Георга Доллмана к домику было пристроено восточное крыло (стадия 2). В это время первоначальный проект здания был существенно пересмотрен. Весной 1871 года было построено второе крыло, западное, и спальня, соединяющая эти два крыла (стадия 3). Деревянная лестница на западной стороне обеспечила доступ к u-образному комплексу, построенному вокруг открытого внутреннего двора, и Королевская вилла, таким образом, стала лишней. Этот комплекс был деревянным, из-за чего и получил название "Альпийская хижина".
В феврале 1873 Людвиг II одобрил заключительный проект дворца. Сначала деревянное здание было облицовано камнем и закрыто крестообразным комплексом новых крыш (стадия 4). Эта секция здания сформировала ядро нового дворца, но внутренней лестницы все еще не было.
20 января 1874 король дал разрешение на перемещение Королевского домика приблизительно на 300 метров, где он и стоит поныне, а на его месте было построено новое южное крыло (стадия 5). Теперь, когда дворец приобрел заключительную форму, вестибюль и лестница были включены в интерьер.
В 1885-86 годах спальня, как центральная комната в комплексе, была расширена и продлена на север (стадия 6). Это потребовало обширной реставрации дворца и добавления новой секции для северного фасада, включая крышу. Но король так и не увидел завершения новой спальни.
Десять лет продолжалась постройка Линдерхофа. Людвиг требовал исторической верности и в стиле, и в обстановке и, главное, в костюмах, позах, внешности персонажей многочисленных картин, украшающих дворец. Художники и строители много раз посылались в Париж для детального изучения Версаля и Трианона. Королю привозили груды книг, репродукций и чертежей. И сам Людвиг несколько раз ездил в Париж.
Замок Линдерхоф до мельчайших деталей подчеркивает элегантную французскую роскошь. Строителей и скульпторов неоднократно посылали во Францию для детального изучения Версальского дворца. Подражая своему кумиру Королю-Солнцу (Людовик XIV, король Франции), баварский король построил Линдерхоф как храм солнцу, символом которого стал павлин. Статуи павлина украшают залы, павильоны и аллеи комплекса. В центре этой роскоши – портреты, бюсты и статуи французского короля.
Как и другие замки Людвига, Линдерхоф быстро расцвел, и уже в октябре 1874 года были закончены основные здания. Окончательная отделка пышных интерьеров была завершена в 1886 году – последнем году жизни Людвига II. В общей сложности на строительство было потрачено 4 326 000 евро в переводе на современные деньги.
Замок Линдерхоф переносит в другую реальность, в фантастический мир баварского идеалиста и мечтателя. Комплекс из множества зданий разных стилей и эпох с первых шагов поражает роскошью, блеском и изысканностью в мельчайших деталях.
В отличии от других дворцов, в Линдерхоф преобладает интимная обстановка. Спальня «короля ночи» - центральное и самое большое помещение, спроектированное театральным художником Ангело Квадлио. Огромная кровать 4 на 4 метра в нише закрыта от позолоченной балюстрады и придает ей вид алтаря, прославляющего ночное царство Людвига II.
В замке есть только четыре зала, которые имеют реальные функции:
Зеркальный зал использовался как гостиная. Людвиг любил сидеть в нише, иногда проводя там за чтением всю ночь (он предпочитал спать днем и бодрствовать ночью). Огромные зеркала на бело-золотых стенах создают невообразимый эффект, отражая свет свечей в тысячу раз. Параллельное размещение некоторых зеркал вызывает иллюзию бесконечной аллеи.
Западный Гобеленовый зал (Музыкальный салон) поражает коллекцией стенной живописи и мебели. Картины в игривом стиле рококо, напоминающие гобелены, изображают любовные игры пастушков и пастушек. У окна стоит фарфоровый павлин в натуральную величину.
Приемный зал Людвиг II, искавший уединения, никогда не использовал по назначению. Это был кабинет, где он обдумывал свои новые проекты. В комнате находятся два круглых малахитовых стола (дар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II) и трон с балдахином, украшенный страусиными перьями (восточный символ королевской власти).
Обеденный зал прославился своими невидимыми официантами: особенное устройство стола опускало его в люк в полу на кухню этажом ниже, где его сервировали и затем поднимали вверх. Хотя нелюдимый король обедал в одиночестве, он требовал сервировать стол на четыре персоны – для мнимых Людовика XIV, мадам Помпадур и Марии-Антуанетты.
Увлечение Людвига восточным миром проявилось в Мавританском павильоне с Павлиньим троном и Марокканском доме, купленном на выставке в Вене.
Сады, окружающие замок Линдерхоф, считаются одними из самых красивых творений в истории ландшафтного дизайна. Парк площадью 50 гектаров сочетает элементы итальянского Ренессанса и английского сада с множеством аллегорических скульптур, фонтанов и бассейнов, увенчанных круглым храмом со статуей Венеры. Здесь по-прежнему растет 300-летняя липа, давшая название поместью (Linderhof в переводе означает "Липовый двор").
В сказочном замке безумного короля легко потерять счет времени. И хотя Людвиг II был отстранен от власти из-за своей чудаковатости и расточительства, сегодня его дворцы и замки самые посещаемые туристические достопримечательности Европы, приносящие баснословную прибыль Германии.
Гордостью страны являются также замок Вартбург – «cамый немецкий из всех замков Германии», Хайдельбергский замок - самые знаменитые руины Германии, Ахенский собор - первый немецкий объект, занесенный в ЮНЕСКО, Кельнский собор – «исключительная работа творчества человеческого гения».
Людвиг Баварский изнурял архитекторов и строителей, требуя детальнейшего соответствия историческому стилю во всем. В обстановке, даже в позах и костюмах персонажей картин, писавшихся для дворцовых стен. Строителям и художникам не раз пришлось съездить в Париж для изучения Версаля. Не только они, но сам монарх за десятилетие буквально истоптал все версальские закоулки.
Что интересно, в павлиньих чертогах практически не упоминается их создатель – Людвиг Второй. Во дворце много изображений яркой птицы, дорогой посуды и мебели из розового дерева. В центре этой роскоши – один из обитателей настоящего Версаля – Людовик Четырнадцатый, его изображение, наряду с павлиньим, – везде.
Непременно, наряду с замком, нужно упомянуть и о парке, его окружающем. Людвиг Баварский требовал, чтобы весь проект - и здание, и прилегающие территории - были закончены одновременно. На эту блажь были брошены сразу 200 рабочих. Даже рост деревьев был искусственно ускорен удобрениями. Из близлежащих деревень одного навоза везли по сотне телег в год. В общем, весь проект был закончен в 1880 году, и все в нем было идеально. В общий ансамбль не вписывалась только трехсотлетняя липа. Но дерево, давшее имя замку, никто, естественно, не решился спилить.
Фантастический мир, созданный королем романтиком, магнитом тянет на юг Баварии современных туристов.
Линдерхоф посвящен Солнцу. Символом солнца для Людвига являлся павлин, изображением этой птицы был украшен дворец и павильоны. Линдерхоф нельзя назвать жилищем в прямом смысле этого слова. Это храм божеству, это с точностью повторенная в Баварии XIX века обстановка, в какой жили когда-то у себя французские Бурбоны.
Под руководством королевского архитектора Георга Дольмана, создателя замка Нойшванштайн, была построена «Королевская вилла» (1870-1878). Интерьеры замка Линдерхоф посвящены, в основном, французскому королю Людовику ХIV, перед которым Людвиг II преклонялся. Так камин главного вестибюля украшает скульптурная мраморная группа «Апофеоз французского короля Людовика XIV». Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы - Ваттер и Пехман, Шпиц и Фрис, Шульц и Перрон, Квадлио и Гаушильд, они великолепно исполнили свою задачу. Король остался доволен их работой. Стены украшены живописными гобеленами и похожими на них картинами со сценами из светской и пастушьей жизни.
Внутри дворца все сверкает золотом, лепкой, гобеленами, дорогими тканями, зеркалами, драгоценной утварью и мебелью из розового дерева. В центре этой роскоши – Людовик XIV – на портретах, бюстах, статуях и безделушках.
Любимый в немецком дворцестроении XVIII века прием зеркального кабинета проявляется в разработанном Жаном де ла Пайкс Зеркальном зале. Большие, вмонтированные в бело-золотую обшивку стен, зеркала создают иллюзию бесконечного ряда помещений. Они преломляют огонь люстры из богемского хрусталя, отражают матовый глянец резной люстры из слоновой кости, многократно копируют украшения и удлиняют помещение до бесконечности.
В интерьерах Линдерхофа пышное величие барокко сочетается с интимной изысканностью рококо, легкого, игривого стиля, в котором битвы и великие герои уступают место любовным играм пастушков и пастушек. Сказочность и условность такого мира были очень близки Людвигу II, идеалисту и мечтателю.
Здесь 10 симметрично расположенных роскошных залов, открытых для осмотра. Все они проходные. Самые крупные — Восточный гобеленовый, Приемный, Спальня, Обеденный и Западный гобеленовый залы — разделяют четыре кабинета: Желтый, Лиловый, Розовый и Голубой.
В Гобеленовой комнате, или Музыкальной, картины в стиле рококо, напоминающие гобелены, изображают сцены из светской и пастушьей жизни. Рядом с богато украшенным музыкальным инструментом стоит павлин в натуральную величину из разрисованного севрского фарфора.
Личная спальня короля - самая большая комната, пышно украшенная и увенчанная кристальным канделябром со 108 свечами и искусственным водопадом, предназначенным для охлаждения комнаты в летнее время. Столовая выдержана в розовом цвете и имеет овальную форму. В центре её расположен стол, который опускался в расположенную под полом кухню, где слуги накрывали его, что позволяло королю обедать в полном одиночестве.
Культ Бурбонов нигде не нарушается чем-нибудь таким, что напоминало бы о владельце дворца, о короле баварском. Его инициалы скромно прячутся и заслоняются гербами, цветами, лилиями Бурбонов. Людвиг как бы оставался в тени и делал это сознательно, так как знал, что свое имя он вознесет на необыкновенную высоту в своем новом Монсальвате – Нойшванштайне, замке Белого лебедя, павлин же для Людвига был птицей невысокого полета. Это подчеркнуто расположением павлиньего дворца на дне ущелья.
Людвиг никогда не был женат, но однажды 22 января 1867 года принял спонтанное решение о помолвке с Софией Баварской, младшей сестрой австрийской императрицы Елизаветы, дочерью герцога Макса Баварского и своей двоюродной сестрой. Скоро Людвиг захотел расторгнуть помолвку, но, не желая портить жизнь девушке, согласился на условие: если София не найдет себе возлюбленного в течение полугода, свадьба состоится.
Людвиг постоянно называл невесту Эльзой по имени героини легенд о Лоэнгрине. Примечательно, что Людвиг не чувствовал себя влюблённым Лоэнгрином, поскольку в своих письмах к невесте Эльзе он подписывался как Генрих.
Подготовка к бракосочетанию велась особенно тщательно. Папа Пий IX дал соответствующее разрешение, необходимое согласно Кодексу канонического права, поскольку жених и невеста находились в близких родственных отношениях. Но Людвиг постоянно переносил даты церемонии, с 25 августа на 12 октября, в конце концов на 12 ноября 1867 года. Король всё больше дистанцировался от происходящего, хотя уже выпускались открытки с королевой Софией и была готова свадебная карета стоимостью в миллион гульденов. В конце концов 7 октября 1867 года Людвиг разорвал помолвку. Это решение ошеломило не только родителей Софии, но и родню Людвига и высшую знать. Елизавета Австрийская писала матери:
"Насколько сильно я возмущена королём, и император тоже, можешь себе представить. Нет слов для такого поведения. Я только не понимаю, как он теперь появляется на глаза людям в Мюнхене, после всего того, что произошло. Я рада только тому, что София это так воспринимает, счастливой, видит Бог, с таким человеком она бы не стала."
Никто не догадывался, что спустя три дня после помолвки с королём Людвигом София влюбилась в коммерсанта Эдгара Ханфштенгля и тайно встречалась с ним во дворце Пель.
При дворце, на территории 80 га, разбит великолепный парк – настоящий шедевр садово-паркового искусства, при этом умело были использованы крутые взгорья вокруг долины Грасвангталь. Террасы, каскады, беседки в разных стилях, английский ландшафтный дизайн – все это представляет собой единую композицию восхитительной красоты. Непосредственно за замком имеются галереи с липовыми сводами и фонтан в виде каскада: вода стекает вниз по тридцати мраморным ступеням прямо в бассейн с фонтаном, украшенным скульптурной группой Нептуна.
Южную возвышенность украшает классический круглый храм с мраморной статуей Венеры работы И.Н. Гаутмана. До сих пор сохранилась 300-летняя липа, как память о дворе крестьянина Линдера.
Король Людвиг II, любивший все восточное, приобрел в 1876 году в Париже во время посещения Всемирной выставки Мавританский павильон из замка Збиро в Богемии. Год спустя он был установлен на небольшой возвышенности в парке. В темных свете окон из цветного стекла и цветных светильников раскрывается вся красота восточного интерьера. В 1877 году был установлен изготовленный в Париже для короля мастером Ле Бланк-Грандером павлиний трон. Здесь Людвиг, одетый в восточный наряд, восседал во время вечерних представлений на искусно сделанном троне.
В Охотничьем домике король и его спутники, одевшись в медвежьи шкуры, пили средневековый медовый напиток. Хижина Хундинга напоминает декорации к опере Вагнера «Валькирия».
В 1876—1877 годах знаменитый ландшафтный архитектор Август Диригль построил в парке Грот Венеры — искусственную пещеру высотой более 10 м со сталактитами, сталагмитами . Здесь ставили сцены из опер Вагнера. Чаще всего «Тангейзера». Грот украшает картина, где легендарный менестрель изображен вместе с германской Венерой, языческой богиней Гольдой и нимфами на празднике Венериной горы в Герзельберге. В подсвеченном разными цветами искусственном озерце с водопадом плескались волны, в воде плавали лебеди и нимфы (вода подогревалась), на островке танцевали. Для певцов была предназначена лодка в форме раковины.
Система освещения, примененная здесь, считается одним из прообразов современной цветомузыки. Световые эффекты создавались с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводил в действие один из первых в Европе электрических генераторов фирмы Siemens. Иногда Людвиг устраивал на воде «театр одного актера» наоборот: разместившись в лодке-раковине, он слушал любимые арии в исполнении лучших певцов из Мюнхена.
Великолепие барокко и роскошь роккоко в мраморе, картинах и гобеленах в сочетании с избытком позолоты и зеркал, оптически увеличивающих размеры помещений, ошеломляет своей пышностью. Здесь всего слишком: слишком много позолоты, слишком много росписи, вышивок и гобеленов, зеркал и прочих красивостей для невзыскательного глаза неискушенного зрителя.
Людвиг, выросший в красивом замке с романтичным названием Хоэншвангау - "Лебединый замок высокой страны", с детства увлекался легендами Германии и сказочными замками, отождествляя себя с рыцарем-лебедем, героем оперы Ричарда Вагнера. В одиннадцать лет он уже чертил эскизы своих фантастических дворцов, а в более зрелые годы начал серьезно изучать архитектуру. После посещения Франции в 1867 году, Людвиг загорелся идеей построить свой Версальский дворец в Альпах.
Король Максимилиан умер 10 марта 1864 года, в тот же день королём Баварии был объявлен 18-летний Людвиг. 11 марта в 10 часов утра в зале заседаний государственного совета Людвиг принёс клятву на конституции Баварии. Новый рослый (1,93 м) король впервые предстал общественности на траурной церемонии похорон своего отца 14 марта.
С самого начала Людвиг занялся вопросами развития культуры и, к примеру, уже 4 мая 1864 года лично познакомился с Рихардом Вагнером. Его финансовая поддержка Вагнеру в 1865 году составила 170 тысяч гульденов. Людвиг выделил средства на музыкальную драму Вагнера «Кольцо Нибелунга», которую тот должен был написать за три года. В декабре 1865 года Людвиг был вынужден пойти навстречу требованиям государственного правительства, жителей Мюнхена и его собственной семьи и выслать непопулярного Вагнера из Баварии. Но близкая дружба короля и композитора поначалу сохранялась. Премьеры опер Вагнера «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Золото Рейна» и «Валькирия» состоялись в Мюнхенском национальном театре. С 1872 года Людвиг слушал оперы Вагнера без публики. Он также финансировал строительство Дворца фестивалей Рихарда Вагнера в Байрейте и поддерживал созданное Марией фон Шлейниц Байройтское патронажное общество.
В 1869 году в 87 км к югу от Мюнхена (в 20 км от замков Хоэншвангау и Нойшванштайн), на месте охотничьего домика своего отца Максимилиана II, Людвиг начал строительство нового загородного дворца. Придворный архитектор Георг Долманн спроектировал замок Линдерхоф так, чтобы ничто не мешало уединенному отдыху короля: многочисленные аллеи на разных уровнях утопают в зелени, скрывая посетителей и слуг.
В 1869 Людвиг II перестроил домик лесника и сделал из него «Королевскую виллу» (стадия 1) – здесь начинается история строительства и развития дворца.
В 1870 под руководством архитектора Георга Доллмана к домику было пристроено восточное крыло (стадия 2). В это время первоначальный проект здания был существенно пересмотрен. Весной 1871 года было построено второе крыло, западное, и спальня, соединяющая эти два крыла (стадия 3). Деревянная лестница на западной стороне обеспечила доступ к u-образному комплексу, построенному вокруг открытого внутреннего двора, и Королевская вилла, таким образом, стала лишней. Этот комплекс был деревянным, из-за чего и получил название "Альпийская хижина".
В феврале 1873 Людвиг II одобрил заключительный проект дворца. Сначала деревянное здание было облицовано камнем и закрыто крестообразным комплексом новых крыш (стадия 4). Эта секция здания сформировала ядро нового дворца, но внутренней лестницы все еще не было.
20 января 1874 король дал разрешение на перемещение Королевского домика приблизительно на 300 метров, где он и стоит поныне, а на его месте было построено новое южное крыло (стадия 5). Теперь, когда дворец приобрел заключительную форму, вестибюль и лестница были включены в интерьер.
В 1885-86 годах спальня, как центральная комната в комплексе, была расширена и продлена на север (стадия 6). Это потребовало обширной реставрации дворца и добавления новой секции для северного фасада, включая крышу. Но король так и не увидел завершения новой спальни.
Десять лет продолжалась постройка Линдерхофа. Людвиг требовал исторической верности и в стиле, и в обстановке и, главное, в костюмах, позах, внешности персонажей многочисленных картин, украшающих дворец. Художники и строители много раз посылались в Париж для детального изучения Версаля и Трианона. Королю привозили груды книг, репродукций и чертежей. И сам Людвиг несколько раз ездил в Париж.
Замок Линдерхоф до мельчайших деталей подчеркивает элегантную французскую роскошь. Строителей и скульпторов неоднократно посылали во Францию для детального изучения Версальского дворца. Подражая своему кумиру Королю-Солнцу (Людовик XIV, король Франции), баварский король построил Линдерхоф как храм солнцу, символом которого стал павлин. Статуи павлина украшают залы, павильоны и аллеи комплекса. В центре этой роскоши – портреты, бюсты и статуи французского короля.
Как и другие замки Людвига, Линдерхоф быстро расцвел, и уже в октябре 1874 года были закончены основные здания. Окончательная отделка пышных интерьеров была завершена в 1886 году – последнем году жизни Людвига II. В общей сложности на строительство было потрачено 4 326 000 евро в переводе на современные деньги.
Замок Линдерхоф переносит в другую реальность, в фантастический мир баварского идеалиста и мечтателя. Комплекс из множества зданий разных стилей и эпох с первых шагов поражает роскошью, блеском и изысканностью в мельчайших деталях.
В отличии от других дворцов, в Линдерхоф преобладает интимная обстановка. Спальня «короля ночи» - центральное и самое большое помещение, спроектированное театральным художником Ангело Квадлио. Огромная кровать 4 на 4 метра в нише закрыта от позолоченной балюстрады и придает ей вид алтаря, прославляющего ночное царство Людвига II.
В замке есть только четыре зала, которые имеют реальные функции:
Зеркальный зал использовался как гостиная. Людвиг любил сидеть в нише, иногда проводя там за чтением всю ночь (он предпочитал спать днем и бодрствовать ночью). Огромные зеркала на бело-золотых стенах создают невообразимый эффект, отражая свет свечей в тысячу раз. Параллельное размещение некоторых зеркал вызывает иллюзию бесконечной аллеи.
Западный Гобеленовый зал (Музыкальный салон) поражает коллекцией стенной живописи и мебели. Картины в игривом стиле рококо, напоминающие гобелены, изображают любовные игры пастушков и пастушек. У окна стоит фарфоровый павлин в натуральную величину.
Приемный зал Людвиг II, искавший уединения, никогда не использовал по назначению. Это был кабинет, где он обдумывал свои новые проекты. В комнате находятся два круглых малахитовых стола (дар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II) и трон с балдахином, украшенный страусиными перьями (восточный символ королевской власти).
Обеденный зал прославился своими невидимыми официантами: особенное устройство стола опускало его в люк в полу на кухню этажом ниже, где его сервировали и затем поднимали вверх. Хотя нелюдимый король обедал в одиночестве, он требовал сервировать стол на четыре персоны – для мнимых Людовика XIV, мадам Помпадур и Марии-Антуанетты.
Увлечение Людвига восточным миром проявилось в Мавританском павильоне с Павлиньим троном и Марокканском доме, купленном на выставке в Вене.
Сады, окружающие замок Линдерхоф, считаются одними из самых красивых творений в истории ландшафтного дизайна. Парк площадью 50 гектаров сочетает элементы итальянского Ренессанса и английского сада с множеством аллегорических скульптур, фонтанов и бассейнов, увенчанных круглым храмом со статуей Венеры. Здесь по-прежнему растет 300-летняя липа, давшая название поместью (Linderhof в переводе означает "Липовый двор").
В сказочном замке безумного короля легко потерять счет времени. И хотя Людвиг II был отстранен от власти из-за своей чудаковатости и расточительства, сегодня его дворцы и замки самые посещаемые туристические достопримечательности Европы, приносящие баснословную прибыль Германии.
Гордостью страны являются также замок Вартбург – «cамый немецкий из всех замков Германии», Хайдельбергский замок - самые знаменитые руины Германии, Ахенский собор - первый немецкий объект, занесенный в ЮНЕСКО, Кельнский собор – «исключительная работа творчества человеческого гения».
Людвиг Баварский изнурял архитекторов и строителей, требуя детальнейшего соответствия историческому стилю во всем. В обстановке, даже в позах и костюмах персонажей картин, писавшихся для дворцовых стен. Строителям и художникам не раз пришлось съездить в Париж для изучения Версаля. Не только они, но сам монарх за десятилетие буквально истоптал все версальские закоулки.
Что интересно, в павлиньих чертогах практически не упоминается их создатель – Людвиг Второй. Во дворце много изображений яркой птицы, дорогой посуды и мебели из розового дерева. В центре этой роскоши – один из обитателей настоящего Версаля – Людовик Четырнадцатый, его изображение, наряду с павлиньим, – везде.
Непременно, наряду с замком, нужно упомянуть и о парке, его окружающем. Людвиг Баварский требовал, чтобы весь проект - и здание, и прилегающие территории - были закончены одновременно. На эту блажь были брошены сразу 200 рабочих. Даже рост деревьев был искусственно ускорен удобрениями. Из близлежащих деревень одного навоза везли по сотне телег в год. В общем, весь проект был закончен в 1880 году, и все в нем было идеально. В общий ансамбль не вписывалась только трехсотлетняя липа. Но дерево, давшее имя замку, никто, естественно, не решился спилить.
Фантастический мир, созданный королем романтиком, магнитом тянет на юг Баварии современных туристов.
Линдерхоф посвящен Солнцу. Символом солнца для Людвига являлся павлин, изображением этой птицы был украшен дворец и павильоны. Линдерхоф нельзя назвать жилищем в прямом смысле этого слова. Это храм божеству, это с точностью повторенная в Баварии XIX века обстановка, в какой жили когда-то у себя французские Бурбоны.
Под руководством королевского архитектора Георга Дольмана, создателя замка Нойшванштайн, была построена «Королевская вилла» (1870-1878). Интерьеры замка Линдерхоф посвящены, в основном, французскому королю Людовику ХIV, перед которым Людвиг II преклонялся. Так камин главного вестибюля украшает скульптурная мраморная группа «Апофеоз французского короля Людовика XIV». Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы - Ваттер и Пехман, Шпиц и Фрис, Шульц и Перрон, Квадлио и Гаушильд, они великолепно исполнили свою задачу. Король остался доволен их работой. Стены украшены живописными гобеленами и похожими на них картинами со сценами из светской и пастушьей жизни.
Внутри дворца все сверкает золотом, лепкой, гобеленами, дорогими тканями, зеркалами, драгоценной утварью и мебелью из розового дерева. В центре этой роскоши – Людовик XIV – на портретах, бюстах, статуях и безделушках.
Любимый в немецком дворцестроении XVIII века прием зеркального кабинета проявляется в разработанном Жаном де ла Пайкс Зеркальном зале. Большие, вмонтированные в бело-золотую обшивку стен, зеркала создают иллюзию бесконечного ряда помещений. Они преломляют огонь люстры из богемского хрусталя, отражают матовый глянец резной люстры из слоновой кости, многократно копируют украшения и удлиняют помещение до бесконечности.
В интерьерах Линдерхофа пышное величие барокко сочетается с интимной изысканностью рококо, легкого, игривого стиля, в котором битвы и великие герои уступают место любовным играм пастушков и пастушек. Сказочность и условность такого мира были очень близки Людвигу II, идеалисту и мечтателю.
Здесь 10 симметрично расположенных роскошных залов, открытых для осмотра. Все они проходные. Самые крупные — Восточный гобеленовый, Приемный, Спальня, Обеденный и Западный гобеленовый залы — разделяют четыре кабинета: Желтый, Лиловый, Розовый и Голубой.
В Гобеленовой комнате, или Музыкальной, картины в стиле рококо, напоминающие гобелены, изображают сцены из светской и пастушьей жизни. Рядом с богато украшенным музыкальным инструментом стоит павлин в натуральную величину из разрисованного севрского фарфора.
Личная спальня короля - самая большая комната, пышно украшенная и увенчанная кристальным канделябром со 108 свечами и искусственным водопадом, предназначенным для охлаждения комнаты в летнее время. Столовая выдержана в розовом цвете и имеет овальную форму. В центре её расположен стол, который опускался в расположенную под полом кухню, где слуги накрывали его, что позволяло королю обедать в полном одиночестве.
Культ Бурбонов нигде не нарушается чем-нибудь таким, что напоминало бы о владельце дворца, о короле баварском. Его инициалы скромно прячутся и заслоняются гербами, цветами, лилиями Бурбонов. Людвиг как бы оставался в тени и делал это сознательно, так как знал, что свое имя он вознесет на необыкновенную высоту в своем новом Монсальвате – Нойшванштайне, замке Белого лебедя, павлин же для Людвига был птицей невысокого полета. Это подчеркнуто расположением павлиньего дворца на дне ущелья.
Людвиг никогда не был женат, но однажды 22 января 1867 года принял спонтанное решение о помолвке с Софией Баварской, младшей сестрой австрийской императрицы Елизаветы, дочерью герцога Макса Баварского и своей двоюродной сестрой. Скоро Людвиг захотел расторгнуть помолвку, но, не желая портить жизнь девушке, согласился на условие: если София не найдет себе возлюбленного в течение полугода, свадьба состоится.
Герцогия София Шарлотта
Людвиг постоянно называл невесту Эльзой по имени героини легенд о Лоэнгрине. Примечательно, что Людвиг не чувствовал себя влюблённым Лоэнгрином, поскольку в своих письмах к невесте Эльзе он подписывался как Генрих.
Подготовка к бракосочетанию велась особенно тщательно. Папа Пий IX дал соответствующее разрешение, необходимое согласно Кодексу канонического права, поскольку жених и невеста находились в близких родственных отношениях. Но Людвиг постоянно переносил даты церемонии, с 25 августа на 12 октября, в конце концов на 12 ноября 1867 года. Король всё больше дистанцировался от происходящего, хотя уже выпускались открытки с королевой Софией и была готова свадебная карета стоимостью в миллион гульденов. В конце концов 7 октября 1867 года Людвиг разорвал помолвку. Это решение ошеломило не только родителей Софии, но и родню Людвига и высшую знать. Елизавета Австрийская писала матери:
"Насколько сильно я возмущена королём, и император тоже, можешь себе представить. Нет слов для такого поведения. Я только не понимаю, как он теперь появляется на глаза людям в Мюнхене, после всего того, что произошло. Я рада только тому, что София это так воспринимает, счастливой, видит Бог, с таким человеком она бы не стала."
Никто не догадывался, что спустя три дня после помолвки с королём Людвигом София влюбилась в коммерсанта Эдгара Ханфштенгля и тайно встречалась с ним во дворце Пель.
При дворце, на территории 80 га, разбит великолепный парк – настоящий шедевр садово-паркового искусства, при этом умело были использованы крутые взгорья вокруг долины Грасвангталь. Террасы, каскады, беседки в разных стилях, английский ландшафтный дизайн – все это представляет собой единую композицию восхитительной красоты. Непосредственно за замком имеются галереи с липовыми сводами и фонтан в виде каскада: вода стекает вниз по тридцати мраморным ступеням прямо в бассейн с фонтаном, украшенным скульптурной группой Нептуна.
Южную возвышенность украшает классический круглый храм с мраморной статуей Венеры работы И.Н. Гаутмана. До сих пор сохранилась 300-летняя липа, как память о дворе крестьянина Линдера.
Король Людвиг II, любивший все восточное, приобрел в 1876 году в Париже во время посещения Всемирной выставки Мавританский павильон из замка Збиро в Богемии. Год спустя он был установлен на небольшой возвышенности в парке. В темных свете окон из цветного стекла и цветных светильников раскрывается вся красота восточного интерьера. В 1877 году был установлен изготовленный в Париже для короля мастером Ле Бланк-Грандером павлиний трон. Здесь Людвиг, одетый в восточный наряд, восседал во время вечерних представлений на искусно сделанном троне.
В Охотничьем домике король и его спутники, одевшись в медвежьи шкуры, пили средневековый медовый напиток. Хижина Хундинга напоминает декорации к опере Вагнера «Валькирия».
Грот Венеры — пожалуй самое интересное место в Линдерхофе.
В 1876—1877 годах знаменитый ландшафтный архитектор Август Диригль построил в парке Грот Венеры — искусственную пещеру высотой более 10 м со сталактитами, сталагмитами . Здесь ставили сцены из опер Вагнера. Чаще всего «Тангейзера». Грот украшает картина, где легендарный менестрель изображен вместе с германской Венерой, языческой богиней Гольдой и нимфами на празднике Венериной горы в Герзельберге. В подсвеченном разными цветами искусственном озерце с водопадом плескались волны, в воде плавали лебеди и нимфы (вода подогревалась), на островке танцевали. Для певцов была предназначена лодка в форме раковины.
Система освещения, примененная здесь, считается одним из прообразов современной цветомузыки. Световые эффекты создавались с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводил в действие один из первых в Европе электрических генераторов фирмы Siemens. Иногда Людвиг устраивал на воде «театр одного актера» наоборот: разместившись в лодке-раковине, он слушал любимые арии в исполнении лучших певцов из Мюнхена.
[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=9TyyjAFrOCY]
[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=_JU3udUy9f4]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=1
Qhc_6S615k&feature=player_embedded]
[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=NjTrirbYaJI]
ture=player_embedded&v=9TyyjAFrOCY]
[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=_JU3udUy9f4]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=1
Qhc_6S615k&feature=player_embedded]
[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=NjTrirbYaJI]
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1