Мифология русских скопцов: «белые голуби» Пётр III, Наполеон и Александр I
Среди всех неохристианских течений Россий скопцы придумали самую необычную мифологию. В их представлении царь Пётр III был тайным скопцом, ушедшим в мир под именем Кондратия Селиванова. А императрица Елизавета ушла в мир под именем Акулины Ивановны.
Скопческое движение объявилась в середине XVIII века как ответвление хлыстовства. От последнего она усвоила практику радений, дополнив её новым принципом — оскопления. Главным проявлением телесного начала для них становится секс. Отсюда вывод: необходимо полностью освободиться от влияния плоти, от первородного греха, от детородных органов.
Скопцы учили, что первые люди были созданы Богом бесполыми. Когда же, по внушению Сатаны, они согрешили в душе чувственными помыслами, у них образовались на теле эти запретные плоды, исказившие человеческий образ. Само тело нынешних людей, в глазах скопцов, уродливо, что выражается половыми признаками, которые необходимо отсечь.
Но так как оскопление, известное под именем малой печати, по естественному физиологическому закону, ещё не окончательно освобождало скопцов от вожделения и даже полового совокупления, то многие решались на отнятие у себя полового члена. Эта операция, называемая ими «второю» или «царскою печатью», «второю чистотою» или «вторым убелением» («сесть на белого коня» в противоположность к первому убелению или «сесть на пегого коня»), делалась или совокупно с отнятием мошонки или же ствол отнимался впоследствии.
При этом скопцы иногда вставляли особые оловянные или свинцовые затычки в отверстие мочеиспускательного канала для воспрепятствования самопроизвольному истечению мочи»
Была и «третья печать» («во имя Духа Святого»): она выражалась в отнятии у мужчин части грудных мышц.
Что касается оскопления женского, то оно появилось несколько позже (в первые десятилетия XIX века) и подразумевало большее хирургическое разнообразие. Насчитывалось минимум пять видов операций, совершавшихся над женщинами, принявшими скопчество: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков»; «отнятие части грудей или полное отнятие (ампутация) одной или обеих грудей (последнее гораздо чаще)»; «разные надрезы, преимущественно на обеих грудях»; «вырезывание частей малых губ, одних или вместе с похотником (клитором)»; «вырезывание верхней части больших губ вместе с малыми и похотником». При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.
Создателем скопческого течения был крестьянин Кондратий Селиванов. Его деятельность Кондратия Селиванова становится известной с 1770-х, а заканчивается в начале 1830-х Скопцы приписывали ему чудесное происхождение, связанное с хлыстовской «богородицей» Акулиной Ивановной, которую они считают истинной матерью Селиванова и вместе с тем Царицей Небесной. И сам Селиванов называл её: «Матушка моя, Царица Небесная, Акулина Ивановна».
По скопческим преданиям, под именем Акулины Ивановны скрывалась российская императрица Елизавета Петровна. По утверждению скопцов, она царствовала только два года, а затем, как дева непорочная и благочестивая, оставила престол, передав тайно государственное правление очень похожей на неё фрейлине. Сама же, переодевшись в нищенское платье, пошла пешком в Киев на богомолье, но по дороге, в Орловской губернии встретила Божьих Людей (хлыстов), приняла их веру и осталась жить с ними под именем Акулины Ивановны. Ещё будучи императрицей, по наитию Св. Духа, она родила царственного сына, то есть Исуса Христа, которого от всех скрыла. Позднее он объявился под именем Кондратия Селиванова и встретился со своей матерью в Орловской губернии, когда Акулина Ивановна была уже кормщицей большого хлыстовского корабля (общины).
Интересна и другая подробность, восходящая к тому же времени: в Иркутске Селиванов (туда он был сослан) начал выдавать себя за императора Петра Фёдоровича (Петра III), которого к тому времени уже не было в живых, но чьё имя было весьма популярно в народе. Недаром в русской истории насчитывается как минимум семь самозванцев (среди них знаменитый Емельян Пугачев), выдававших себя за Пётра III. Подобным же царём-самозванцем оказался и Селиванов. Возможно, это объясняется тем, что царя Петра Фёдоровича особенно чтили сектанты, которым в его короткое правление были сделаны послабления. В сектантской среде бытовала легенда, что Пётр III это сам воплотившийся Христос, который сошел на землю, чтобы спасти от преследований истинных христиан. В сообщение о его внезапной кончине многие люди не хотели верить и с нетерпением ждали, где и когда он вновь объявится.
Скопцами объяснялось, что царевич Пётр (то есть — Кондратий Селиванов), находясь за границей, в отроческом возрасте принял оскопление или, как возвышенно говорили скопцы, — был «убелён». Затем он вернулся на родину, в Петербург, был объявлен наследником престола, женился. Но, поскольку он был «убелён», его супруга, будущая Екатерина II, его возненавидела и, когда он стал императором, в сговоре с несколькими вельможами задумала его убить. Замысел не удался: царь Пётр Федорович узнал об этом, обменялся платьем с караульным солдатом и скрылся в Москву. В итоге убили караульного солдата, а не Петра Фёдоровича, который, объявившись в Москве, начал пропагандировать скопчество, а потом ушёл в Орловскую губернию к своей матушке Акулине Ивановне (царице Елизавете Петровне). В результате Селиванов и есть не кто иной, как государь-император Пётр III и в то же время — Исус Христос. Скопцы верили, что этот царь, Пётр Федорович, ещё воссядет на российский трон.
Среди особо важных обращённых в скопцы числились Александр I с супругой и император Наполеон – незаконный сын Екатерины Великой, которому она дала образование в Российской Императорской Академии, а затем отправила во Францию, где он и сделал головокружительную карьеру. Наполеон не умер, он жив, здоров и оскоплен, сбежал в Турцию, но в России ещё объявится, когда настанет день Страшного суда.
В отличие от старообрядцев, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения православных и вообще русского народа.
«Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам, тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы», – пропагандировали скопцы.
И действительно, тяга к обеспеченности была не последней при переходе православных людей в скопчество. К примеру, пономарь Пётр Семенов, проходивший по делу 1803 года о калужских скопцах, вступил в общину потому, что «здесь учат вина не пить и с женою не иметь плотского соития, что ему особенно полюбилось, ибо он, пономарь, весьма беден, а воспитание детей и употребление хмельных напитков его совершенно разорили бы».
Подавляющее число скопцов, даже крестьян, были зажиточными. В книге «В Сибирь за мамонтом». Е.В.Пфиценмайер так описывал их жизнь:
«Скопцы в Сибири выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков), но не брезговали и выращиванием арбузов, тыквы, разведением гусей, кур и уток».
Ф. Кон в своих «Намских письмах» в 1890-х годах писал о Мархинском селении следующее: «Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни». Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения (учтём и то, что сектанты не тратились на развлечения). Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно гнездо вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников».
У скопцов скапливались большие капиталы. К примеру, в 1917 году у сестёр Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева — 4 млн, у братьев Никифоровых — 1 млн. Но с началом НЭПа многие из разорённых скопцов снова вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса, состоявшегося в Ленинграде.
Советская власть полностью истребила такое интересное неохристианское течение, как скопчество. Сегодня в России насчитывается не более 10-20 потаённых скопцов.
Скопцы учили, что первые люди были созданы Богом бесполыми. Когда же, по внушению Сатаны, они согрешили в душе чувственными помыслами, у них образовались на теле эти запретные плоды, исказившие человеческий образ. Само тело нынешних людей, в глазах скопцов, уродливо, что выражается половыми признаками, которые необходимо отсечь.
Но так как оскопление, известное под именем малой печати, по естественному физиологическому закону, ещё не окончательно освобождало скопцов от вожделения и даже полового совокупления, то многие решались на отнятие у себя полового члена. Эта операция, называемая ими «второю» или «царскою печатью», «второю чистотою» или «вторым убелением» («сесть на белого коня» в противоположность к первому убелению или «сесть на пегого коня»), делалась или совокупно с отнятием мошонки или же ствол отнимался впоследствии.
При этом скопцы иногда вставляли особые оловянные или свинцовые затычки в отверстие мочеиспускательного канала для воспрепятствования самопроизвольному истечению мочи»
Была и «третья печать» («во имя Духа Святого»): она выражалась в отнятии у мужчин части грудных мышц.
Что касается оскопления женского, то оно появилось несколько позже (в первые десятилетия XIX века) и подразумевало большее хирургическое разнообразие. Насчитывалось минимум пять видов операций, совершавшихся над женщинами, принявшими скопчество: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков»; «отнятие части грудей или полное отнятие (ампутация) одной или обеих грудей (последнее гораздо чаще)»; «разные надрезы, преимущественно на обеих грудях»; «вырезывание частей малых губ, одних или вместе с похотником (клитором)»; «вырезывание верхней части больших губ вместе с малыми и похотником». При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.
Создателем скопческого течения был крестьянин Кондратий Селиванов. Его деятельность Кондратия Селиванова становится известной с 1770-х, а заканчивается в начале 1830-х Скопцы приписывали ему чудесное происхождение, связанное с хлыстовской «богородицей» Акулиной Ивановной, которую они считают истинной матерью Селиванова и вместе с тем Царицей Небесной. И сам Селиванов называл её: «Матушка моя, Царица Небесная, Акулина Ивановна».
Отсюда начинается интересная скопческая мифология.
По скопческим преданиям, под именем Акулины Ивановны скрывалась российская императрица Елизавета Петровна. По утверждению скопцов, она царствовала только два года, а затем, как дева непорочная и благочестивая, оставила престол, передав тайно государственное правление очень похожей на неё фрейлине. Сама же, переодевшись в нищенское платье, пошла пешком в Киев на богомолье, но по дороге, в Орловской губернии встретила Божьих Людей (хлыстов), приняла их веру и осталась жить с ними под именем Акулины Ивановны. Ещё будучи императрицей, по наитию Св. Духа, она родила царственного сына, то есть Исуса Христа, которого от всех скрыла. Позднее он объявился под именем Кондратия Селиванова и встретился со своей матерью в Орловской губернии, когда Акулина Ивановна была уже кормщицей большого хлыстовского корабля (общины).
Интересна и другая подробность, восходящая к тому же времени: в Иркутске Селиванов (туда он был сослан) начал выдавать себя за императора Петра Фёдоровича (Петра III), которого к тому времени уже не было в живых, но чьё имя было весьма популярно в народе. Недаром в русской истории насчитывается как минимум семь самозванцев (среди них знаменитый Емельян Пугачев), выдававших себя за Пётра III. Подобным же царём-самозванцем оказался и Селиванов. Возможно, это объясняется тем, что царя Петра Фёдоровича особенно чтили сектанты, которым в его короткое правление были сделаны послабления. В сектантской среде бытовала легенда, что Пётр III это сам воплотившийся Христос, который сошел на землю, чтобы спасти от преследований истинных христиан. В сообщение о его внезапной кончине многие люди не хотели верить и с нетерпением ждали, где и когда он вновь объявится.
Кондратий Селиванов
Скопцами объяснялось, что царевич Пётр (то есть — Кондратий Селиванов), находясь за границей, в отроческом возрасте принял оскопление или, как возвышенно говорили скопцы, — был «убелён». Затем он вернулся на родину, в Петербург, был объявлен наследником престола, женился. Но, поскольку он был «убелён», его супруга, будущая Екатерина II, его возненавидела и, когда он стал императором, в сговоре с несколькими вельможами задумала его убить. Замысел не удался: царь Пётр Федорович узнал об этом, обменялся платьем с караульным солдатом и скрылся в Москву. В итоге убили караульного солдата, а не Петра Фёдоровича, который, объявившись в Москве, начал пропагандировать скопчество, а потом ушёл в Орловскую губернию к своей матушке Акулине Ивановне (царице Елизавете Петровне). В результате Селиванов и есть не кто иной, как государь-император Пётр III и в то же время — Исус Христос. Скопцы верили, что этот царь, Пётр Федорович, ещё воссядет на российский трон.
Среди особо важных обращённых в скопцы числились Александр I с супругой и император Наполеон – незаконный сын Екатерины Великой, которому она дала образование в Российской Императорской Академии, а затем отправила во Францию, где он и сделал головокружительную карьеру. Наполеон не умер, он жив, здоров и оскоплен, сбежал в Турцию, но в России ещё объявится, когда настанет день Страшного суда.
В отличие от старообрядцев, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения православных и вообще русского народа.
«Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам, тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы», – пропагандировали скопцы.
И действительно, тяга к обеспеченности была не последней при переходе православных людей в скопчество. К примеру, пономарь Пётр Семенов, проходивший по делу 1803 года о калужских скопцах, вступил в общину потому, что «здесь учат вина не пить и с женою не иметь плотского соития, что ему особенно полюбилось, ибо он, пономарь, весьма беден, а воспитание детей и употребление хмельных напитков его совершенно разорили бы».
Подавляющее число скопцов, даже крестьян, были зажиточными. В книге «В Сибирь за мамонтом». Е.В.Пфиценмайер так описывал их жизнь:
«Скопцы в Сибири выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков), но не брезговали и выращиванием арбузов, тыквы, разведением гусей, кур и уток».
Ф. Кон в своих «Намских письмах» в 1890-х годах писал о Мархинском селении следующее: «Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни». Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения (учтём и то, что сектанты не тратились на развлечения). Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно гнездо вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников».
У скопцов скапливались большие капиталы. К примеру, в 1917 году у сестёр Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева — 4 млн, у братьев Никифоровых — 1 млн. Но с началом НЭПа многие из разорённых скопцов снова вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса, состоявшегося в Ленинграде.
Советская власть полностью истребила такое интересное неохристианское течение, как скопчество. Сегодня в России насчитывается не более 10-20 потаённых скопцов.
Фотогалерея скопцов, донесения Московского сыска, 1871 год:
Герасим Бычков, литератор и журналист
Андрей Суханов, отставной унтер-офицер
Алексей Волков, серпуховской мещанин и пророк скопцов
Прокофий Максимов, отставной солдат
Комментарии1